Поговорим? от сердца к сердцу

Эмма Гусева
 Идут года и мы стареем… «Особенно грустно бывает весной, когда на закате шел дождь проливной...Когда распускается тополь». Но «уже седой ветерок  подул, вестник  далёких отплытий. Уже  мне  иногда уступают стул: « Сядьте, мол, отдохните».
А про себя думаешь: «Ты стареешь, мое поколение? Пусть… И « как бы сердце мое не болело, я за него отвечать не буду; старость – это  личное дело моих кровеносных сосудов». А сердце?
-Сердце работает в сутки полных 24 часа. У  глаз радости те или эти, зрелища эти и те, а сердце  - в полнейшей, заметьте, постоянно сидит в темноте.  У  носа –лесные ветки. Запах травы  степной, а сердце заперто в клетке, хотя  и  грудной.
-И все же, когда оно рядом с  тобою ощущает весну в упор, оно начинает давать перебои, как порою лучший мотор. Но даже минуты долю сотую помедлить не все вольны. « Честное слово, я  отработаю, » -  говорит оно всем остальным . Но в тот же миг остальные органы, становясь холоднее гирь, кричат, что они совершенно издерганы, особенно желчный пузырь. И тогда сердце, до слез испугано, начинает работать опять: это ж гибельно, если оно тоже начнет отдыхать.  Это доказано. И оттого-то – тело ли, город, страна – сердце должно постоянно работать, даже во время сна, - писала  Вера  Инбер-  стихи   о  сердце во время  блокады.  Вера   Инбер , почти три года работая в осажденном   Ленинграде;  вела дневники, когда перестали работать  городские телефоны и отключался свет.  Ни радио, ни газет. Но город держался. Люди приходили на лекцию профессора Тушинского, чтобы послушать,  как  преодолеть «голодную болезнь»?- вспоминала в своих  Дневниках  Вера Михайловна.  Ее называли,  «поэт социалистической революции».  Она писала  в газетах.  Выступала по радио. СЛОВОМ  помогала блокадникам выжить.

 На круглый юбилей редакция журнала, где я работала, подарила мне трехтомник Веры Инбер. Коллеги  помнили, что я –ленинградка, и раньше работала на радио.  И  на 2-й обложке книги Ира Новинская  написала мне такие строки:  «И по эфиру, сквозь метель и ветер, сквозь  километры– велика страна! -  И по  эфиру лучше всех на свете летят слова…»   А  дальше шли  стихи Веры Инбер: «Через бездну сердце  сердце  тянет, сердца к сердцу путь предельно прост, пунктуальность звездных  расписаний  и  внезапность падающих звёзд.»
 Я дала   почитать  этот сборник  стихов  и  воспоминаний поэта нашему  районному  врачу   Анне Александровне Чухновой.  И она,  как терапевт, отыскала в нем много интересного для себя и своих  пациентов, с которыми часто ведет сердечный разговор, как практикующий врач,  работающий с людьми пожилого возраста.  Но вернемся к  блокадным дневникам Веры Инбер:

- У голодающих наблюдается острая потребность в углеводах, то есть в хлебе. Ведь сказал же академик Павлов: «Наш организм очень умен. Он хочет то, что ему полезно.»  И лектор приводил примеры борьбы наших органов с голодом:
- Печень –это  продуктовый  склад.  Нормальная печень  весит 1 500 граммов.  У голодающих -700 граммов.
 Внешне голодная болезнь выражается то отеками, то высыханием. У  отечных происходит разжижение крови. Отекает сама кровь. Кожа сухая, лишенная пота и сальной смазки. Апатия. Специфическое выражение лица. Чудодейственна  глюкоза. Она восстанавливает силы. Глюкоза, введенная в вену  или просто проглоченная, помогает. Недаром актеры балета после большого сольного номера съедают 500 граммов глюкозы.  … И тогда  мотор не молчит. Станок не спит.  И всё работает, "даже простой сапог, поев каши, бывает весел и сыт. Даже примус . И тот мы лечим, есть для этого волоски... А у  сердца  часто  нечем  заморить  червячка "….

  КАК  ЗАМОРИТЬ  « ЧЕРВЯЧКА  ТОСКИ? »  - много рецептов !  Один из них подсказал  земляк Веры Инбер , замечательный  писатель  Исаак Бабель . Запомните !
         - Главное, чтобы сердца ваши не затопило жиром !