497 Бортовой номер корабля 25 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

497. Бортовой номер корабля. 25 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Вторник 25 сентября 1973 года. В Северном море в районе пролива Скагеррак с северной стороны мыса Скаген (Дания, географические координаты: 57.783,10.733 или 57°46;59;, 10°43;59;) минимальная температура воздуха - 10.0°С, средняя температура - 10.3°С, максимальная - 11.0°С. Эффективная температура воздуха (температура самоощущения человека) - минус 1.3°С. Сильный ветер дул в проливе Скагеррак со скоростью 17 м/с (31,5 км/ч). Со стороны открытого Северного моря идут ровными рядами крупные ветровые волны с пенными гребнями и барашками высотой 2-3 метра и диной 50 метров (морское волнение на 5-баллов). За остроносым мысом и отмелью Гренен на южной стороне ветер тоже дует над низким берегом мыса Скаген со скоростью 13 м/с (24,1 км/ч), но волнение гораздо меньше, а на якорной стоянке в заливе Ольбек-Бугт, куда ночью пришёл наш БПК "Свирепый", волнения почти совсем нет. Температура воздуха на южной стороне мыса-полуострова Скаген такая же, как на северной стороне, но эффективная температура (самоощущения) иная - плюс 1.9°С, потому что с утра ясное чистое небо с быстро бегущими белыми облаками и светит ясное яркое и жаркое северное солнце.

До сих пор не знаю и не понимаю зачем и почему боевым кораблям внезапно или по каким-то причинам меняют бортовые или тактические номера... Во время закладки корабля на судостроительном заводе вполне понятно, что корпус и сам корабль как единица заказа ВМФ СССР получал заводской номер "заказа", в случае с кораблями проекта 1135 типа "Буревестник", которые строились на Прибалтийском судостроительном заводе ПСЗ "Янтарь" в Калининграде, - это были номера от первого корабля серии - БПК "Бдительный", заводской №151 и второго по счёту корабля серии - БПК "Бодрый", заводской №152. Таким образом, первый свой учётный номер - №153 - БПК "Свирепый" получил 15 июня 1970 года, когда была заложена так называемая "закладная доска" - первый конструктивный элемент корпуса будущего корабля.

Весь период строительства, монтажа оборудования, вооружения, спуска на воду 27 января 1971 года и швартовных испытаний до марта 1972 года БПК "Свирепый", а под таким наименованием он уже числился в списках ВМФ СССР и принимал свой первый изначальный экипаж в 67-м Отдельном дивизионе строящихся и ремонтируемых надводных кораблей ДКБФ в Калининграде, корабль имел учётный заводской номер - "153". Приказом Командующего Дважды Краснознамённым Балтийским флотом адмирала В.В. Михайлина от 23 марта 1972 года №091 БПК "Свирепый" был присвоен первый учётный военный (бортовой) номер - "520".

Бортовой номер "520" был выведен большими белыми цифрами, форму и размер которых, определяли командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров (период службы на корабле с марта 1972 года по март 1976 года), командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин (период службы на корабля с февраля 1972 года по март 1976 года) и старший боцман Савва Павлович Кучерявый (период службы на корабле с февраля 1972 года по март 1977 года). Бортовой номер "520" наносили на вогнутые скулы носовой части корпуса БПК "Свирепый" ДМБовские годки призыва весна-лето 1969 года.

Весь период монтажа оборудования и вооружений, освоения экипажем новостроящегося корабля и заводских швартовных испытаний у достроечной стенки и в акватории ПСЗ "Янтарь" в Калининграде с  марта по август 1972 года БПК "Свирепый" имел учётный бортовой номер "520". На основании приказа Командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина от 10 августа 1972 года №0432 на БПК "Свирепый" 12 августа 1972 года в акватории стенда безобмоточного размагничивания (СБР) ПСЗ "Янтарь" в торжественной обстановке был поднят первый шёлковый Военно-Морской Флаг СССР и 12 августа 1972 года стал Днём рождения БПК "Свирепый".

