Генеалогия Чаплыгин Сергей Алексеевич

Евгений Пажитнов
Просим внести поправки и дополнения.
89262371485@mail.ru
..................
ЧАПЛЫГИН
Сергей Алексеевич (1869-1942), ученый в области теоретической механики, гидро- и аэродинамики, академик.
НММ Жуковского, 530 ед. хр., 1882-1942.
.................
Нисходящая роспись: ...
Поколение 1
1. ...

Мать ребёнка: ...
   Дочь: ... Анна Петровна (2-1)

Поколение 2
2-1. ... Анна Петровна
Родилась: ?
Отец: ... (1)
Мать: ...
Отец ребёнка: Чаплыгин Сергей Афанасьевич (?-1871)
   Сын: Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942) (3-2)
Муж: Давыдов Семён Николаевич
   Сын: Давыдов Михаил Семёнович (4-2)
   Дочь: Давыдова Екатерина Семёновна (5-2)
   Сын: Давыдов Николай Семёнович (6-2)
   Дочь: Давыдова Любовь Семёновна (7-2)

Поколение 3
3-2. Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942)
Родился: 1869. Умер: 1942. Продолжительность жизни: 73
Отец: Чаплыгин Сергей Афанасьевич (?-1871)
Мать: ... Анна Петровна (2-1)
Жена: Льеж Екатерина Владимировна
   Дочь: Чаплыгина Ольга Сергеевна (1895-?) (8-3(1))
Жена: Горшкова Евдокия Максимовна
   Сын: Чаплыгин Юрий Сергеевич (?-1962) (9-3(2))

4-2. Давыдов Михаил Семёнович
Родился: ?
Отец: Давыдов Семён Николаевич
Мать: ... Анна Петровна (2-1)


5-2. Давыдова Екатерина Семёновна
Родилась: ?
Отец: Давыдов Семён Николаевич
Мать: ... Анна Петровна (2-1)


6-2. Давыдов Николай Семёнович
Родился: ?
Отец: Давыдов Семён Николаевич
Мать: ... Анна Петровна (2-1)


7-2. Давыдова Любовь Семёновна
Родилась: ?
Отец: Давыдов Семён Николаевич
Мать: ... Анна Петровна (2-1)


Поколение 4
8-3(1). Чаплыгина Ольга Сергеевна (1895-?)
Родилась: 1895. Умерла: ?
Отец: Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942) (3-2)
Мать: Льеж Екатерина Владимировна

9-3(2). Чаплыгин Юрий Сергеевич (?-1962)
Родился: ?. Умер: 1962
Отец: Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942) (3-2)
Мать: Горшкова Евдокия Максимовна
Жена: ...

.......................
ЧАПЛЫГИН СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ 24 марта (5 апреля) 1869, г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой области) - 08.10.1942. Cтарший сын в семье. Отец, Алексей Тимофеевич Чаплыгин, служивший приказчиком, умер от холеры, когда Сергею было 2 года. Мать, Анна Петровна, вместе с детьми переехала в Воронеж и вторично вышла замуж. Ученый. Один из основоположников аэродинамики. Академик (1929). Директор Центрального аэрогидродинамического института (1921-1931), в 1923- зав. кафедры теоретической механики Московского лесотехнического института
с 1931 до конца жизни -начальник Общетеоретической группы этого института, в 1935 возглавлял Группу технических наук АН СССР. В течение многих лет - близкий знакомый В И. Вернадского.
Сын С.А. Чаплыгина Юрий - математик, в 1941 защитил кандидатскую диссертацию, работал в ЦАГИ. В связи с тяжелым заболеванием после 1945 - на пенсии.
Первая жена Сергея Алексеевича - Арно (урожд. Льеж) Екатерина Владимировна, их дочь Ольга Сергеевна (1897 г.р.) была балериной кордебалета в одном из московских театров, затем работала в отделе научно-технической информации в ЦАГИ, скончалась в конце 1960-х годов. Вторая жена - Евдокия Максимовна Горшкова.
Источник
ИсточниК: Вся Москва 1923 с 88, 217
Адрес-календарь Российской империи на 1915 ч 1 с856
.....................
Ольга Сергеевна Чаплыгина родилась 3 августа 1895 года. Оля хорошо училась в частной гимназии Дюлу, унаследовав от отца прекрасную память и усвоив сочиненную им заповедь: "Человек должен делать все сам - голова дана не для украшения".

