К вопросу о Железной Стене

Краузе Фердинанд Терентьевич
Как мы уже отмечали ранее, в произведениях АБС нет ничего лишнего или лишенного смысла.

Это касается и Железной Стены.

Повесть "Понедельник начинается в субботу" была напечатана в 1965 году.

Несомненно, что прообразом Железной Стены в Воображаемом Будущем, куда отправляется Саша Привалов на "машине времени для передвижения во временных   пространствах, сконструированных искусственно" конструкции Луи Ивановича Седлового, послужила Берлинская стена.

"Берлинская стена (нем. Berliner Mauer) — инженерно-оборудованная и укреплённая государственная граница Германской Демократической Республики, построенная на территории ГДР вокруг Западного Берлина и существовавшая с 13 августа 1961 года."(с)

"Потом мое внимание привлекла высокая серая стена, отгораживающая площадь с запада. Из-за стены поднимались клубы черного дыма.
— Что это там? — спросил я красивую женщину в косынке, понуро бредущую к Пантеону-Рефрижератору.
— Железная Стена, — ответила она, не останавливаясь."(с)

В нашей Реальности Берлинская стена была стеной, через которую было не просто перебраться, и служила она серьёзным препятствием взаимного проникновения с территорий ФРГ и ГДР.

Не останавливаясь на всех моральных аспектах появления и назначения Берлинской стены, обратимся к творчеству АБС:

"— Это так называемая Железная Стена, — ответил он. — К сожалению, мне неизвестна этимология обоих этих слов, но я знаю, что она разделяет два мира — Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим."(c)

Не станем выяснять, сколь искренними были АБС.

Но, вероятно, они верили в то, что пишут.

Иначе последующее появление Мира Полудня следует объяснять коньюктурой спроса, ведь писателям надо было зарабатывать на жизнь?

Остановимся на этих ёмких и исчерпывающих формулировках для обоих Миров и начнём восхищаться прозорливостью АБС.

Они предсказали даже это:

"После двухтысячного года начались провалы во времени. Я летел через время, лишенное материи. В таких местах было темно, и только изредка за серой стеной вспыхивали взрывы и разгорались зарева. Время от времени город вновь обступал меня, и с каждым разом здания его становились выше, сферические купола становились все прозрачнее, а звездолетов на площади становились все меньше. Из-за стены непрерывно поднимался дым. Странное это было зрелище: совершенная пустота и только стена на западе."(с)

"Слава" Перестройке, именно так всё и произошло примерно в указанное АБС время, за исключением звездолётов, которые к тому времени перестали строить за исчезновением гуманного воображения у начальства и подчинённых!

Именно поэтому сейчас мы находимся во временном пространстве, сконструированном искусственно.

Разница лишь в том, что мы теперь оказались с другой стороны Железной Стены, с той, куда заглянул через коммуникационную амбразуру Саша Привалов:

"Я услышал грохот разрывов и душераздирающий рев чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскаленный ветер недалекого ядерного взрыва опалил мое лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы."(c)

Устройство коммуникационной амбразуры очень простое:

"Коммуникационная амбразура имела вид низенькой арки, закрытой броневой дверцей. Я подошел и нерешительно взялся за щеколду."(c).

Проникновению из Мира Страха Перед Будущим в Мир Гуманного Воображения препятствует надёжный засов.

"Я закрыл дверцу и тщательно задвинул засов."(c)

Обратите внимание, что засов находится со стороны Мира Гуманного Будущего.

Задвинул засов - и дверь не откроется никогда (Образно, образно выражаясь!)

Таким образом, попав в Мир Страха Перед Будущим, вернуться обратно не представляется возможным.

Зато, вы скажете, что в этом Мире есть сорок сортов колбасы, гаджеты (Гаджеты, гаджеты!) и тотальная система распознавания лиц?

И каждому воздастся по вере его...

Эпилог:

"Чтобы не терять времени даром, он прыгнул сразу вперед на миллион лет. Над стеной вырастали заросли атомных грибов, и он обрадовался, когда по его сторону стены снова забрезжил свет.

-Привет! Вы с этой стороны?
  -Да, — ответил я.
   -Ну и как вам там?
    -Полный ...ц !, — сказал я. — А у вас?
    -Как всегда, хорошо, — сказал он и замолчал.

  Тут наша беседа была прервана. Над равниной низко прошло несколько тарелкообразных летательных аппаратов. Из них, крутясь и кувыркаясь, посыпались бомбы.

"Опять началось", — сказал я,  и лег ногами к взрывам...

Он выскочил вон, захлопнул дверцу и, прислонившись к ней спиной, некоторое время слушал, как визжат, ревут и грохочут бомбы.

Он еще раз осторожно заглянул в дверцу: над равниной медленно вспухали огненные шары разрывов. Металлические колпаки откидывались один за другим, из-под них лезли бледные, оборванные люди с бородатыми свирепыми лицами и с железными ломами наперевес.

Он закрыл дверцу и тщательно задвинул засов."(с*)

(с*) - Ну, конечно, этот абзац написан по мотивам АБС.