Моя Николиниана. Часть третья. Николай Тряпкин

Татьяна Мирчук
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НИКОЛАЙ ТРЯПКИН

           Ещё на «Клюевские чтения» 2009 года приезжал главный редактор издательства «Прогресс-Плеяда» С. Лесневский (ныне покойный), он дарил всем копию фотографии 1916 года, на которой были изображены Н. Клюев и С. Есенин. А на обратной стороне этой фотографии-плаката было напечатано стихотворение Н.И. Тряпкина «Предание», посвящённое Клюеву. Стихотворение потрясло меня своей гениальной простотой и глубиной воздействия на душу. А от последних строчек у меня мурашки побежали по спине: да, забыть не удаётся!

Николай Тряпкин

ПРЕДАНИЕ
От Вытегры до Шуи
Он избраздил весь край.
И выбрал кличку – Клюев
Смиренный Николай
С. Есенин

Хотим иль нет, а где-то вьётся нить:
Звенит струя незримого колодца!
Мы так его стараемся забыть –
И всё-таки забыть не удаётся.

Где скрылся он, тот огнепалый стих?
Он где-то в нас – под нашей тайной клетью.
Знать, так живуч смиренный тот жених –
Сей Аввакум двадцатого столетья!

Он сам себе был жертва и судья.
Он крепко спит – крамольник из Олонца.
Но этот крин, та звонкая струя
Из тех лесов, где столько тьмы и солнца!

Из тех пещер, от тех пустынных дюн,
От тех былин полунощного взморья!..
И сам он лёг – замшелый, как валун,
У колеи железного Егорья.

Он сам себя швырнул под ту пяту,
Из-под которой – дым, и прах, и пламя.
Зачем же мы всё помним ярость ту –
И не простим той гибели с мощами?

Давным-давно простили мы таких,
Кому сам бог не выдал бы прощенья.
А этот старец! Этот жалкий мних!
Зачем в него летят ещё каменья?

Давно с землей смешалась та кутья,
Давно истлел тот скрытник из Олонца.
Но этот крин, та звонкая струя,
Где столько трав и северного солнца!

Теперь бы здесь да белый голубец,
Зелёный клён, да ковшик из бересты.
Сюда бы шли и старец, и юнец,
И грозный страж, и милые невесты.

Пускай придут – и вспомнить, и почтить,
И зачерпнуть из древлего колодца...
Мы так его стараемся забыть –
И всё-таки забыть не удается.
                1973
            Я знала поэта Н. Тряпкина, в моей библиотеке присутствовала небольшая книжечка его стихов «Скрип моей колыбели» (Москва, Советский писатель 1978 г.). Книга стояла на книжной полке, на видном месте, и время от времени я доставала её и вчитывалась в простые и понятные, близкие моему сердцу строки: «Земля, Вода, и Воздух, и Огонь! Святитесь все – и ныне и вовеки... Лети, мой Конь! Лети, мой вечный Конь, через моря вселенские и реки!»  А его проникновенное стихотворение «Песнь о лучшей собаке», где простыми словами описана трагедия страны на примере одной семьи, заставляло сопереживать и страдать вместе с поэтом.
           С удовольствием я слушала песню на его стихи «Летела гагара» в исполнении Северного русского народного хора, а позже – из уст Марины Капуро - певицы с неповторимым голосом. А сама очень любила напевать песню А. Морозова на стихи Николая Тряпкина «Лето, моё лето!» Такие в этом стихотворении были слова, которые сразу напоминали мне мою малую родину с её полями, лесами, пашнями. Я явственно представляла: и рожь, и ромашки, и птиц в небе... И веяло от этих стихов тихой грустью и любовью! Это был мой поэт.
           Несколько лет назад в каком-то толстом журнале в разделе публицистики я прочитала статью о том, что могила Н.И. Тряпкина находится в крайне запущенном состоянии, что родственников не осталось, ухаживать и восстанавливать её некому. Тут же была и фотография могилы, которая имела удручающий вид. Это меня очень расстроило: как так, такой крупный советский поэт, лауреат какой-то престижной премии, у которого при жизни выходили книги стихов огромными тиражами, а могила заброшена? Двадцать лет не прошло со дня смерти, а уже полузабвение!
           И я была очень обрадована сообщению в интернете, что создана Комиссия при Союзе писателей России по сохранению наследия Н.И. Тряпкина. Через некоторое время объявили сбор средств, и я внесла посильную лепту тоже. А уже в прошлом году члены Комиссии в лице поэтов: Григория Шувалова, Алексея Полуботы, Руслана Аликулова установили стелу памяти Тряпкина (художник Илья Скуратов) в селе Степурино, куда были переселены в 50-х жители деревни Саблино – родины Н.И.Тряпкина.
           Стелу установили возле древней дороги, ведущей на Старицу и Ржев. На стеле изображены летящая гагара и слова из стихотворения поэта: «...И вот опять свой стих подъемлю пред ликом внуков и сынов: любите землю, знайте землю, храните землю до основ».
          А за 5 лет до этого те же ребята установили на месте деревни Саблино в чистом поле поклонный крест и памятную доску, закрепив на ней баннер с датами жизни и смерти и со стихами Тряпкина: «Но живут в моём сердце всё те перезвоны ржаные и луга, и стога, и задворки отцовской избы. И могу повторить, что родился я в сердце России, это так пригодилось для всей моей грешной судьбы».
          А на могиле Николая Ивановича установили новый красивый памятник, обиходили могилу. Провели вечер «У заповедного истока» 29 ноября 2018 года, приуроченный к юбилею поэта. И что ещё чрезвычайно важно – выпустили сборник стихов Тряпкина «Звёздное время». В общем, Комиссия по сохранению наследия уникального русского поэта сделала всё возможное, чтобы это наследие не кануло в Лету. За это им земной поклон и многая лета!
          А я, благодаря Николаю Ивановичу Тряпкину, познакомилась с поэтом Алексеем Полубота, прозаиком Людмилой Семёновой, филологом из Донецка Ольгой Арент, сначала заочно, а потом, по приглашению работников музея, встретилась с ними лично в Вытегре в музее Николая Клюева. Я в то время как раз была на малой родине.
          Ребята проехали по Вологодчине на автомобиле, заехали в Вытегру, для знакомства с газетными публикациями о приезде в этот город Н.И.Тряпкина и для ознакомления с городом, где родился русский поэт Николай Клюев, творчество которого хорошо знал Тряпкин. В музее Алексей читал свои стихи, стихи Тряпкина, пел песни под гитару. Люда Семёнова проникновенно прочитала рассказ. Ольга Арент немножко рассказала о своём видении творчества Н.И. Тряпкина. Присутствующие слушали с вниманием и интересом, задавали вопросы гостям. Встреча получилась очень живая. Ещё до встречи в музее Клюева, сотрудница Вытегорского музея Елена Николаевна Шинкарчук провела для гостей обзорную экскурсию по городу и музеям, и она их очень впечатлила.
           А позже получилось так, что Алексей Полубота, который является одним из секретарей Союза писателей России, написал мне рекомендацию для приёма в Союз для Хабаровского отделения СП России. А теперь мою кандидатуру утвердили и в Москве. Я рада этому событию и тому, что снова подтвердилась теория, которая говорит о том, что всё происходящее с нами в определённое время, закономерно и справедливо!