Ученье свет, да знаний тьма

Галущенко Влад
Нельзя объять необъятное  и  впихнуть невпихуемое.
                Народная мудрость
 
  Любые рассуждения на тему хранения накопленных веками знаний, умений и навыков цивилизации неизбежно связаны с носителями информации.
   История носителей информации, начиная с каменного века,  оказывается тесно связанной с историей развития науки, изобретений и открытий.
   В каменном веке предки высекали для потомков схемы охоты на животных, создавая первые учебные пособия. У разных народов в дальнейшем знания хранились на глиняных табличках, на коже и папирусах, потом на бумаге. И уже совсем в недалеком прошлом изобрели способ записи на магнитных лентах, на лазерных дисках и, наконец, на электронных картах памяти.
   Что дальше?  Как будет решаться задача роста объема знаний и минимизации носителей информации?
   Вторая проблема – это надежность носителей информации. Книги горят, магнитные записи стираются, электронные карты памяти имеют малый срок хранения. Как ни странно, но самым надежным так и остался способ хранения знаний на каменных стенах пещер.
  Неужели придется в будущем хранить знания в камне?
Земных гор не хватит. Будущее систем хранения знаний человечества таким образом упирается уже сейчас в проблему носителей информации.
  Некоторые наработки ученых указывают путь создания карт памяти по образцу человеческого мозга, имеющего гигантскую емкость памяти при минимальном объеме. Возьмите хотя бы мозг комара, имеющий набор функций больше, чем у человека.
     Вероятно, прогресс в области носителей информации в ближайшем будущем пойдет именно в направлении создания нейроорганических карт памяти огромной емкости.
     Третья проблема хранения информации – это ее воспроизведение, считывание  с карт памяти. Прогресс читающих устройств уже привел нас от громоздких магнитофонов к смартфонам, легко воспроизводящих даже видео с микро-чипов.
   Четвертая проблема, наверное самая сложная – какие знания хранить и в каком виде?
   Как в близком будущем будут решаться все эти проблемы, можно помечтать на примере фантастической истории из прекрасного далека.
   
***

  Редактор  Миллер  Искандер Маркович, плешивый недоросток с желтыми от природной стервозности глазами, мизинцем указал мне на пластиковый табурет возле огромной мусорной корзины в углу и трубно высморкался в бархатное знамя, подаренное ему в незапамятные времена президентом затрапезного  африканского государства.
    Выразив таким образом свое отношение к политике вообще и к политическим реверансам в частности, он схватил один из лежащих перед ним майфонов и направил его экран в мою сторону, как пистолет.
- Что это, Коровин?
- Э-э, Овечкин, если позволите.
- Плевать, скотина, она и есть скотина, как ее не назови. Что это?
- Я думаю, это ваш майфон.
- Ответ, достойный фамилии. А кто его изобрел, Баранов?
   Я решил не спорить, чтобы он опять не уполовинил мои гонорары. Изобретателя я не знал. Потряс головой, чтобы вытрясти хоть что-то о майфоне. Вытряслось до обидного мало. 
   Я знал, что лет пятьдесят назад были айфоны, смартфоны и прочая телефонная рухлядь. Когда ввели электронные паспорта и перешли на писы, мировую единую виртуальную валюту, появился майфон.  Читалка нейроорганических карт памяти, как ее прозвала тут же молодежь.  Как читалками являются магнитофон или компьютер, которые работают только с носителями информации,
  Так и майфон. Вставишь личную карту – он заменяет любой документ от паспорта  до водительских прав. Вставишь банковскую карту – плати, где хочешь. Вставишь телефонную – звони куда хочешь
   Вытащил карту – пустая коробка с экраном.   Но кто эту дешевку, заполонившую весь мир,  изобрел – не помню.
- Изобретатель изобрел, - промямлил я шефу.
- Смотри сюда, ничтожество в перьях, - Миллер повернул майфон к огромному экрану на стене.
  Там появился плюгавенький интеллигентик с потрепанным портфелем, какие делали лет сорок назад.
- Вот это – изобретатель майфона.
- А что он делает в вашей приемной?
Миллер был помешан на вирусах и в кабинет пускал только проверенных сотрудников типа меня и то после обследования у его личного доктора.
- Он предложил мне создать фирму. Деньги мои, идея его, доходы пополам. Форменная скотина. Пополам! Подлец, одним словом. Через год обещал миллиардные доходы.
- А вы ему отказали.
- Как догадался?
- А кроме вас от миллиарда в редакции больше никто не откажется.
-  Даю тебе два дня. Найди его и узнай, что он продает. Выкради и принеси мне. Свободен.

