Гении ракетостроения. Предисловие переводчика

Лев Неронов
Книга о жизни и трудах фон Брауна.    http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.               

        У нас на книжной полке хранятся рядом две книги на одну тему:

        1) С. Лесков. Как мы не слетали на Луну. Москва. «Панорама». Популярная библиотека «Коробейник». 1991г. 30 страниц. Ц. 1р.
 
        Эту уникальную брошюру мне довелось купить в Самаре. Боюсь, что сейчас с огнем не найдешь и эту брошюру, и ей подобную. Правда, отечественные документальные киносюжеты по данной теме сейчас  увидеть можно. Автор опросил многочисленных участников событий. Большинство молчали, опасаясь своей подписки о не разглашении, или боялись нарваться на шпиона, на стукача. Но были люди знающие и трезво мыслящие. Еще сложнее было получить разрешение на печатание  этой документальной брошюры. Разрешил, наконец, министр общего машиностроения О. Шишкин. Спасибо ему.
 
        2) Stefan Brauburger. Werner fon Braun. Ein deutsches Genie Untergangswahn  und Rakettentraumen.  Das Buch zur Dokumentation. Piper Verlag GmbH Munchen 2009. 304 Saiten.
 
        (Стефан  Браубюргер. Вернер фон Браун. Немецкий Гений между крушением иллюзий и ракетных фантазий.)
 
        Эту книгу мне подарила дочка по возвращении из тур поездки по Германии. «Книга – лучший подарок». В данном случае  это изречение абсолютно верное.

        Тема, изложенная в этой книге, всколыхнула целый пласт моих производственных воспоминаний. Вспомнились подробности событий. Я много узнал из этой книги, о чем раньше в Союзе было не дано ведать.   Вот, будучи под впечатлением, я и решил тут поговорить, считай, сам с собой. На фоне событий и мыслей, излагаемых в книге 1), добавлю что-то свое.

        Двадцатое столетие – эпоха создания ракетной техники. Она  позволила человеку  проникнуть в космическое пространство,  исследовать планеты Солнечной системы и глубинный космос автоматическими «небесными лабораториями». Свершилась, наконец,  даже давняя мечта человечества – полет на Луну с возвращением на Землю. Состоялось шесть таких успешных  путешествий.

        Эта горячая тема была ареной впечатляющего единоборства двух сверхдержав – СССР и США. Впоследствии больших успехов достиг и Китай.
 
        Нам с Аллой, работавшим тогда в Куйбышеве в КФ ЦКБЭМ - в филиале московского КБ, довелось быть сопричастными к этим работам, мы были внутри котла, где «варились» технические достижения и события. Я был начинающий «прочнист» с конструкторским опытом, полученным при освоении авиазаводом самолетов дальней авиации.

        Алла, выпускница Университета с новой и престижной профессией «Математическое Обеспечение - МО ЭВМ».  Молодой специалист, но хорошо «будоражила» она свое руководство и перестраивала МО ЭВМ коллективного пользования для общего блага.
      
        В Советском Союзе организационным и техническим Гением был «С.П.» - Сергей Павлович  Королев.  Личность Королева содержалась в строжайшем секрете. На общественных приемах он звезды Героя снимал, был в толпе. Писал статьи под псевдонимом. Вне производственных стен его сопровождали и охраняли спецорганы.
 
        Работы по созданию МИКа – механико-испытательного комплекса и стартовых площадок  на Байконуре проводились скрытно. И выполнить это удалось. Сотни составов со спецконтейнерами оставались незамеченными американской разведкой, ни наземной, ни самолетами-шпионами У-2. И только когда запипикал на орбите вокруг земли первый советский спутник, наша страна с достоинством объявила о  своем достижении.

        Это обеспечило внезапность, вызвало настоящий шок у американцев: как это, советы нас обогнали! В США до этой поры занимались производством межконтинентальных ракет по заказу армии и флота. Попыток запустить спутник даже не было. Затем, некоторое время запуски спутника завершались неудачами. Здесь была полная свобода слова. И неудачи, и паника в секрете не держались.

        Тут уж, наша журналистская братия покуражились, позволили себе вволю позубоскалить.  А на ж.д. - станции Тюратам в Казахстане, где из поезда неожиданно в казахскую степь выгружались  многочисленные пассажиры, командированные  на космодром, стало можно услышать выкрики: «Космонавты! Вылезай, приехали!».
 