14 августа 1972 года БПК "Свирепый", бортовой номер "520", вышел Морским каналом из Калининграда в ВМБ Балтийск для занятия своего места у причала №63 и выхода в Балтийское море на заводские и государственные ходовые испытания, отработку курсовых задач "К-1", "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС. Период ходовых и государственных испытаний, подготовки и сдачи курсовых зада, освоения обновлённым экипажем боевого корабля со всеми видами его боевого применения, то есть маневрированием в различных погодных условиях, стрельбами, поиском, обнаружением и учебно-боевым "уничтожением" воздушных, надводных и подводных целей, занял срок с августа 1972 года по декабрь 1972 года (пять месяцев).

На основании Акта государственной приёмо-сдаточной комиссии и соответствующего приказа Главнокомандующего ВМФ - заместителя министра обороны СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова (период в должности с 5 января 1956 года по 29 ноября 1985 года) БПК "Свирепый", бортовой номер "520", 29 декабря 1972 года "вступил в строй ВМФ СССР". Через два месяца приказом Командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина от 27 февраля 1973 года №080 "БПК "Свирепый", бортовой номер "520", был включён в состав 128-й БРК (бригады ракетных кораблей) 12-й ДиРК (дивизии ракетных кораблей) Дважды Краснознамённого Балтийского флота с базированием в военно-морской базе (ВМБ) Балтийск.

Только 17 марта 1973 года я тайно начал делать первые записи в мой дневник-ежедневник 1973 года...
17 марта 1973 сб
ВМБ Балтийск. БПК Свирепый. Начало записей. Надо, для памяти. Два письма от мамы. Надо ответить. Надя (сестра двоюродная) 31 марта выходит замуж.

В этот день экипаж БПК "Свирепый" получил оценку "хорошо" с оговорками и замечаниями, которые мы должны были исправить через несколько дней. За успешную сдачу всех элементов курсовой задачи "К-1" мы должны были получить право на самостоятельную боевую службу в открытом море-океане, несение боевой службы и ведение морского боя с любым противником. Фактически БПК "Свирепый" стал полноценным боевым кораблём в составе 128-й бригады ракетных кораблей (БРК) 12-й дивизии ракетных кораблей (ДиРК) ДКБФ и сменил учётный бортовой номер "520" на боевой номер "502". Закрашивали "старый" бортовой номер и выводили "новый" наши боцмана, в том числе и матрос-плотник Володя Баранов. Мне было поручено написать масляными красками на брезентовом полотнище леерного ограждения корабельного малого трапа (сходен) имя нашего корабля: "СВИРЕПЫЙ", что я и сделал. Таким образом подтверждаю, что с 17 марта 1973 года БПК "Свирепый" имел на бортах боевой тактический (бортовой) номер "502".

Сильный 8-10 балльный шторм внетропического циклона "Эллен" в Северо-Восточной Атлантике и в Северном море (23-25 сентября 1973 года) потрепал наш корабль, командир корабля и старшие по возрасту офицеры знали, что морская солёная вода, какой бы она ни была жидкой и мокрой, но всё же потёрла краску нашего форштевня, скул носовой части корпуса корабля, наши белые бортовые номера и их надо подкрасить перед возвращением в базу. Кроме этого очень солёная, концентрированно солёная и едкая морская вода Северного моря активно воздействовала на любые открытые участки стали, покрывая их густым махровым слоем рыжей ржавчины. Особенно досталось бронированным стальным дверям тамбуров, ведущих на верхнюю палубу. Вот почему  25 сентября был объявлен старпомовский "Аврал", "Большая приборка" и годковская "Полундра!". При этом никто не ожидал, что нам сменят наш бортовой номер с "502" на "503"...

Перед окончанием первого периода первой БС (боевой службы) с 20 июля по 25 сентября 1973 года БПК "Свирепый" был назначен бортовой номер "503" и он со всей тщательностью и гордостью годковской покрасочной команды во главе с моим другом Славкой Евдокимовым был выписан на крутых бортах нашего корабля. В подтверждение этого факта публикую фотографию БПК "Свирепый" на якорной стоянке у мыса Скаген в сентябре 1973 года.

