12 апреля 1961 года

Вера Мазухина
 
      Космонавтов ни разу не видела и в ЦУПе никогда не была, но 12 апреля  –  День космонавтики,  –  один из самых моих любимых праздников!

      Очень хорошо помню легендарный день и даже момент, когда узнала о первом полете в космос Юрия Гагарина…

      Мои бабушки, воспитывающие меня, учили:
      – В будний день ходить по гостям негоже, надо заниматься домашними делами.
А вот 12 апреля, в день моего рождения, мне разрешили пойти в соседнее село Шалаевку в гости к родственникам поиграть с детьми.

      Побегав некоторое время во дворе, мы, детвора, отправились в Панский сад, очень привлекательное местечко в окрестностях села. По пути мы бродили по талой воде, разлившейся по луговой дороге, измеряя глубину вербовыми веточками, но чаще своей обувью.

      Панский сад всегда манил местную ребятню, завораживал, околдовывал какими-то удивительными чистыми чарами. Нам хорошо и радостно было бегать среди высоких деревьев, собирать очаровательные голубенькие подснежники, слушать птичьи голоса. Ребячьи возгласы и смех весело звенели в старом саду.  День выдался ясный, солнечный. На лугу пробивалась первая нежная зелень трав. А небо над головой было голубое-голубое, как наши донские пролески. И даже лёгкое пальтишко у меня было синенькое, в тон весенних цветов.

      Моя родственница и подружка Олечка, которая младше меня всего на пять дней, вдруг сказала мне с детской непосредственной завистью:
      – Даааа! Тебе хорошооо! На твой день рождения человек полетел на Луну! Вот бы и на мой день рождения 17 апреля тоже кто-нибудь полетел!

      Это сенсационное сообщение о первом полёте землянина в космос Олечка услышала от родителей, а они от своих соседей, у которых был радиоприёмник. Видимо, чтобы было понятней малолетней девочке, ей просто объяснили про полёт на Луну.          

      Все дети столпились вокруг рассказчицы. Оля со знанием дела поясняла, что русский парень гуляет сейчас на Луне.  И вся детская компания, задрав головы к чистому апрельскому небу, вглядывалась в далёкую и загадочную небесную даль, пытаясь представить сына Земли, расхаживающего по лунной поверхности.
Я тоже долго смотрела в зовущую синеву небес. Яркое девчоночье воображение рисовало живописную картину: вот он шагает по Луне, а вокруг цветут голубые цветочки, точно такие же красивые, как подснежники в Панском саду!

      Очень гордая и счастливая вернулась домой и буквально с порога выпалила своим бабушкам сногсшибательную новость:
      – А сегодня человек полетел на Луну!

      Бабушка Екатерина Никитична отнеслась к известию сдержанно. Она внимательно и с недоверием смотрела, думая, что я всё сочинила. А вот прабабушка Евдокия Кузьминична восприняла весть по-детски восторженно и радостно, и, подняв ясные голубые глаза к небесам, перекрестилась и произнесла:
     – Господи! Спаси и Сохрани его там, на Луне!

      Уже потом, когда стала ходить в школу, учительница  Мария Ивановна объяснила, что Юрий Гагарин полетел в космос, а не на Луну, чем несколько разочаровала меня.
 
      12 апреля 1961 года  – самый памятный мой день рождения! На всю жизнь запомнилось чувство восторга, восхищения и торжественная детская гордость.   
      Ещё бы! Ведь в этот день произошло величайшее историческое событие – впервые в мире советский космонавт покорил космос!