Воспитывая в девочке самостоятельность мышления, Сергей Алексеевич первым же и столкнулся с плодами своего воспитания. Несмотря на исключительные способности, Оля всем предметам, преподававшимся в гимназии, предпочитала уроки танца. Именно на этот урок, единственный в неделю, начинавшийся в девять утра, она приходила раньше всех, ни разу по пропустив, ни разу не опоздав. Учитель танцев Евгений Михайлович Иванов оценил способности и прилежность девочки. За год до окончания курса он сказал начальнице:
- Одну из учениц моих следовало бы рекомендовать в балетное училище.
- Кто же это?
- Ольга Чаплыгина!
Начальница пришла в смятение.
- Да вы, Евгений Михайлович, с ума сошли! Вы знаете, кто ее отец? Профессор, крупный ученый, директор Высших женских курсов… А мы будем рекомендовать дочери балетную школу! Нет уж, извините!
Оля сама затеяла разговор о балете сначала с матерью, а затем с отцом. Екатерина Владимировна взяла сторону дочери. Но Сергей Алексеевич решительно возразил:
- В балет идут, как я знаю, с шестилетнего возраста и не всех принимают уже по специальным требованиям к сложению тела, к устройству ног… Значит, ты уже опоздала! Хорошей артистки из тебя не выйдет, останешься недоучкой. Прибавь сюда театральные интриги, закулисную жизнь… Нет, я решительно против, и, пожалуйста, перестань об этом думать!
В течение всего последнего учебного года Екатерина Владимировна, Оля, подруги доказывали Сергею Алексеевичу, что он неправ, несправедлив и губит талант дочери. Сергей Алексеевич уступил, но с таким условием:
- Сначала получи высшее образование у нас на курсах, а потом или одновременно поступай в свой балет. Это последнее мое слово!
Оля с ранних лет жизни убедилась, что отец во всех долах всегда оказывался правым. Вероятно, он был прав и теперь, как всегда, и она согласилась.
- На какой же ты хочешь факультет? - примирительно спросил отец.
- На какой хочешь ты, на тот и пойду.
- Я бы посоветовал на математический. У тебя есть способности!
- Хорошо, пойду на математический!
Столкнувшись с горьким опытом самостоятельного мышления дочери, Сергей Алексеевич забыл о собственной заповеди, выбирая Оле факультет по своему вкусу. Оля формально одолевала выбранный отцом факультет, но в то же время слушала лекции по естествознанию, более соответствовавшие ее влечениям. Одновременно она поступила в студию Михаила Михайловича Мордкина (студия основана в москве в 1914 году), артиста балета, балетмейстера и педагога. Оля все каникулы отдавала студии Мордкина. Она вовлеклась в балетную жизнь до мозга костей, и, конечно, у нее не будет семьи, мужа, детей.
Ольга Сергеевна оставила Высшие женские курсы на четвертом курсе, уступая страстному влечению к театру. Впрочем, она пообещала отцу вернуться на курсы, когда испытает себя на настоящей сцене.
- Артистка балета служит до сорока лет, - сказала она.
- Когда мне будет сорок, я брошу сцену и окончу вуз…
В первый год Октябрьской революции московский "Театр оперы Зимина" перешел к Московскому Совету. Он стал именоваться Оперным театром Московского Совета рабочих депутатов, а затем объединился с Государственным академическим Большим театром и стал числиться филиалом ГАБТа. Ольга Сергеевна по конкурсу была принята в этот театр солисткой балета.
Наивысшее удовлетворение Ольге Сергеевне принесло признание отца. Ему случилось прожить несколько дней в Одессе, где проходили гастроли филиала. После одного из спектаклей он сказал с растроганной улыбкой:
- Да, ты была права, ты выбрала правильно свой путь…