        Королев встречался с Циолковским, вместе работал с Цандером в ГИРД (группа исследования реактивного движения). Работы поддерживал и одобрял военком Тухачевский. Затем, как и должно быть в России, славные органы КГБ объявили всех врагами народа. Расстреляли Цандера  и Тухачевского.  Королеву при допросе изуродовали носоглотку и  сослали в ссылку в Сибирь.

        Когда хорошо «приспичило», его вспомнили и заставили работать – спасать Россию, заниматься ракетной тематикой.

        В то же время в Ленинграде в газо-динамической лаборатории - ГДЛ руководил Глушко Валентин Петрович. Он тоже попал под горячую руку спецорганов и был сослан в Казань, где он тоже руководил работами по ракетной тематике, процветавшей за колючей проволокой. Глушко В.П. и затребовал себе С.П. Королева. Долгое время они работали в «одной упряжке».
   
        В России свои таланты не всегда в почете: подвергаются насмешкам и гонениям. Украсть что-то заграничное у врагов – это подвиг. Затем, приставляют ствол к виску своему умельцу, заставляют разбираться и сделать это у себя в кратчайшие сроки.
 
        Позднее, под руководством С.П. Королева были созданы ракеты класса земля-земля и легендарная «семерка»    Р-7, рассчитанные на использование керосина и жидкого кислорода. С помощью ракеты-носителя Р-7 и запустили первый советский спутник, а также спутник с собачкой Лайкой и живого космонавта Юрия Гагарина.

        Все это было сделано раньше американцев. И американцев это хорошо всколыхнуло. Президент Кеннеди поставил перед своей страной задачу: в текущем десятилетии обеспечить полет человека на Луну с возвращением на Землю. Началась космическая гонка.

        В СССР  дальнейшее развитие космических программ опиралось на ракету Р-7. Обязанностью конструкторов было делать традиционные «подарки Родине» к государственным праздникам. Приходилось постоянно, рискуя жизнями космонавтов,  отправлять их в полет при недостаточно отработанных проектах. Таким образом, «подарили Родине» жизнь космонавта Комарова.  Во время наземной тренировки на борту пилотируемого модуля из-за возникшего пожара погиб космонавт Бондаренко, незадолго до полета Юрия Гагарина. Об этом никогда не сообщалось.
 
        В.П. Глушко создал ракету Р-9 для обороны. Но в ней использовалось более калорийное топливо гептил, весьма и весьма ядовитое. Глушко всегда тяготел к использованию именно этого ядовитого топлива, чему Королев противился. И это стало основой для размолвки двух констркуторов.
 
        Полнейшая неразбериха началась с темой освоения Луны. Прежде всего, не заладилось с самой концепцией проектирования сверхмощной ракеты-носителя для полетов на Луну. Ракету Р-7 дружно разработали Королев (саму ракету) и Глушко (двигатели к ней). Чтобы доставить на Луну одного только астронавта, ракета-носитель должна позволять выводить на орбиту вокруг Земли полезный вес 95 тонн. Такую «царь-ракету» замыслил Королев, и назвали её Н1 – «Изделие 11А52». Руководителем темы был поставлен С.П. Королев. А В.П. Глушко, бывший руководитель над Королевым, стал вторым лицом и ответственным за разработку двигателей.

        Глушко и для лунной темы проектировал двигатель на ядовитом гептиле. А Королев никак этого не признавал при проектировании  «царь ракеты» и настаивал на применении керосина, кислорода и водорода.  Для ракеты Н1 требуются двигатели принципиально более мощные, чем Глушко сделал для «семерки». Было соблазнительно для Н1   применить  более калорийное топливо, нежели керосин. Королев настаивал на применении водорода и  керосина. Водород взрывоопасное топливо, но не отравляющее внешнюю среду. Глушко соглашался только на гептил – топливо еще более калорийное, чем водород, но  более ядовитое, чем ОВ иприт.

        Геиптил применялся на ракете военного назначения, конструкции Янгеля, разработанной в КБЮ в Днепропетровске. Из-за ошибки в электрической схеме зажигания, при первых испытаниях работу начала сразу вторая ступень ракеты. При этом, произошел взрыв первой ступени. Ядовитый гептил отравил всю округу. Погибли десятки людей, и маршал Неделин погиб в их числе. На Байконуре можно наблюдать огромной площади частокол памятников после этого события.  И там же огромный и несуразный монумент в память об этой катастрофе.
 
