Женька против Льва

Махно Евгений
( открытое письмо - комментарий на текст Льва Вишня « Рецензия на «Добро пожаловать…»)

Уважаемый Лев, « КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ, Я ТОЖЕ ОТДЫХАЛ В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ…ТОГДА НАМ БЫЛО ТРУДНО…»( хорошее начало для весёлой истории или монолога. Нужно посоветовать какому-нибудь  хорошему  сценаристу… Лунгину С . или  И. Нусинову)
Но сейчас не об этом.

По мне так  лента Элема Климова  «Добро пожаловать, или Посторонним вход  воспрещён» великий фильм, эпохальная картина.  И я хочу беспощадно встать  на защиту этого фильма. По- моему,  это шедевр советского кино! Его абсолютная классика! Жемчужина «оттепели»! Самый взрослый детский фильм. Многомерная, иносказательная история, адресованная как взрослой аудитории , так и детской. Об этом, кстати, в начальных титрах и намекнули авторы ленты, предупредив, что «это фильм для взрослых которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми»

Мягкая ирония, с тонким юмором, пусть даже, как увиделось кому-то и  «сатирическая комедия»…

Простите меня правильно, но … Ей-богу, вы запонапрасно, не разобравшись в фильме, решили ,что режиссёр ненавидит зрителя… Этот фильм для благодарного  зрителя , более того для маленького зрителя, не сюсюканье под  бравурные марши , а разговор на равных, когда автор картины доверяет зрителю… точнее это  , один из немногих фильмов в котором дети понимали режиссёра, а  режиссёр детей( иначе бы кина не было!)  авторы языком кино показывают слабость взрослых всегда ощущать себя педагогами, порой даже просто потому , что они взрослые, а детей видеть недоумками… потому что они просто маленькие.

Ваше настойчивое утверждение, что это «антисоветское ДОПЕРЕСТРОЕЧНОЕ кино, с чётким вектором тотального издевательства над всеми советскими штампами и идеологией», (ваши слова!  )(!!!!) вызвало во мне изумление до удивления!

 Фильм снят в 1964 году!!!! ( какая в серп и молот ПЕРЕСТРОЙКА… тогда «ЗАСТОЙ» ещё даже не настоялся…а над советскими штампами и казусами советской идеологии даже я смеюсь до сих пор!  А что же ещё с ними делать?!!! Они же штампы! )

 Да, и где  вы уважаемый Лев, увидели там «Мальчишей-Кибальчишей- Плохишей»?, Гайдаровского агитпропа, первые штампы той самой,  вами отмеченной идеологии….

Конечно это тоже сказка! Но сказка не о войне с буржуинами, а советская сказка о по-своему счастливом пионерском детстве.( Сказка , ближе  не к Гайдаровской агитке , а к  народной сказке про репку…у Кости Иночкина, как и у безымянной внучки из репки не понятно где родители, у него нет даже Деда, Собаки и Жучки…одна бабка, которую он боится «огорчить до смерти» потому и переходит на нелегальное положение) Бесспорно этот фильм –сказка  имеет  киноляпы, и промашки (сюжет со свиньёй, сюжет с почтовым голубем и др.) Кадры  пропитаны  идеологией  советского времени, духом того времени.  Более того , главные герои сказки, её архетипы, присутствуют в общественном сознании до сих пор, поэтому фильм интересен и сегодня.

Общая мифология,  «ЛАГЕРЬ – НАША БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ!  МЫ БОДРЫ. ВЕСЕЛЫ, ХОРОШО НАМ ЖИВЁТСЯ ДРУЗЬЯ!»  её последующее включение в коллективное бессознательное…(Вспоминается почему-то всесоюзнообщеизвестнолюбимая песня «Я , ТЫ, ОН , ОНА- ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ! В СЛОВЕ МЫ СТО ТЫСЯЧ Я!»)  В фильме же  образ пионерского  лагеря разрастается до размеров страны…( надо наверное сказать, что   лагерь, не для всех он в то время был пионерским, и само слово имело многомерный подтекст, ведь шли обратно «срока огромные из этапов длинных» слова лагерь, отряд, звено, староста, начальник лагеря.…были не только бодро-пионерскими, но и тяжело –лагерьными ГУЛАГОВСКИМИ!).

