Съездить на Украину. Быль

Татьяна Шардина
Просто хочу вас предупредить. Если вы  - россияне, и собрались поехать на Украину, то для вас это будет важно, а если не россияне и ехать туда вам незачем, то можете даже и не читать. 

Пришлось нам с мужем поехать из Москвы на поезде в город Днепр. Заболела мама мужа, 91 год. Первый тур выборов президента прошёл, думали, что свободно проедем. Купили билеты купейные, дорогие, по 8 тысяч рублей в одну сторону на одного человека. Плацкартные были только боковые верхние.

Вагон старенький, 1991 года выпуска со всеми вытекающими, как говорится. Проехали Тулу, Орёл, после Белгорода по вагонам стали шнырять менялы, предлагали купить гривны. Ну, и всякий торговый люд. Только смотри за вещами.

 Ночью, в 4 часа, приехали в Харьков. По коридору вагона пошли люди в форме с собаками и оружием. Много военных женщин.  В наше купе вошёл молодой мужчина-пограничник, проверил наши документы: загранпаспорта, приглашения от родственников, выслушал сообщение о больной маме - и сказал (по-русски), что моему мужу придётся выйти из поезда. Для собеседования.

 "Как это выйти?! А он успеет вернуться? Поезд же может уехать!" - разволновалась я. Пограничник ответил, что я могу ехать дальше, а ему придётся выйти. Мои просьбы и причитания, что мужу уже за шестьдесят, и мама же лежит больная, не помогли: сняв с моих трёх пальцев на обеих руках отпечатки, непреклонный страж границы удалился, заявив, что скоро придёт за моим мужем.

Я решила тоже выходить, чтобы нам быть вместе.
Мы стали быстро собирать вещи.  Возникший на пороге проводник напомнил, что, уходя, мы должны собрать постельное бельё.

Мы вышли на перрон и увидели ещё человек пятнадцать мужчин и несколько женщин, все россияне, с багажом, их тоже высадили с этого поезда. Пограничники с собаками и оружием окружили нашу группу и повели к вокзалу.

В помещение, где проводилось "собеседование" меня не пустили, я встречала рассвет  возле двери вокзала, куда увели людей. Мёрзли у дверей вместе с женщиной, попавшей в такое же положение. Не прошло и двух часов, как мой муж вышел на волю. Его не спрашивали чей Крым и не заставляли кричать "Слава Украине!", опять расспросили куда и зачем едет, произвели дактилоскопию и зачем-то сняли на видео. Перед тем, как мужа выпустили, молодой пограничник, который его снял с поезда, негромко сказал ему: "Прости, батя".

Просидев три часа на вокзале, мы отправились на электропоезде в Синельниково, а оттуда на автобусе - в Днепропетровск, то есть в Днепр. Причём наши прежние билеты были бесполезны - пришлось покупать новые.

Не буду описывать впечатления от пребывания в городе, в котором много лет назад жили, в котором более шестидесяти лет назад мой муж родился, а также родились все наши трое детей. Скажу только, что город довольно-таки обшарпан, несмотря на построенные новые здания банков, мобильных сетей и торговых центров. Но, что удивило: там все говорят по-русски, несмотря на то, что вывески на украинском. Все! Особенно молодёжь. И деньги называют не "гривнами", а "рублями".

На обратном пути мы боялись, что нас опять высадят ночью на вокзале в Харькове, но нам повезло. Правда, мы были близки к этому: в купе вошёл здоровенный амбал в штатском, мельком показал какое-то своё мутное удостоверение и стал назойливо допытываться, не везём ли мы деньги и прочие вещи: наркотики, оружие, иконы и картины. Деньги его интересовали больше всего. Мы ничего такого не везли, но "страж" не поверил, заставил меня выйти в коридор и при закрытой двери купе  просмотрел все вещи в дорожной сумке мужа, приговаривая, чтобы он сознавался, иначе, если он найдёт, то всё изымет. Иногда я приоткрывала дверь и заглядывала внутрь. Видела, как этот не знаю кто тасует в своих крупных руках деньги, пересчитывает оставшиеся от нашей поездки мелкие купюры. Увидев меня, он резким движением с грохотом задвигал дверь купе. По требованию этого человека мужу пришлось даже задрать рубашку, показав живот, и вывернуть карманы. Честно говоря, я боялась, что в нашу сумку подбросят что-нибудь и нас потом обвинят.

Когда, наконец, "амбал", ничего не найдя и протянув зачем-то обескураженному пассажиру свою "лопату" для рукопожатия, ушёл, мы облегчённо вздохнули. И ещё четверть часа сидели в напряжении, пока поезд не тронулся. А успокоились только через час, приехав в Белгород, на территорию России.

Никогда ещё возвращение в Россию не было таким радостным.


На фото - "Дух нации" в некогда красивом парке Чкалова в центре города Днепр