        Глушко, кроме того, вполне серьезно настаивал построить ракету промежуточной мощности – мощнее, чем Р-7 , но слабее, чем задуманная Королевым Н1. Это уж совсем не устраивало амбициозного Королева, поскольку он предполагал раньше американцев добраться до Луны. А на промежуточный проект уйдут лишние годы, и США точно обгонит СССР.  Арбитра в споре не было.  И уже не было Сталина, который мог принудить. Не было в стране, да и сейчас нет координирующего и совещательного органа при космонавтике. Такого, как НАСА в США.  Заглянуть бы всем тогда, как в ответ в школьном учебнике, в эти две книжки! Узнали бы, чем их спор и дела их  окончится!

        Так и не договорившись, каждый пошел «своим путем». Глушко построил двигатели промежуточной мощности на любимом ядовитом гептиле, для ракеты «Протон» в КБ Челомея. Не с первого раза, но ракета ему  удалась. Она и сейчас используется для вывода на околоземную орбиту непилотируемых объектов повышенного веса, порядка 20-ти тонн. Всякий раз отравляется выделенная территория  на Байконуре. Однажды, эта ракета отклонилась от заданного курса, и отработавшие ее блоки упали вблизи таежного селения. Были отравлены люди остатками топлива, вылившегося из разрушенных при падении баков. Ракету доработали – её двигатели теперь не выключаются после отделения ступеней, чтобы топливо полностью выгорело в полете до падения отработавших блоков на землю.
 
        Что же сделал Королев!  Он договорился в Куйбышеве  с конструктором авиационных двигателей Кузнецовым Николаем Дмитриевичем. Кузнецову, авиамотористу,  было еще сложнее  спроектировать сверхмощный двигатель для  его ракеты. Сошлись на том, чтобы разработать ракету Н1 со связкой двигателей с тягой по 150 тонн каждый. Полезный груз, выводимый на орбиту вокруг земли  - 95 тонн. Такую ракету со стартовым весом 3000 тонн, высотой 101,5 метров  и начали строить. Для  первой ступени понадобилось 30 двигателей, для второй – 8, для третьей – 4, для четвертой – 1. Первая ступень получилась очень сложной из-за «паутины» трубопроводов с диаметром труб  - 30 см. И требовалось   добиться синхронности работы всех тридцати двигателей на первой ступени.

        Куйбышев  стал центром ракетостроения в стране. Именно здесь начали изготавливать серийно ракету Р-7 и изготавливают до сих пор ее модификации.  Кузнецов Н.Д. создал-таки ракетный двигатель для ракеты Н1. Блоки А, Б, и В изделия Н1 спроектировали в Москве. А изготавливали их в Куйбышеве. Блоки А и Б – на заводе «Прогресс», блок В - на авиазаводе. Куйбышевский филиал Королевского КБ – КФ ЦКБЭМ спроектировал четвертую ступень – блок Г. Одновременно он занимался конструкторским сопровождением всех блоков и  в Куйбышеве и  на Байконуре.

        В нашем секторе прочности работали выпускники КуАИ. Отмечается, что был удачный набор очень умненьких студентов. Их направили на специализацию по прочности по заявке из Москвы. Дипломную работу они выполняли в Москве в ЦКБМ, при разработке реальной конструкции ракеты Р-7, а не на выдуманной теме. Под руководством профессора Авдонина. Они и стали затем костяком сектора прочности. Это - Юрин Г.И.,  Зацепин В.И. Незванов Д.Н., Зуперман Я.А., Зверев В.Л., Мастюков…
 
        Эти прочнисты стали руководить работами  по освоению на производстве блоков ракеты Н1. Я был в группе Незванова Дмитрия Николаевича. Наша группа занималась тематикой баков и магистралей. Баки были сферической формы, циклопических размеров. Готовый бак можно было видеть только в МИКе на Байконуре. Мне доводилось лазать  внутрь баков через люк лаза диаметром 40 см. Посетитель облачался в спецкостюм, шапочку и чуни с завязочками. Метода влезания в узкий люк, очевидно, заимствована у «форточников»: нога вперед, сложиться, голову и руки просунуть и т. д.
 