После возвращения с БС (боевой службы) 15 октября 1973 года в ВМБ Балтийск БПК "Свирепый" был присвоен новый бортовой номер "517". С бортовым номером "517" БПК "Свирепый" совершил первый в своей истории визит в иностранный порт Гдыня (Польша) 20 июля 1974 года и участвовал в параде кораблей ДКБФ в День ВМФ СССР 28 июля 1974 года в Ленинграде. В дальнейшем бортовые номера БПК "Свирепый" менялись неоднократно.

На уважаемом и очень информативном сайте в Интернете: http://russianships.info/boevye/1135.htm опубликованы бортовые (учётные) номера всех боевых кораблей проекта 1135 типа "Буревестник", в том числе БПК-СКР "Свирепый". Цитата: Свирепый: 532?(1973), 509?, 504, 520(1973), 502(1975), 517(1976), 224(1976), 507(1977), 715(1978), 742(1980), 758(1984), 725(1987), 719(1990). Как вы видите, начальные бортовые номера БПК "Свирепый", указанные на данном сайте, отличаются от действительных и фактических, что, несомненно, требует исправления. Кроме этого необходимо знать, понимать и различать разницу в понятиях "заводской", "бортовой", "тактический" и "учётный" номера боевых кораблей ВМФ СССР, да и бортовых учётных номеров иностранных боевых кораблей ВМС США и НАТО, то есть знать классификацию бортовых номеров кораблей.

Все корабли и суда ВМФ СССР и России имеют свои учётные номера и это естественно, потому что одна из ленинских формулировок гласит: "Социализм - это учёт и контроль" (Полная цитата: "Учёт и контроль - вот главное, что требуется для "налажения" (налаживания, упорядочивания, отладки - автор), для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества", источник ПСС В.И. Ленина, Том 33, стр.101). Заводские порядковые номера строящихся или ремонтируемых кораблей учитывают их последовательность в программе загрузки судостроительного завода, соответствуют номерам заказов и т.д. Первичные учётные номера новостроящихся кораблей учитывают порядок прохождения заводских, швартовных, ходовых и государственных испытаний, фигурируют в учетно-отчётных документах, в списках кораблей и судов ВМФ. Бортовые (учётные) номера кораблям присваивают в момент зачисления в структуру и состав флотов, постоянных (стратегических) соединений кораблей флотов (дивизий, бригад и т.д.). Бортовые (тактические) номера присваивают боевым кораблям постоянных или временных (тактических) соединений кораблей: эскадр, корабельных ударно-поисковых групп (КПУГ), корабельных ударных групп (КУГ). Боевые бортовые номера присваивают боевым кораблям в процессе выполнения конкретных боевых заданий во время БС (боевой службы). Цель такой системы присвоения бортовых (учётных, тактических и боевых) номеров проста и понятна: учёт и контроль, одновременно, шифровка (кодировка) кораблей.

Одновременного существования одинаковых учётных, тактических бортовых номеров, как правило, на ВМФ нет, есть только система возрастания номеров по классификации боевых кораблей по классам: водоизмещение, габаритные размеры, мощность ГЭУ, количество и качество вооружения, мореходные качества и т.д. На советских и российских военных кораблях наносится только номер. На некоторых небольших кораблях допускается буквенное обозначение типа корабля с номером на борту. Учётные, тактически и боевые бортовые номера кораблям присваиваются Главным штабом ВМФ СССР или России. Перекодировка кораблей, то есть смена учётных и тактических бортовых номеров, производится либо планово, либо при расформировании или формировании военно-морских баз ВМФ или отдельных флотов, эскадр, флотилий, соединений кораблей, при списании кораблей, смене флагмана и т.д. Имена собственные (названия кораблей) на боевых кораблях ВМФ СССР изготавливались из объёмных литых букв из цветных металлов и сплавов, и наносятся на специальных стальных досках-щитах на бортах в кормовой части корпуса корабля. Кроме этого, имя-название корабля обязательно наносится большим и заметным издали шрифтом и цветом на обвесах (защитных полотнищах) леерного ограждения трапов (сходен) с корабля. Естественно, трапы и сходни устанавливаются с корабля на причал (пирс или другой корабль, судно) в портах, в базе, при стоянке кораблей бортами друг к другу.

