В мансарде под крышей

Роза Левит
 

 В мансарде под крышей то громче, то тише 
 Играет гармошка. 
 То будто смеется, a то вдруг заплачет               
  Играет гармошка. 
 
                *** *** ***

 В кухне  дома была потайная  дверь,она вела на  чердак нашего дома.;
Чердак был длинный, на протяжении всего дома .
В нём были несколько больших окон.
Они были как поётся в песне под самой крышей.
Всегда когда мне доводилась быть на чердаке я сразу бежала от одного окна к другому и обозревала город с высоты нашего дома.
По правую сторону я видела верхние башни с колоколами Oшмянского костёла,
  по правую сторону я видела трёх яростную крышу синагоги.      
      
                *** *** ***
 
Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего

Словами  песни   Юрия  Антонова "Крыша дома твоего" так много сказано о моих чувствах  в те времена, когда  девочкой я смотрела с высоты на свой город и уже много лет спустя, стоя у  полу разваливщейся  лестницы своего дома.

                *** *** ***
 
У лестницы я долго простояла
Она шаталась, и меня  шатало,
Когда по ней я к двери поднималась
Дверь заперта, но знала я
Всё то, что за её порогом,
Здесь жила моя семья,
От прадеда и до моего исхода

Я  чувствую своё гнездо
Как птицы, что кружат над домом,
Я ощущаю  в стенах старых,
Застыло всё ещё родное, тёплое, моё.

А птицы всё кружили и кружили,
Под  крышей луч сверкал в окне,
И лестница, безмолвная такая,
Вдруг заговорила мне на человечном языке.

Ступенька за ступенькой,
Сколько их, и каждая со скрипом говорила-
По них твой дед и дядя  на расстрел угнались
И бабушка  твоя поспешно с узелками
Покинула своё гнездо, на в гетто новый дом.
Затем каким то чудом ты родилась
И снова оживился отчий дом.


Ступенька за ступенькой,
Год за годом я росла
Уж бабушка сама, послушай дом,
Фундамент крепкий у тебя заложен
И дочери мои рожают сыновей.
Об этом  рассказать к тебе пришла издалека.


В то время я уже знала историю дома моего прадеда.
Знала, что на чердаке дома хранились ящики с  хорошо выделенной кожей для сапог . хранились ящики с посудой для бабушкиного магазина и пласты с тонкой бляхой для изготовления водосточных труб.
Жестяным ремеслом занимался мой прадед Саня, мой  дед Нохем, мой отец, Меер.
И даже семейная  фамилия у них была Блехер.
Так оно и было ремесло передавалось из поколения в поколение.
 
Есть в старых стенах еврейских домов много разных тайн, а вернее тайников.
В них хранились ценные семейные бумаги,  местные  деньги, золотые монеты, и многие другие вещи которые при смене властей опасно было хранить на виду. молитвенники, старинные украшения,  карманные часы и порой даже фотографии, ордена, грамоты.
 Прадед мой хранил злоты  на чердаке дома.
 
Я спросила отца
- А твой дедушка Саня ходил в синагогу?
- В синагогу ... я знаю когда надо было  материально помочь дед всегда помогал.
Помню ребе сказал деду крышу надо ремонтировать, так Саня ответил беру на себя и сделал новую крышу.
А когда сиротам и вдовам надо было помочь он доставал золотую монету из тайника и говорил
- Завтра поменяю на злоты.-
А мы внуки знали, получим грошы на лёду и цукерки.  ( мороженное и конфеты )

 

Мы все спешим за чудесами
Но нет чудесней ничего
Чем ты земля под небесами
Где крыша дома твоего. 

Можно продолжить дальше мои воспоминания о доме, о кухне, нашей уникальной печи, обратная сторона которой была кафельной стеной уже спальни с такой же кафеля лежанкой .
О зале  дома, в котором середине комнаты стоял большой деревянный стол с перекладиной .
В середине перекладины было круглое отверстие в которое была вставлена выточенная   из дерева и хорошо отполированная  ,покрытая   лаком, похожая  по форме  на графин с деревянным шаром  на конце  фигура.
Я уверена что этот стол находится в чем то доме   в   Ошмянах.
Его просто  был бы грех выбросить. 

Помню радио с салфеточкой на нём и статуэтку   пляшущего  мужичка в казацком или грузинском костюме.
Фарфоровой танцовщик поскользнулся и упал.
Он сломал себе шею и голова его оторвалась. 
Mне так жалостливо было смотреть на него.
 Я  завернула его в носовой платочек и когда папа пришёл с работы с ожиданием,  что он совершит чудо , развернула платочек на столе перeд ним. 

Папа посмотрел на меня, я на него .
Мы оба молчали.

Папа принёс клей и осторожно начал операцию по  спасению жизни  статуэтки.
- Папа я наверное быстро бегала вокруг стола , и наверное статуэтке тоже захотелось побегать со мной .
Она спрыгнула с радио и сломала себе шейку.- сказалa  я отцу  o печaльном  для меня событие  в доме.
 Папа продолжал терпеливо наносить клей тонким слоем, давaл ему немного просохнуть и,поддерживая голову танцовщику, нанёс последний слой  клея. 
 -  Он будет в порядке, не волнуйся. 
А ты у нас оказывается сочительница  сказок -  сказал папа с улыбкой.
Мама пришла с работы, заметила шрам на шее плясуна и сказала -  Битые вещи дома не держат.
- Держат, держат!
Он поправится-  воскликнула я.
 - Hу ладно,пусть стоит.
 
Вот так и появилась  фотография  моего замечательного детства, с замечательными родителями  в теплом родном доме моего прадеда Сани.