Вспоминая об этом признании, как об исполнении мечты всей жизни, Ольга Сергеевна рассказывала:
- Раньше, когда я училась на курсах, а он был директором, то про меня говорили: "Это его дочь". В Одессе же он услышал наоборот, как про него говорили: "Это ее отец!"
Гумилевский Л. И. - Чаплыгин. — М.: Молодая гвардия, 1969. (Серия ЖЗЛ).
Tags:1910--е, 1960-е, семейный архив.
.................
Статья предоставлена музеем Московского Педогагического музея.
...
СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ ЧАПЛЫГИНЫХ.
— Сергей Юрьевич, своего дедушку Вы не застали. Каким он был по воспоминаниям родственников? — Я родился в марте 1941 года,а дед умер в октябре 1942. Меня назвали в честь него. Мои родные рассказывали много про деда. К нам домой в д. 1а, кв. 37 по улице Чаплыгина (бывший Машков переулок) часто заходили известные люди: академики Андрей Николаевич Туполев,Мстислав Всеволодович Келдыш, профессор Владимир Петрович Ветчинкин и другие. Они работали и дружили с дедом, а к нам приходили по старой памяти, поддерживали добрые отношения с моей тетушкой
Ольгой Сергеевной.По рассказам родных, у Сергея Алексеевича была феноменальная
память, он до последних дней не имел записных книжек. Все телефоны помнил наизусть. Любил природу, был заядлый шахматист. Но,в основном, его время уходило на работу. Он очень любил общаться с моим отцом Юрием Сергеевичем Чаплыгиным. У них были общие интересы и разработки. Отец окончил Московский университет, защитил кандидатскую диссертацию. В последние предвоенные годы в Центральном аэрогидродинамическом институте появляются труды не только Сергея Алексеевича Чаплыгина, но и Юрия Сергеевича. Я был знаком с сотрудниками деда, например, с Н.М. Семеновой. Она после смерти деда стала директором музея Н.Е. Жуковского, и часто меня туда приглашала. Сейчас ее уже, к сожалению, нет в живых,
но в музей я периодически захожу. Общался я и со сводным братом деда Николаем. Отец Сергея Алексеевича умер в 24 года от холеры. И мать Анна Петровна второй
раз вышла замуж за С.Н. Давыдова и переехала в Воронеж. От второго брака родила еще двух сыновей и двух дочерей. Единоутробный брат деда Николай Давыдов проживал в Петергофе и был внешне очень похож на царя Николая II. Носил точно такую же бородку и усы. И это внешнее сходство сыграло с ними плохую шутку и привело к тому, что его чуть не поставили к стенке
матросы во времена революции.  — Сергей Юрьевич, Вам передались черты характера деда? — Мои друзья говорят, что я с возрастом стал очень похож на деда
внешне. Да и некоторые черты характера Сергея Алексеевича мне передались, как говорится, по наследству. Он был довольно упрямый и крутого нрава, но за внешней сущностью скрывался очень добрый человек. Говорят, и отец такой был. Аналогичный
характер был у моей тетушки Ольги Сергеевны. Мы с ней были близки, дружили. Но, к сожалению, эта взаимная черта характера привела к тому, что мы очень крепко поссорились. После того как я уехал на Дальний Восток, мы с ней не общались. А когда я вернулся в Москву, ее, к сожалению, уже в живых не было. Однажды на своей работе случайно встретил коллегу деда. Он рассказал, что Сергей Алексеевич был очень дисциплинирован, собран и требовал этого же и от сотрудников, они его
даже побаивались. Некоторые, чтобы попасть к нему на прием, долго стояли в коридоре и собирались с мыслями и силами. Кстати, довольно суровым он был и с домашними. Когда он работал, ему не должны были мешать и отвлекать от дел.