        К полетам на Луну готовились три советских экипажа – три пары космонавтов. В первой паре были Леонов и Макаров. Во второй – Быковский и Рукавишников. В третьей – Попович и Севастьянов. Для подготовки экипажей были спроектированы и построены тренажеры в целях обучения управлению лунным модулем. Предполагалось сначала выполнить облет Луны с космонавтами на корабле «Луна-1». И на корабле «Луна -3» осуществить, наконец, посадку на Лунный грунт.  Один космонавт должен летать вокруг Луны, а второй – садиться на Луну. Была создана группа подготовки космонавтов «Луна». Долго и напряженно экипажи тренировались. Новое дело – встреча с Луной. Но сложно и вхождение в гравитационное поле Земли при возвращении. Можно было отрикошетить и вылететь напрочь от земли, либо слишком круто спикировать и врубиться в землю.
 
        Но слетать им так и не довелось, ни на Луну, ни вокруг Луны. Эти аппараты доработали автоматическим оборудованием и срочненько облетели Луну и сфотографировали её обратную сторону. И «вырвали» с поверхности Луны «лунный камень», обогнав американцев, и чуть не помешали им прилуниться.   Затем осудили американскую программу полетов на Луну, якобы мы намеревались проводить только полеты автоматических станций.
 
        Сергей Павлович и Валентин Петрович имели возможность ознакомиться с ракетой ФАУ-2. После войны не только американцам, но и русским кое-какие трофеи достались. Королев и Глушко побывали в Германии в Бляйхареде на заброшенной охотничьей вилле штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна, кстати, эта вилла – его рабочий кабинет. Там хранились макеты пяти его конструкций ракет. Это один из его рабочих кабинетов в Германии.
 
        Посмотрел Челомей на ракету и предсказал Королеву: - «Не полетит твоя ракета!». Узнал Глушко, что Королев проигнорировал его ядовитый двигатель, ознакомился с проектом Н1 со связкой мелких Кузнецовских двигателей и назвал блок А «складом двигателей». И отдал свой ядовитый движок Челомею.  И не полетела «царь-ракета» Н1. Трижды развалила стартовое устройство. И в четвертый, в последний раз со старта ушла и почти что завершила работу первой ступени, 112 секунд работала и опять взорвалась.
 
        Была поговорочка в народе. Можно мотор на ворота установить и они полетят! Однако, это не так. Проблема была в не синхронности совместной работы  связки из 30-ти двигателей.
 
        Королев к этому моменту умер во время  операции. Поврежденная когда-то на допросе с пристрастием носоглотка не позволила ему выжить при наркозе. Он задохнулся. Ракета Н1  - это была последняя любовь Королева.
 
        Управление проектом передали Глушко, идеологическому противнику и конкуренту Королева. И он зарубил проект Н1. Задел готовых ракет, а их было два изделия,  не стали доводить до испытаний из-за прихоти Глушко. Похоже, что упрямый Глушко так и не осознал того, как навредил он Королеву и Советскому Союзу, советским людям.
 
        Ошибка же Королева состояла в том, что из-за экономии средств он отказался сознательно от наземных стендовых испытаний такой сложной первой ступени.  Пустил в полет сразу все изделие, все его блоки. При этом все  верхние блоки при четырех пусках так и не дождались зажигания.
 
        К этому моменту в США, под руководством Вернера фон Брауна была создана ракета-носитель «Сатурн-5» на очень мощных кислородно-водородных двигателях, которых всего было только пять. Ракета выводила на околоземную орбиту лунные модули весом 120 тонн. В том числе троих космонавтов. Один из них оставался на орбите вокруг Луны. В то время как двое других совершали посадку на лунный грунт и уже с «лунными подарками» взлетали с Лунной поверхности и стыковались с поджидавшим их орбитальным  модулем. И втроем возвращались на землю. Было выполнено всего шесть таких полетов  удачно.
 
        Когда завеса секретности над проектом Н1 схлынула, то в Самаре в Ленинском мемориале был выставлен на обозрение макет лунной ракеты Н1 и к ней был приставлен консультант, молодой, эрудированный и красивый. Мы с Настей посетили эту выставку. Немало участников, работавших над лунным проектом, посетило выставку, посмотрело на Н1 с горестным чувством, с ощущением щемящей боли и вины, хотя ни в чем люди эти не были виноваты.
 
        Вся планета видела посадку американских астронавтов на Луну по телевидению, кроме СССР и Китая. Впоследствии в «Правде» было напечатано малозаметное сообщение о полете американцев на Луну.
 
