В.Агошков. ОЕВ.1905г Поп ГАПОН. О вятичах
ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ.
Священник Георгий Гапон стал руководителем движения рабочих. Автор «Священника» возмущён, что средства массовой информации дали очень подробную биографию Гапона, лестную аттестацию его качеств и деятельности. В то же время эти же самые органы печати не дали ни строчки об Адресе, поднесённом Государю Императору от Русского Собрания, и о словах, которыми Государь ответил на этот адрес. А также что-то не видно известных слов графа Л.Толстого о Конституции, тогда как прежде в этой печати отмечали едва ли не все шаги его, его выезды верхом, всякие перемены в состоянии его здоровья, передавали каждое мелочное слово его.
…Неужели для беспристрастных читателей не ясно, что при всём желании выставить Гапона в самом симпатичном виде как радетеля интересов народных, это не удалось…
Гапон всегда отличался неуменьем «сдержать себя и подчиняться кому следует», т.е. Гапон очевидно невоспитанный человек и человек непросвещённый. Да поймите же, наконец, господа, именующие себя поборниками прогресса, что такой прогресс, такое образование, какое обнаруживает в своих последних действиях Гапон, граничит с самым возмутительным невежеством и самыми низкими нравственными чертами.
Гапон становится во главе Петербургского общества фабричных и заводских рабочих и переходит с ним от домогательства , имевшего целью удовлетворения их духовных и умственных интересов, к пропаганде явно революционной.
Он составляет петицию на Высочайшее имя, в которой изложены дерзкие требования политического свойства. И это он сделал без согласия и одобрения большинства рабочих, которые введены были в заблуждение…
А какое непростительное хамство этот «всесторонне образованный пастырь» обнаруживает, выступив с поджигательными речами в то время, когда Царь и Родина, если не в опасности, то в затруднении, когда они переживают тяжело скорбные дни?
Да, с полным негодованием мы отвращаемся от этого волка. Всякая душа властем придержащим да повинуется.
…Падёт вечный позор на пропагандиста-революционера, прикрывшегося овечьей одеждой и обманувшего бдительность подлежащей власти!
Священник.
*
ШУЛЬГИН О ВЯТИЧАХ.
10 февраля 1905 года состоялось под Председательством его Преосвященства церковно-археологическое собрание. На нем присутствовал Председатель Орловской учёной архивной комиссии, генерал от инфантерии А.Н. Шульгин.
Председатель церковно-археологического комитета священник М.В. Афонский сказал:
«Сегодня мы собрались в первый раз после постигшего Россию удручающего несчастия, – события в Московском Кремле. Злодейски убитый врагами России Великий Князь Сергий Александрович живо интересовался вопросами археологии…"
Затем утвердили Шульгина в звание Почётного члена Ц-А-Комитета.
Затем разгорелась дискуссия по вятичам и лёссу…
С своей стороны А.Н.Шульгин возражал, что
1) по его мнению, Вятичи жили только по Оке, занимая нынешние Орловский, Мценский и Болховской уезды (написано: БолховскОй.-В.А.), несомненно безлесные и в то время; свидетельство же историков о лесах, бывшихъ в Орловском крае, относятся к другим уездам:
2) его мнение о лёссе основывается на свидетельстве авторитетнейших почвоведов и в настоящее время общепринято в Науке;
3) в истории Брянска должно различать основание Брянска, как поселения и как города, т, е. укрепленного места; как селение Брянск мог существовать еще и при Владимире, но городомъ он стал лишь в 1147 г., когда сюда переселились Вщижские князья Давыдовичи…
Затем было прочитано два реферата.
Прот. И.В. Ливанский прочитал сообщение об архимандрите Макарии Глухареве и Ф.Ф. Похвалинсюй — о старинных русских одеждах. В последнем реферате, сопровождаемом демонстрированием живописных изображений старинных костюмовъ, референтъ доказывал превосходство в эстетическомъ отношении древней одежды пред современною.
(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель 2019г