Теория Раскольникова

Наина
 1. Возникла не на пустом месте ( см. пост ниже)


2. Раскольников- студент юридического факультета. Человек развитый, мыслящий и,
разумеется, начитанный, знакомый с идеями своего времени.

3. В соответствии с знанием этих идей он создает свою собственную теорию- разрешения крови по совести.

Что она означает?

Простенько он  объясняет ее следователю Порфирию Петровичу  таким образом.

Что если бы, например, Ньютону для открытия  закона о земном притяжении ( принесшем такие блага миру) понадобилось убить сто человек, он мог бы позволить себе это, не терзаясь муками совести. Просто переступить через  них, через кровь.

4. Иначе говоря, по мысли Раскольникова есть люди" необыкновенные", которым дано сказать какое-то новое слово ( неважно где- в науке, искусстве, политике...etc).  И есть люди" обыкновенные" , которым  этого  не дано, собственно масса.

5. Пушкин. " Мы все глядим в Наполеоны: двуногих тварей миллионы для нас орудие одно...". То есть это не Достоевский измыслил. И не Пушкин - это в природе человека.
В соответствии с этим совершенно понятно, что и Раскольников захотел проверить, "обыкновенный" он или "необыкновенный"? Наполеон или нет? Тварь дрожащая или человек? Сможет он переступить через кровь, не терзаясь муками совести?

6. Очень важно. Это типично русское уже. Многие не берут во внимание, что он хотел  стать Наполеоном для того, чтобы в будущем совершить много добрых дел для людей. " Тысячами добрых дел загладить одно маленькое преступление".

7. Что значит для человечества жизнь  отвратительной старухи-процентщицы, вши, по Раскольникову? То есть он выбирает не кого-то более-менее нормального. Вроде как это служит оправданием, она же заедает жизнь других.

8. И тем не менее.
  Роман состоит из 6 - ти частей. Преступлению посвящена одна глава, первая. Остальные 5 -наказанию.  Которое для Раскольникова заключается именно в тех самых муках совести. Не вынеся их, он идет и доносит на себя в полицию.
 
9. Резюме коротко.

Достоевский хотел донести до нас главную вещь.
Никто , ни один, даже самый необыкновенный, человек  не имеет права распоряжаться чужой жизнью. Человек появляется на свет по воле природы, естественно, и так же естественно, по воле природы, он должен уйти.

 Послесловие.
 В эпилоге Достоевский приводит Раскольникова к Евангелию, к Богу.
 Это искусственно. Раскольников так и не отказался от своей теории, слишком много видел тому доказательств в жизни.
И Раскольников по своей  натуре - борец. Поэтому  в его смирение не верится.
 Я думаю, и сам Достоевский это понимал.