        Советские журналисты прикусили язык, как воды в рот набрали.
Впоследствии,  двое сотрудников из КуАИ из кафедры прочности во время  длительной командировки в Харбине обучали китайцев премудростям ракетостроения. Это были – Леонов Виктор .Иванович. и Савельев Леонид Савельевич.
Американцы завершили работы по лунному проекту и занялись разработкой Многоразовой системы «Шаттл». К этому моменту, Д.И. Козлов стал разрабатывать свой «Шаттл» на базе ракеты Р- 7 и получил втык от Глушко за это.

        Тогда,  куйбышевский филиал отделился от центрального КБ, возглавляемого теперь Глушко. И стал сам центральным  - ЦСКБ. КБ Глушко теперь именуется «Энергия». Но ему нужен свой филиал в Самаре. Кадры бывшего КФ ЦКБЭМ стали делить между ЦСКБ Козлова и Волжским филиалом НПО Энергия, которое возглавил Пензин Борис Георгиевич. Андреев Анатолий Владимирович. ушел к Пензину и забрал к себе многих прочнистов в новый отдел прочности с совершенно новой тематикой работ. Меня не взял. Проворчал и мой шеф Незванов Д.Н.: - «Андреев меня не взял!».
 
        Глушко тоже занялся разработкой точно такого же «Шаттла», как в Америке. Развернулись грандиозные работы в «Энергии» и в её самарском филиале, под руководством Пензина Б.Г. Филиал преумножил свои кадры. Отдел прочности Андреева разросся, как на дрожжах и стал комплексом прочности. Андреев сгреб выпускников КуАИ из текущего выпуска. И оплата этих молодых специалистов была вдвое выше, чем в ЦСКБ. В ЦСКБ выпускник КуАИ с красным дипломом получал 120р, а у Пензина 250!

        Кстати, сам Андреев – тоже выпускник КуАИ. Он не крупный, но здоровый и крепкий мужчина. Ходит легенда, что его спецкомиссия вербовала в отряд  для космических полетов. Но Анатолий Владимирович предпочел быть разработчиком космической техники, а не подопытным инженером.
 
        И уж теперь, догоняя американцев, были созданы двигатели требуемой большой мощности, на  керосине и кислороде для первой ступени, на кислороде и водороде для второй ступени. Все точно, как у американцев. И если упрямый Глушко не пожелал помочь Королеву создать эти двигатели для изделия Н1, уверяя, что это невозможно, то теперь он сам же утверждал, что да, и можно, и надо!  Они были им созданы, и с первого же запуска полетела ракета-носитель  «Энергия» с пилотируемым кораблем «Буран» - с «птичкой». Когда была на заводе «Прогресс» готова «птичка», то её «катали» на  фюзеляже транспортного сверхсамолета «Руслан» конструкции Антонова, чтобы америкашки со спутников увидели его.  Этот «Руслан» по сравнению с обычным был специально доработан. Чтобы транспортировать с завода на Байконур  60-ти тонный «Буран» на спине фюзеляжа. Потребовалось добавить к самолету еще два двигателя к имеющимся четырем. Для размещения этих дополнительных двигателей на крыльях, в крылья были  добавлены слева и справа по секции, в корневую часть. Чтобы избежать аэродинамического затенения «Бураном» руля поворота, стабилизатор расставили, так, чтобы было два руля поворота, как у модели самолетов Петлякова.
 
        Но в первый полет доверили автоматам. Так на Байконуре впервые слетала и вернулась на землю «птичка - Буран». Дважды слетала! И на этом, доказав, что и мы можем, тема «Энергия-Буран» была закрыта без продолжения. Не было выделено средств, чтобы продолжать эти работы и полеты. Запуск одного только «Шаттла» «Буран» по стоимости равноценен 200 запускам  «семерки». Нарушились не только космические советские программы, но и сам «нерушимый» Советский Союз.
Уникальная возможность побывать советскому человеку на Лунге не была выполнена только по вине двигателиста уважаемого В.П. Глушко!!!
 
        Да и взялись за проект «Энергия-Буран», как позднее стало известно, по незнанию, из опасения решили делать, как и американцы, то же самое. В американском проекте «Шаттл»   громадный пилотируемый самолет, как тогда представлялось,  подозрительного назначения. Предположили, что этот космический самолет будет заглатывать на орбите советские спутники и сажать их на землю, выведывать секреты. В целях противодействия захватам, на вновь запускаемых отечественных спутниках стали устанавливать устройства самоликвидации. Если американский крокодил наш спутник проглотил, то и ему не поздоровится.
 