Таким образом, учётные и тактические бортовые номера боевых кораблей есть всегда и существуют в учётно-отчётных документах, в приказах (не секретных). Боевые (тактические) номера кораблей существуют в наличии на бортах кораблей на время выполнения боевых заданий и используются, как правило, в стратегических и секретных приказах. Система учётных, тактических и боевых бортовых номеров кораблей ВМФ СССР и России используется для обеспечения и усиления режима секретности на флоте и отличается от системы учётно-боевых бортовых номеров ВМС США-НАТО.

Корабельный устав ВМФ СССР, утверждённый приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 01.08.1959 года №175, использовал слово-понятие "тактический" 25 раз в широком его значении, например, тактические задачи, тактическая подготовка, тактические летучки, тактические приёмы, тактические расчёты, то есть в применении к понятию тактика. Например, в п.98 КУ-59 сказано: "Перед выходом в море командир соединения кораблей ставит командирам кораблей задачу на поход, знакомит их с обстановкой на переходе, указывает походный порядок и место каждого корабля в нем, его тактический номер, меры по организации всех видов обороны и защиты, обеспечению скрытности перехода, использованию систем управления, средств связи и наблюдения, а также мероприятия, проводимые при плавании в сложных условиях, в случае отрыва кораблей от соединения, при оказании помощи кораблям, получившим повреждения, при буксировке. Он организует подготовку и проверку готовности кораблей к выходу в море". Таким образом, на БС (боевой службе), в боевом или учебно-боевом морском походе, на учениях боевой корабль может иметь свой тактический бортовой номер, не учётный, а именно тактический, отвечающий задачам тактики применения боевых кораблей.

Вот почему слово-понятие "тактический", прежде всего, относится "к ведению боя, имеет значение с точки зрения осуществления какой-либо боевой операции". Например, "тактическая скорость корабля", "тактические преимущества", "выгодное в тактическом отношении положение" (Источник: Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999). В 1935-1940 годах слово-понятие "тактика, тактический" трактовалось так: Тактический - прилагательное, связанное с осуществлением войсками задач, возлагаемых военной тактикой. Например, "Тактический успех - победа местного значения, не стратегического", "Задача тактического руководства состоит в том, чтобы овладеть всеми формами борьбы и организации пролетариата и обеспечить правильное их использование для того, чтобы добиться максимума результатов при данном соотношении сил, необходимого для подготовки стратегического успеха". Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940).

Система присвоения бортовых номеров кораблям ВМФ СССР - это не только учёт, но, прежде всего, тактика, решение тактических боевых задач, стремление обеспечить скрытность боевого корабля от учёта вражеской разведкой, спутать планы и разведывательные данные противника, в то же время, облегчить тактические задачи командиров эскадр, боевых соединений флотов, усилить их оперативную самостоятельность в достижении поставленных целей и боевых задач. Вот почему на ВМФ СССР и России бортовой номер так же и тактический, вот почему бортовые номера боевых кораблей периодически менялись в соответствии с тактическими боевыми задачами...

Кстати, если во флотах ВМС США и НАТО бортовые учётные номера кораблям присваиваются и даются один раз и на всю жизнь корабля или судна, то в Советском Союзе и России тактические номера боевым кораблям определяются "на основе специальных индексов, классификаций, кодификаций, шифрования и т.д. и может никак не соотноситься с типом, классом или проектом корабля, соединением кораблей и т.д. Дело в том, что тактические (бортовые) номера боевых кораблей входят в единую систему кодификации многообразных позывных, шифрокодов и сигналов корабля. Таким образом, тактический , то есть изменяемый бортовой номер корабля входит в позывной корабля соответствующим цифровым индексом-кодом. Увы, радостные от скорого возвращения с БС (боевой службы) в родную базу ВМБ Балтийск, на землю, моряки БПК "Свирепый" не знали, тщательно выписывая белой краской на шаровой поверхности вогнутых бортов новый тактический бортовой номер "503", что это знак не возвращения, а смены боевой задачи...

