Правила

Дмитрий Пикалов 2
Иногда мне кажется, что люди, которые сейчас придумывают всякие правила, регламенты и стандарты, вообще не люди. Для человека, как продукта достаточно сложной эволюции, всегда было характерна некая причинно-следственная логика, позволявшая ему выживать в условиях жесткой конкуренции с другими биологическими видами, такой логикой не обладающими. Однако сейчас, периодически сталкиваясь с новыми правилами, регламентами и стандартами я отмечаю в них всякое отсутствие какой-либо мало-мальской логики и планирования будущего. Нет, я не говорю про странные законотворческие инициативы наших депутатов, хотя они явное тому подтверждение. Я думаю каждый из нас, работая в той или иной сфере сталкивался последнее время с такими новыми правилами и регламентами, которые вводят нормального человека в ступор.

Как человек, много лет отдавший образованию, я могу привести массу примеров, но остановлюсь на одном. Оказывается, по новым правилам, теперь в рабочих программах должны быть указаны аудитории, в которых проводятся занятия по той или иной дисциплине. Учитывая, что рабочие программы на будущий учебный год пишутся примерно за полгода до начала самого учебного процесса, а расписание делается месяца за полтора-два и совершенно другими людьми и по совершенно другой логике, выполнить это правило, придуманное каким-то чиновником в Москве, ни дня не проработавшем в вузе и понятия не имеющего как там на самом деле обстоят дела, можно только в обратной последовательности. Сначала сделав расписание, а потом уже отталкиваясь от него, вписывать аудитории в рабочую программу, но никак не наоборот.

Но это лишь малая толика производственного идиотизма. Представьте себе, что вам нужно открыть новую специальность, и поэтому за два года до ее открытия вы пишите все рабочие программы по всем 4 годам обучения. И в них вы должны указать те аудитории, в которых ваши студенты будут обучаться через 3-6 лет по каждой дисциплине учебного плана. Это вам не катрены Нострадамуса с туманными намеками на будущие бедствия сочинять. Это на порядок круче. Но самое главное, что те люди, которые будут делать расписание на конкретный учебный год, ваши программы в глаза видеть не будут и ставить аудитории будут по своему усмотрению. А вам потом, как оруэлловскому Уинстону Смиту из Министерства Правды, придется вносить уточнений в документы задним числом, чтобы они не противоречили линии партии.

Но это всего лишь один элемент производственного идиотизма, который захлестнул наше образование с введением Болонского процесса. Но есть вещи, которые вообще не укладываются в голову. К примеру «цифровизация образования». Если кто-то подумал сейчас об «интернете вещей» и «умных учебных планах» забудьте. Основная идея «цифровизации образования» сокращение количества педагогов в школе и вузе и замена их видеолекциями и компьютерными тренажерами. А в идеале, система, при которой каждый обучающийся сидит дома и «получает» у экрана «образование». Представляете какая экономия. А здания школ и университетов можно будет переоборудовать под торгово-развлекательные центры.

Однако те люди, или не люди, которые это придумали, совсем не думают о том, что школа и университет это в первую очередь институты социализации. То место, где люди учатся взаимодействовать с людьми, а не с гаджетами. Место, где люди находят себе друзей на всю оставшуюся жизнь. Где люди находят свою первую любовь и, возможно, жен, мужей. И все это планируется заменить экраном гаджета и виртуальными подписчиками в Инстаграме.

Знаете, я пока несколько лет работал над своей новой книгой по истории провинциального интернета, пару раз сталкивался с людьми, воспитанными Инстаграмом. Они совершенно другие, у них большие амбиции, но совершенно нет друзей, есть только подписчики. Живое человеческое общение с ними практически невозможно, и разговаривать с ними возможно только через WhatsApp. Любое свое действие они соотносят с картинкой, которая будет выложена в Инстаграм с целью получения максимального количества лайков, поэтому и тратят так много времени на постановочные фото.

И вот теперь я вижу, что идеологи пресловутой «цифровизации образования» собираются массово создавать вот таких людей, списанных с оруэловской антиутопии «1984». Но видимо именно такие атомизированные людские единицы и нужны для построения киберфашизма будущего.