        Отвлекусь, к слову пришлось: Американскому самолету-шпиону У-2 тоже на борт заложили устройство для самоликвидации аппарата. Перед полетом напомнили пилоту, где самая главная кнопка, которую надо нажать, в случае чего. Чтобы русским не достался образец для изучения и подражания. Шпиону удалось успешно пролететь  через несколько ракетных зон обстрела. Ракеты могли достать его, но они либо были не готовы к стрельбе, либо промахивались. Русские нечаянно, но успешно  сбили свой самолет-истребитель, русский летчик погиб. Пилот самолета-шпиона сам ликвидировал свой самолет, чтобы русские уверовали в свои ракеты. Успешно катапультировался. Попал в плен. При этом он не принял яд, а остался жить. Через несколько лет, русские  его обменяли на своего шпиона Абеля.
 
        Позднее, и советская «птичка-Буран» успешно слетала, и выяснилось, что американский проект не угрожает  России, что он  имеет целью доставлять в космос крупные блоки.  Чтобы собрать в космосе на околоземной орбите космическую лабораторию, для детального исследования глубинного космоса,  фотографирования поверхности земли и наземных объектов размером до 30 см., и для других научных и хозяйственных нужд. В частности, в состав космической лаборатории был доставлен космический телескоп «ХАБЛ» с диаметром зеркала 30 см., для исследования глубин космоса без атмосферных помех.  Поскольку наземный телескоп с диаметром зеркала 6 метров, установленный в штате Аризона на высоте гор 3200 м. не избавился от мешающего атмосферного мерцания. Телескоп «ХАБЛ» позволил изменить представление об истории создания вселенной и планеты Земля в частности.
 
        Уверовав в безопасность американской программы,  россияне успокоились и тему с «Бураном»  закрыли. Не стали далее, наперегонки с американцами,  гнать пургу в космосе, дорогую и для России не ко времени.  Для пилотируемых полетов готовили восмерых космонавтов. Но они, как завороженные, погибали друг за другом при испытаниях авиационной техники, на тренировочных или на показательных полетах. И только один из них остался жив и благополучно списан по состоянию здоровья. Это был Волк. Он набирал эту команду. Он же был и ее руководителем.
 
        Не сбылась мечта Королева о покорении Луны с помощью его ракеты советским человеком. Целое поколение советских людей глотают горькую слюну. И когда я вижу в небе луну, такую близкую и родную, меня всякий раз подмывает.
 
        А «птичка-Буран», та, что благополучно вернулась из космоса,  тоже погибла, но не в полете, а на земле. Весной, под тяжестью снега обрушилась крыша МИКа с шестидесятиметровой высоты. Она погребла «Буран» и нескольких рабочих.    
Американцы совершили всего 14 полетов «Шаттла» и тему этим завершили. Была построена международная посещаемая космическая станция, туда доставили сверхтелескоп «Хаббл». С его помощью удалось сильно изменить познания об астрономии и об астрологии.
 
        Теперь, космическую станцию продолжит обслуживать Королевская «семерка». А в  США  работают над новым проектом «Звёздный». Целью этого проекта является создание на Луне долговременной станции, полеты к Марсу и т.д. У американцев есть сейчас новая национальная задача, которую они будут выполнять сами, без конкуренции с сопливыми и без их участия. Надо будет россиянам после 2014-го года внимательно слушать «Голос Америки», сидя надежно на табурете на Земле. А «Голос Америки» уже сообщил, что США своими средствами произвели взрыв внутри гигантского кратера на южном полюсе Луны. В полуторакилометровом столбе пыли обнаружили, что в тени, в  глубине этого кратера имеется слой мерзлой воды. А это – уже открытие   космического масштаба, оно меняет представления о процессе образования планет солнечной системы и, возможно, оно же повлияет на распределение ресурсов при Лунных исследованиях.

        Все вышеописанное – родное, свое. О фон Брауне мне было известно, что он в Германии создал ракету ФАУ-2. И это, пожалуй, все. Книга Стефана Браубургера излагает  все о ракетостроении в фашистской Германии и, затем, в США. Подробно освещена производственная и личная жизнь немецкого гения Брауна, ставшего гражданином Америки и там осуществившего свою юношескую мечту – полеты в космос и на Луну.

 http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.