     Найти фамилию изобретателя через Интернет было нетрудно. Труднее было найти его адрес. Как ни странно этот простофиля оставил его у секретарши шефа Леночки, которая уже тридцать лет маялась в поиске пятого мужа и дотошно опрашивала всех посетителей мужского пола с записью в журнал.
    Лисичкин Рамгул Гамзатович работал на Зубе, так народ прозвал завод утилизации бытовых отходов.
 - Писы есть? – первым делом спросил он, не слушая мой треп про патриотизм и обязанность делиться, притом безвозмездно.
- Есть, но мало,- быстро ответил я, надеясь подешевле купить информацию.
- Покажи.
Я достал майфон, всунул банковскую карту с самым малым остатком  и повернул экран к изобретателю.
- Хватит, пошли.
  Уже через пять минут мы сидели в авто-забегаловке, пили пиво из картонных фужеров и закусывали огромными крабовыми палочками со вкусом кошачьего корма.
- Шеф, говоришь, согласен. А чего кобенился?
- Вожжа под хвост попала по причине отказа секретарши поднять потенцию.
- Понимаю. И какие твои полномочия?
- Изучить ваши предложения и оценить вложения.
- На, читай.
Изобретатель снял пиджак и вытащил из висевшего на груди портфеля, который я принял за пузо,  кипу бумаг.
    Читал я их больше часа.
«Как добывать писы из воздуха».
Название обнадеживало. Я продолжил разбирать его интеллигентские закорючки.
   «Сейчас самым дорогим товаром стала информация. Особенно секретная.  А вот обычные знания не стоят ни писа. Влезай в Интернет и читай, что хочешь.
   Почему?  То, чего много – не стоит ничего. Товар в открытом доступе и без упаковки.  Кроме того – свален в одну кучу.
  Много ли покупают в магазине сахар или крупу мешками? А если разложить по пакетикам, разметут за милую душу.
  Вот так и со знаниями. Лень народу копаться в огромной куче, да и покупать накладно, ведь там добро вперемешку с дерьмом.
  А вот если по пакетикам разложить, да упаковочку красивую…
Предлагаю все знания в Интернете разложить по пакетам и продавать: то, что нужно – кесарю, то, что нужно – слесарю.  Зачем им технология выплавки стали или расчет полета на Марс?
   Пакетиками для упаковки знаний могут служить удобные карты памяти по типу банковских, которые можно читать в майфоне. Надо только резко увеличить их емкость.
   Сейчас в Интернете есть Википедия по типу энциклопедии. Записать ее на компактную карту памяти невозможно. Нужно несколько больших карт.  А если раздробить знания по категориям, их можно носить с собой и оперативно пользоваться.
   Такую карту с подобранными знаниями с удовольствием купит любой, так как и цена будет раздроблена, и размер удобный для майфона.
  Примерная структура разбивки может быть такой:
- Инфо-наука
- Инфо-технологии
- Инфо-знаменитости
- Инфо-страны
- Инфо-культура
- Инфо-литература
- Инфо-музыка
- Инфо-политика
   И т.д.  по всем категориям знаний.
Это первый этап продажи пакетов знаний.
Второй этап будет дополнением к пакетам категорий.
Например, к пакету культура  можно создать несколько сот карт памяти по странам с образцами картин, скульптур и других произведений народа этой страны. Кому что надо, тот и купит.
Третий этап будет нужен для обновления и дополнения карт памяти новыми достижениями, новыми знаниями.
  Так можно недорого не только донести до людей нужные  знания в удобной форме, но и сохранить их.
   Войны, катаклизмы могут уничтожить часть человечества, могут быть утеряны бесценные знания. Чтобы не начинать потом с каменного топора, нужно не только давать карты знаний практически всем, но и создавать их хранилища».

  Дальше шло подробное описание хранилищ знаний и проблемы сохранности записей практически вечно на нейроорганической основе с использованием кремния.
   Я дочитал последний лист и положил его в портфель.
- Нет. Это нашему шефу не подойдет, - сказал  погрустневшему изобретателю.
   На работу  больше не вышел. Зачем? 
У шефа таких денег для реализации теперь уже моего проекта нет, а найти нужного спонсора для меня небольшая проблема.
  Главное, это уговорить его потом разделить миллиард ровно пополам.   

***

   Завершить свои размышления о будущем хранилище знаний хочется на оптимистической ноте.
   Блажен, кто верует…  в хрустальные черепа, например. Исследователи считают, что  как раз они и есть хранители знаний прошлой цивилизации на кремнийорганической основе.
  А как считать знания с черепов? Может читалки потерялись, а, может, их и не было вовсе?
  До сих пор языковые проблемы передачи знаний остаются сложнейшими. Множество институтов мозга решают проблему обмена не звуками, а мыслями. Но уперлись в тот факт, что мозг излучает и принимает только  в инфра диапазоне частот, для которых нужны гигантские излучатели.
  Теоретически проблема несложная. Образ стула в мозгу одинаков у любой нации, различно только языковое описание. Если создать образ стула в инфра диапазоне, то его воспримет мозг человека любой нации.
  Может кремнийорганическая цивилизация рептилоидов, у которых примитивный речевой аппарат, и общалась мысленно?
   Несомненно, и эта проблема человечеством будет решена.
 
"...Жаль только — жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется — ни мне, ни тебе».

  Данное произведение распространяется на условиях свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC BY-SA) версии 3.0 или более поздней.
  [http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/]