— Как сложились судьбы детей Сергея Алексеевича? Сергей Алексеевич был дважды женат. От первого брака у него родилась дочь Ольга, а от второго мой отец Юрий. У тетушки были способности к языкам. Это, видимо, ей передалось от матери, наполовину француженки. А математические способности уже от отца. Но у нее
была большая тяга к искусству, она мечтала стать балериной. Тогда Сергей Алексеевич поставил ей условие, что она должна окончить курсы по математическому направлению, а потом принять решение: какой профессии посвятить свою жизнь. Так и
произошло. И в итоге она стала балериной в филиале Большого театра, потом какое-то время работала там режиссером. Мой отец должен был пойти по стопам деда. Причем научные интересы его были тоже примерно в области аэродинамики. Он работал
в должности старшего инженера ЦАГИ. Подавал большие надежды. Ну а потом случилась война. Когда немцы подошли к Москве, ЦАГИ решено было перебазировать частично
в Казань, частично в Новосибирск. В Новосибирске был организован филиал Академии наук СССР на базе ЦАГИ. Дед участвовал в этом процессе, продолжая научную работу.
В 1942 году Сергей Алексеевич внезапно скончался.  — Вы тоже связали свою жизнь
с наукой? — Нет, хоть меня активно подталкивали, чтобы я занимался той
же деятельностью, что и дед, но  у меня было свое видение. В итоге я поступил в МИСИ. Параллельно занимался спортом. Я мастер спорта по самбо и дзюдо. Работал сначала по распределению на
стройке в Москве. А в 25 лет сам попросился о направлении на работу в город Хабаровск на Дальний Восток. Можно это назвать романтикой. Во всяком случае, мне было интересно. И там я работал сначала на стройке, потом в проектных организациях. Затем служил в армии. После демобилизации я вернулся в Москву и стал работать в проектных организациях. Было много командировок по всей стране, например, в Ямало-Ненецкий автономный округ, включая Иркутскую область и центральные районы России. Позже стал директором строительства объектов ЦВТЭ
Центра информатики и электроники в Зеленограде. Работал начальником земельной инспекции зеленоградского и северо-западного округов города Москвы. Я и сейчас
не скучаю, работаю в должности советника по земельно-правовым и имущественным вопросам в коммерческой организации. — Как Вы сохраняете память
о Сергее Алексеевиче? — Я часто приезжаю к его памятнику. Он расположен на перекрестке улиц Грибоедова и Большого Харитоньевского переулка в 50 метрах
от улицы Чаплыгина. К сожалению, памятник сейчас в заброшенном состоянии, с одной стороны у него торец дома, с другой забор, фактически в тупике и власти не особо
следят за порядком. Мы сами ездим к памятнику, приносим цветы и убираем территорию. Периодически захожу в музей-квартиру, вспоминаю свое детство. Кабинет дедушки всегда был под ключом, и тетушка периодически открывала его для меня. Она следила за тем, чтобы всё сохранилось в том порядке, который был при жизни деда. Там было много документов, его ордена, посмертная маска, книги. Некоторые были старинные, очень ценные, например, издания Пушкина. Часть обстановки из нашей квартиры хранится в музее-квартире, а часть (ордена, посмертная маска,литература) в отделении музея Н.Е. Жуковского в ЦАГИ. — Вы бывали в городе Чаплыгине и в нашем университете? — К сожалению, нет, но очень хочу побывать. Я посмотрел в интернете, что в Чаплыгине сохранилось здание, где дед жил. А в МПГУ тоже хотелось бы приехать, надеюсь на приглашение.

Наталья Кодола,
...................................