Переписать огромные цифры бортового номера высотой 2,75 метра и шириной 1,65 метра (каждая цифра) на криволинейной поверхности с беседок, висящих над поверхностью моря в отдалении от борта корабля - это была трудная не только физически, но интеллектуальная задача, потому что нужно было всё правильно рассчитать, приготовить и исполнить. Хорошо, что не надо было переписывать первые две цифры: "5" и "0", надо было только цифру "2" превратить в цифру "3", но и с ней годки во главе с моим неутомимым другом Славкой Евдокимовым потратили на это целый световой день. Правда, при этом им пришлось закрашивать и обновлять шаровой (серой) краской борта носовой части корпуса корабля, чтобы не было оттеночных пятен. К концу дня Славка Евдокимов и его друзья, кто вызвался на эту "годковскую работу", уже не могли сидеть, говорить и шевелить руками - только лежать и молчать...

На флоте существует множество руководящих документов и инструкций на все случаи флотской жизни и службы, в том числе Правила нанесения отличительных знаков на кораблях ВМФ СССР. Кстати, эти Правила регламентируют порядок нанесения отличительных знаков на кораблях в целях их идентификации не только в соответствии нормативными документами, но и в соответствии с общепринятыми принятыми морскими и флотскими традициями и обычаями. Под отличительными знаками подразумеваются любые знаковые, рисованные, буквенные или цифровые изображения на корпусе корабля, его надстройках и оборудовании, в том числе, бортовой номер, герб и название корабля, а также знаки собственной символики типа или класса корабля. Покраска корабля также регламентируется соответствующими Правилами.

Начиная с первого корабля пр.1135 типа "Буревестник" - БПК "Бдительный" - бортовой тактический номер располагался на наших первых кораблях  серии - БПК "Бодрый" и БПК "Свирепый" - в районе третьего шпангоута, точно под осью вращений пусковой установки КТ-106 УРПК-4 "Метель". Изгиб корпуса корабля здесь уже относительно ровный, плавный, поэтому большие по размерам цифры можно было написать белой эмалью относительно легко, главное - выдержать вертикаль цифр, их относительные размеры и равный интервал между цифрами. До сих пор не представляю, как это удалось Славке Евдокимову и его друзьям-годкам в подвешенном положении на тросах и беседках в полутора-двух метров от борта корабля да ещё в море, которое всё время колыхалось...

Фотоиллюстрация: 25 сентября 1973 года. Северо-Восточный Атлантический океан. Северное море. Пролив Скагеррак. Мыс Скаген (южная сторона). Якорная стоянка БПК "Свирепый". Послепоходовый аврал. Делая эту фотографию, используя её фрагмент для оформления своего ДМБовского альбома, я совершенно забыл, что все остальные эти прямоугольные фотографии вложил в фотолетопись корабля, в комплекты фотографий для командира корабля и замполита. Таким образом, это единственная фотография БПК "Свирепый" с нашего корабельного рабочего катера РБК-30 в этот день, когда мой друг-годок старший радиометрист БИП РТС Вячеслав Михайлович Евдокимов со своими товарищами-годками совершил героическую "годковскую работу" в подвешенном состоянии за бортом на беседках и тросах над открытым морем пролива Скагеррак и переписал наш бортовой тактический номер с "502" на "503". Смена тактического (бортового) номера означала, что нам предстоит новая и секретная боевая задача нашей первой в истории корабля БС (боевой службы). Мы об этом не догадывались, потому что весь личный состав экипажа БПК "Свирепый" считал и ожидал, что после пережитого страшного и жёсткого шторма внетропического циклона "Эллен", нас непременно отпустят домой, в базу, в ВМБ Балтийск...