Первый ночной воздушный бой

Николай Мринский
На фото - советский лётчик М.Н. Якушин, одержавший ночную победу в испанском небе. Это произошло впервые с 25 на 26 июля 1937 г. в районе Мадрида, когда был сбит немецкий бомбардировщик Ю-52.

Михаил Нестерович родился 20 марта 1910 г. в г. Егорьевске Московской обл. в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1926 г. окончил школу ФЗО, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до третьего курса. Затем был призван на службу в ряды Красной Армии. В 1932 г. Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 119-й истребительной авиаэскадрилье 95-й Бакинской истребительной авиабригады Закавказского ВО. Участвовал в гражданской войне в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 г., был пилотом 1-й эскадрильи истребителей И-15 под командой Ерёменко Ивана. Эскадрилья осуществляла свою боевую деятельность с аэродрома Лос Алказарес (Los Alcazares). По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно. Якушин М.Н. с июня 1938 г. принимал участие в национально-освободительной войне в Китае. В звании капитана командовал группой истребителей И-15 бис. В 1939 г. ему было присвоено воинское звание «майор». Наряду со службой в боевых частях, командовал особой «красной пятёркой» И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. 22 июня 1941 г. Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генштаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиаполк А.П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал командиру ИАП перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники.

Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из-под удара противника только лётно-технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 16 октября 1941 г. в Москве). В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным трибуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из-под удара, пусть даже ценой собственной жизни. С июня 1941 г. Якушин на фронте, в составе 11-й смешанной авиадивизии. В июле 1941 г. майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух. Вечером 4 октября 1941 г. командующий Западным фронтом доложил в Ставку «об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам». Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 м, Якушин хорошо рассмотрел чёрно-жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков. Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после долгого марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее, и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И.Д. Климову.

В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документах... В 1942 г. он возглавлял отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС. С 24 февраля 1943 г., после трагической гибели дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г.П. Кравченко, полковник М.Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиадивизией (действующей на Волховском фронте). Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 г. в период боёв за Восточную Пруссию (тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиакорпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А.С. Осипенко). 29 июня 1944 г. был легко ранен в кисть левой руки и голень левой ноги. Окончил войну в звании полковника. Всего за время ВОВ произвел 13 боевых вылетов. После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке.

Итак, 26 июля 1937 г. доброволец Якушин впервые в истории авиации, впервые в мире сбил немецкий «Ю-52» в испанском небе, в ночном воздушном бою. В длинном списке того, что удалось первыми в мире сделать русским авиаторам, это событие стоит особняком. Не потому, что оно было настолько уникальным - скорее потому, что о нём долго не говорили вслух: участие советских военных в гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. по ряду причин было формально засекречено. Гражданская война в Испании, помимо того, что ей довелось быть своего рода полигоном политического противостояния различных социальных систем, в том числе коммунизма и фашизма, стала ещё и колоссальным испытательным полигоном новых образцов техники. Свои танки и самолёты, корабли и артиллерийские системы на испанскую землю поставляли разные страны, но больше всего - Советский Союз, поддерживавший республиканское правительство, с одной стороны, а с другой - Германия и Италия, поддерживавшие мятежников каудильо Франсиско Франко. СССР передал Испании 648 самолётов, в основном И-15 и И-16, а также бомбардировщики СБ, 347 легких танков, в основном Т-26, 60 бронеавтомобилей, 1186 орудий и 340 миномётов. Вместе с техникой в страну прибывали и военные специалисты - и чаще всего они сами же на ней и воевали. Советские военспецы официально именовались добровольцами - и многие из них действительно по собственному желанию отправлялись на Пиренейский полуостров, чтобы помочь братскому народу Испании. Среди знаменитых впоследствии участников гражданской войны были представители многих военных специальностей из Советского Союза. Были танкисты - например, Герой Советского Союза капитан Поль Арман и его подчинённый лейтенант Семён Осадчий, совершивший 29. 10. 1936 г. под Мадридом первый в мире танковый таран.

