Футуризм и две его ипостаси. Лекции для...

Сергей Сиротин
Футуризм и две его ипостаси кубофутуризм и эгофутуризм.
Представители направления.
Лекции для…

Только мы – лицо нашего Времени.
«Манифест «Пощёчина общественному вкусу»

Глубоко разбиравшийся в перипетиях общественного сознания Н. Бердяев, говоря о новом искусстве начала ХХ века, писал: «Человек последнего творческого дня хочет сотворить ещё никогда не бывшее и в своём творческом исступлении переступает все пределы и все границы. Но этот последний человек не создаёт уже таких совершенных и прекрасных произведений, какие создавал более скромный человек былых эпох» Прямо припечатал всех доморощенных и цивилизационных гениев…
Футуризм (от future - будущее) – литературное течение начала ХХ века, характерное устремлениями в область формальных экспериментов, отмечается протестантистскими, бунтарскими мотивами, направленными против действительности и традиционной литературы. Позднее разделился на кубофутуризм, где главным была вещественность образа и поэзия социального действия, ораторский пафос; эгофутуризм, где главными были «собственное эго», изобретённая поэза, что-то средне между понятиями «поэзия» и «поза», вознесение собственного «Я» и полная асоциальность. Футуристы, отрицая всё и всех, кроме себя, скандаля и ругаясь, всё же были поэтами, и в их формалистическом и странном творчестве, их теоретических изысках проявилась вся противоречивость этого направления, но они много сделали для исследования и развития формы стиха и развития литературного языка.

Давид Бурлюк (1882-1967гг.), художник и поэт один из первых русских футуристов, нашёл и открыл для литературы Владимира Маяковского, стал организатором группы кубофутуристов, участвовал в создании и выпуске сборников «Пощёчина общественному вкусу», «Требник троих»; в 1913-14 годах организовал турне футуристов по России, с 1922 года жил в США. Его картины хранятся во многих главных музеях и галереях мира. В стихотворении «Утро» так писал о своём восхищении жизнью:

Я видел девы пленные уста,
К ним розовым она свою свирель прижала,
А где-то арок стройного моста,
От тучи к туче тень бежала
Под мыльной пеной нежилась спина,
А по воде дрожали звуки вёсел
И кто-то вниз из горнего горня
Каких-то смол пахучих капли бросил.

Василий Каменский (1884-1961гг.) Как и все футуристы создавал новые слова, занимался звукописью. Первый сборник назывался «Танго с коровами». Центральной темой его творчества стали переломные моменты русской истории, а любимым героем был Сенька Разин. Писал позднее исторические романы. (Стихотворения Стенька Разин, «Циа-цинть»)

Алексей Кручёных (1886-1968гг.), блеснув на небосклоне футуризма множеством малотиражных книжечек с собственными рисунками и аппликациями, стал букинистом и собирателем старых книг. Иногда писал какие-то провидческие строки, как в стихотворении «В полночь я заметил на своей простыне…»

Велемир Хлебников (1885-1922гг.) Математик по образованию, при жизни Хлебников был известен очень немногим, после его смерти круг читателей немного расширился, но он так и остался поэтом для поэтов, поэтом избранных, хотя интерес к его творчеству не проходит. Хлебникову в его опытах над стихом удавался звуковой образ, передача пластики, живости, зримости через звукоряд (стихотворение «Бобо оби пелись губы»). Он хотел «…найти, не разрывая корней, волшебный камень превращения всех славянских слов одного в другое», пытался воплотить звукообраз портрета, чувства, переживания (стихотворение «У колодца расколоться так хотела бы вода…»). Поэт считал основным делом своей жизни занятия по исчислению «законов времени, а поэзию и прозу способом их изложения». Один из первых заговорил о многомерности пространства и времени, есть его неопубликованные записки с математически выверенными предсказаниями будущего, иногда проскакивает информация о том, что они сбываются. Его даже иногда называют «российским Нострадамусом». Умер от голода и тифа, рукописи были найдены в наволочке под головой…

Игорь Северянин (Лотарёв) (1887-1941гг.) Его поэзия по сути была возвращена читателю в конце 80-х годов ХХ века. Его лирика непередаваемо чувственна и глубока (стихотворение «А знаешь край, где хижины убоги»). Сам поэт о своих пристрастиях и идеалах пишет: «Мои стихи – туманный сон. Он оставляет впечатление» У Северянина необычайно красивые стихи, как пример, «Качалка грезерки», «Ананасы в шампанском». Оставшись после революции на своей даче в Эстонии Игорь Северянин обрёк себя на долгое забвение на родине, но спас свою жизнь. Весь смысл своего бытия и творчества он заключил в стихотворении 1925-го года «Классические розы».

По сути эти бездушные розы были положены на память всех футуристов, сделавших многое для развития поэзии и незаслуженно забытых.

С. Серотян. Напечатано 11.04.2019