ИГУ. 7. Литература от литератора

Светлана Борцова
Интересно, что я познакомилась с Анной Леонидовной Рубанович заочно, прочитав её повесть задолго до поступления в университет. Я и думать не могла, что буду у неё учиться. Она для меня словно в двух лицах: автор книги и преподаватель.  Эти образы не совместились в один.

Как автор она мне казалась похожей на героиню повести, нарисованную на обложке и имя ей подходило – Оксана Максимовна. Это имя героини и название повести. Портрета автора на обложке не было.

Всего повестей было три. Сейчас это называется женской прозой: любовные переживания, семейные отношения. Тогда этот жанр считался непрестижным. Всего лишь мелодрама!

А в реальности Анна Леонидовна нам ничего о своём творчестве не говорила. Она рассказывала о писателях. Вела историю русской литературы второй половины ХIX века.

Знакомила нас с самым мощным глубоким пластом отечественной классики. Ей удавалось погрузить нас в атмосферу произведений так, что они становились частью нашей повседневности. Постоянно присутствовали в мыслях и речах.

Как-то Валентина Ильина, примерив меховую шляпу одной из подруг, спросила остальных: «Как я вам?» На что Татьяна сразу отозвалась: «Шикарно! Не то «Идиот», не то «Анна Каренина».

Я училась в те времена, когда в школе не изучали Достоевского. Так что я его узнала впервые от Анны Леонидовны. Поражаясь психологическим  характеристикам его героев, я отмечала для себя ещё и посторонние  детали. Например, почему она, такая грамотная дама, неправильно произносит фамилию Мармеладова – говорит «Мермаладов».

Были ещё некоторые речевые особенности, отличавшие её от других преподавателей. И только теперь я поняла, ознакомившись с её биографией, откуда они. Это отпечаток прежнего места жительства. Детство и юность Анны Леонидовны прошли на Украине, среднюю школу и первые курсы университета она закончила в Одессе.
 
Война заставила бежать из осаждённой Одессы в 1941 году через всю страну к родственникам в Иркутске. Там и прошла дальнейшая жизнь – окончен филфак, состоялась  работа, творчество.

«Ридна Украина, зеленокудрая Одесса»  отразились на страницах её повестей. Драматические коллизии  в судьбах героинь, возможно, навеяны испытаниями, перенесёнными самим автором.

Одна из её коллег как-то заметила: «Сильные женщины нередко остаются одинокими,» -   на примере Анны Леонидовны. Я намотала на ус эту мысль. Только трудно было понять, что сильной женщиной может быть такая птичка-невеличка, вся погружённая в литературу.

Она прожила долго (1919-2013). 16 апреля 2019 года ей исполняется 100 лет.
Из стихотворения Анатолия Собенникова, который был деканом факультета, верным учеником, буквально две строчки:

«На еврейском кладбище Иркутска»
«Имя твоё – Анна»

Вот где она успокоилась навек. А имя – самое литературное, как и вся её судьба.
Этим и запомнилась наша славная Анна Леонидовна, своей увлечённостью миром книг.