Были моряки - например, будущий адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, легендарный главком советского флота на протяжении всей ВОВ и «автор» Дня ВМФ. Были разведчики - такие, как «дедушка русского спецназа» капитан Илья Старинов и «полковник Ксанти», он же Хаджи Мамсуров, ставший прототипом одного из героев романа «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя. И конечно же, были летчики. По данным испанских историков, в общей сложности 772 пилота из СССР воевали на стороне республиканского правительства, и свыше 90 из них погибли. 35 советских военных авиаспециалиста по итогам войны в Испании получили звания Героев Советского Союза. Был среди них и ст. лейтенант Анатолий Серов - один из самых знаменитых советских лётчиков предвоенной поры. А вместе с ним в одной эскадрилье служил и Михаил Якушин, которому суждено было стать первым в мире лётчиком-истребителем, уничтожившим вражеский бомбардировщик в ночном воздушном бою. Как вспоминали позднее сослуживцы Якушина по испанской военной авиации, он сам вызвался летать на биплане И-15 - машине, которая заслужила у испанцев прозвище «чато», то есть курносый, и была известна, как не самая скоростная, зато очень манёвренная и надёжная. Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств маскировки и затемнения, этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось - ночные полёты стали главным средством борьбы с одиночными франкистскими бомбёрами, наносившими серьёзный ущерб. Взлетали с отдельно отведённой площадки, неподалеку от основного аэродрома эскадрильи.

Чтобы обеспечить достаточное освещение взлётно-посадочной полосы во время приземления, а оно было гораздо опаснее взлёта, использовали прожектор и фары трёх автомашин, поставленных вдоль полосы. Именно с этой площадки в ночь на 26 июля 1937 г. и взлетели на своих «чато» М. Якушин и его ведущий А. Серов. Вот как описал тот легендарный день их сослуживец Борис А. Смирнов в своей книге воспоминаний «Небо моей молодости»: «Надевая парашют, Анатолий Серов уточняет последние детали предстоящего полета. - Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров. И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними - бомбардировщик легко ускользнет и скроется. Снова включаются фары; вблизи свет их кажется сильным, но, стоит отойти немного в сторону, видно, что они освещают лишь небольшой участок. Короткие лучи упираются в густую темь, как в стену. А если отойти ещё дальше - светлое пятно на аэродроме наверняка кажется совсем бледным. Но как ни в чем не бывало Анатолий поспешно направляется к истребителю. Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом - Серов. Самолёты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает. Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями. Небо безмолвное, глухое.

Словно бархатный шатёр, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит: - Немец! Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шофёры со злостью выключают свет. Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук - знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулемётная трескотня. - Горит! Горит! — восторженно кричат лётчики. Кто горит - ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб. Первым совершает посадку Серов. Лётчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Анатолий отмахивается: - Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил. Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Почин сделан. И какой почин - доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях! Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации». На другой день стало известно, что четыре человека из состава экипажа немецкого бомбардировщика были убиты ещё в воздухе, пятый  выбросился с парашютом и был взят в плен. Удар Якушина оказался точным...» (Из книги Б.А. Смирнова - «Небо моей молодости»).

Сам же М. Якушин так описывал тот скоротечный воздушный бой в своих воспоминаниях «В первой битве с фашизмом», вошедших в сборник мемуаров «Под знаменем Испанской республики»: «Через десять минут я увидел на встречном курсе бомбардировщик противника. Теперь-то он не уйдет. Я знал причину неудачи первого боя и не намерен её повторять. Пропустив бомбардировщик, я развернулся на 180° и пошёл на сближение сзади почти на одной высоте с правой стороны... Пристроившись почти вплотную и уравняв скорости, я прицелился и открыл огонь. С правой стороны фюзеляжа сразу же вспыхнуло пламя. Почти одновременно со мной открыл огонь по моему самолёту стрелок, но было уже поздно: загоревшийся бомбардировщик начал падать. Я следил за его падением, пока он не ударился о землю...». О том, насколько точным были его выстрелы, Михаил Якушин - или, как его называли ради конспирации, Родриго Матеа (позднее псевдоним сменили на Карлос Кастехон) - узнал на следующий день. Из донесений республиканских пехотинцев, в расположении которых рухнул сбитый «Юнкерс», стало известно, что все пятеро членов его экипажа были военнослужащими Люфтваффе. Из них четверо - пилот унтер-офицер Фриц Берндт, радист унтер-офицер Вальтер Брютцманн, механик фельдфебель Георг Юбельхак и стрелок унтер-офицер Август Гейер - погибли вместе со сбитым самолётом, и только лейтенант Лео Фальк, штурман - успел выпрыгнуть с парашютом и попал в плен.

Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Всё чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил неприятельский самолёт, в районе Барселоны. Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хвалёные итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились. Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага. За успех, которого Михаил Якушин добился в первом ночном воздушном бою в истории советской авиации, правительство республиканской Испании наградило его золотыми часами с надписью - «За боевой подвиг» и легковым автомобилем «Крайслер Империал». А советское правительство в свою очередь наградило лётчика его первым орденом Боевого Красного Знамени - это случилось через пять дней, 31 июля 1937 г. А 22 октября, за полмесяца до конца его командировки в Испанию, лейтенант Якушин успел заслужить ещё один орден Боевого Красного Знамени. Таким образом советское командование отметило его высочайшие летные достижения. Всего в небе Испании М.Н. Якушин совершил около 150 боевых вылетов, в том числе 8 ночных (имел 180 часов боевого налёта). Провёл 25 воздушных боёв. По некоторым источникам сбил 5 самолётов лично и 1 в группе. С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные победы (2 Fiat CR-32 и 1 Ju-52 ночью), ещё несколько - звеном и парой. По другим данным сбил 8 самолётов, из них - не менее 5 лично.

Такого же результата добился и его ведущий Анатолий Серов, который свою первую ночную победу - и тоже над бомбардировщиком «Ю-52» - одержал на следующую ночь, 27 июля. После возвращения из Испании на долю Михаила Якушина выпало ещё четыре войны. В июне 1938 г. он, в составе группы из 10 истребителей И-15 бис отправился на помощь китайским летчикам, воевавшим с японскими захватчиками. Затем - Зимняя война 1939-40 гг., которая принесла майору Якушину третий орден Боевого Красного Знамени, а после неё - ВОВ. Лётчик начал её начальником Восточного сектора ПВО Москвы, а закончил командиром 215-й истребительной авиадивизии, особенно прославившейся в Восточной Пруссии и получившей почётное название «Танненбергская». Наконец, в 1950 г. в числе других советских военспецов полковник Якушин вернулся в Юго-Восточную Азию, став участником Корейской войны в должности советника китайских военных лётчиков. После возвращения из Кореи Якушин в 1953 г. получил звание генерал-майора авиации, а незадолго до отставки стал генерал-лейтенантом. Награждён орденом Ленина (29. 05. 1945 г.), четырьмя орденами Красного Знамени (31. 07. 1937 г., 22. 10. 1937 г. за № 82, 07. 05. 1940 г., 0000), двумя орденами Кутузова 2-й ст. (25. 07. 1944 г., 10. 04. 1945 г.), орденом Отечественной войны 1-й ст. (06. 04. 1985 г.), двумя орденами Красной Звезды (03. 11. 1944 г., 0000), 16 медалями, российским орденом Жукова (07. 11. 1995 г.), польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых». Проживал в Москве. Умер 5 июля 1999 г.

Данный материал направлялся В АДАР г. Барселона и был получен ответ: - Сердечное приветствие. ADAR посылает вам нашу искреннюю благодарность. Эта информация очень важна для нас.
Bernat Piz; Castella
Secretari T;cnic ADAR
Associaci; d'Aviadors de la Rep;blica (ADAR) - Agrupaci; Catalana Nord-Balear
CENTRE D'HIST;RIA AERON;UTICA
c/ Guifr;, 8 - 08001 Barcelona
93 442 52 57 / 649 477 512
2018-05-18 10:00

Николай Мринский, март 2019 г.