Нужно, наверное, напомнить, что Парады и демонстрации на Красной Главной площади страны были основным зрелищем культурно-массового агитпропа. Отсюда и « «Товарищи маски», и «Парад-карнавал» затеянный Дыниным к «родительскому дню»( тоже не простое словосочетание советского лексикона).в котором персонажи –овощи: кукуруза, перец, свекла, стручок.и т.п. Отсюда же и «точное взвешивание детей до грамма», как сельхозпродукт, выращенный ,  на грядке социализма, на плодородной почве удобренной красивыми лозунгами типа « «ДЕТИ – ХОЗЯЕВА ЛАГЕРЯ!» «КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ!», «ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ, КАЖДОМУ ПО ТРУДУ!» и пр.
 
Коллективная мифология, даже мифопоэтика агитаторов  партии, как  начальника  Дынина, показана как болезнь, как вирус расползающейся  по стране . вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому от этого выйдет какая жизненная польза…. Товарищ  Дынин - не педагог, он боится детей, поэтому и старается жить по инструкциям, «которые никто не отменял» . Однако он  мифопоэт своего времени. И довольно таки самобытный временами даже талантливый поэт…Его слова и монологи, украсили фильм..

Я не кинокритик, не искусствовед, однако  убеждённо утверждаю, по-моему -лента Э.Климова «Добро пожаловать…» легкая ирония, а не идеологическая диверсия, не  «похабная антисоветская, антихрущёвсккая картина, писанная желчью», а  дитя своего времени…. Вполне качественный продукт  творчества многообещающего мастера-художника того социалистического реализма . Даже больше скажу-  произведение Большого искусства!

Просто достаточно вспомнить времена «оттепели». Государству становилось всё труднее защищать своих граждан от своего вмешательства, от своей заботы. «Фестиваль молодёжи и студентов», стиляги, художники и поэты «шестидесятники…. Полёт Гагарина! Заверения партии , что «современные советские люди будут жить при коммунизме!» реабилитация и амнистия уцелевших в  Гулагах… пьянящий воздух свободы

Страна только очухалась от войны… Ведь не прошло и 20 лет с тех пор как закончилась самая страшная, самая кровавая бойня человечества, а дети Страны Советов, благодаря труду отцов и матерей- обуты, одеты, сыты…отдыхают в пионерских лагерях! Удивительный народ! Удивительная страна!

Впрочем, при обсуждении этой темы, о которой я осмелился теперь говорить, допускается обычно столько безтолковщины и неправды, а порой и явной клеветы, что мне вряд ли удастся сказать что-то новое. Однако последние страницы этой сказки довелось прочесть и мне с братом (см. сноску*). И я благодарен той стране – моей Родине СССР за своё счастливое детство!!!
 
Поэтому торжественно заверяю , что из всех фильмов этого художника, этот , его самый первый фильм , его «дипломка»( кстати снятая в рекордно короткие сроки и минимумом средств)мой самый любимый. По стилю, по фактуре…посему я и не удержался от комментария.

Однако вернёмся к фильму.
Вспоминая слова  классика синематографа, что «кино  в жизни человека сродни сновидениям. Фильмы, как и сны бывают разными: лёгкими-грустными, радостными- весёлыми, тяжёлыми- кошмарными» Можно сказать, что фильм о котором мы говорим- летний сон о пионерском детстве. По стилю, по фактуре это самый светлый фильм мастера. Фильм , вполне как сейчас это принято говорить, семейное кино! Пусть где-то утрированная, ироничная, даже саркастическая , но светлая сказка.

Вспоминается ещё один фильм-сказка другого мастера Георгия Николаевича Данелия по сценарию Г Шпаликова « Я иду, шагаю по Москве! Тоже сказка, но вполне в стиле доброго советского прекрасного лирического чёрно-белого кино!
Мы , к сожалению, уже привыкли, что в наше чёрно-белое по жизни время, стараются всё и вся разукрасить… даже революции называют цветными! Но несмотря на обилие «разукрасок» эпоха всё-таки остаётся чёрно- белой. В ряд «разукрасок» попали даже фильмы советской классики, (17 мгновений весны, Вечера на хуторе близ Диканьки, Высота и др.) Но хорошее кино не испортило даже это. Ведь основное, главное осталось- Искусство переживания, даже сопереживания… символы и метафоры, работа операторов. Художников, актёров… словом всё то , что есть те основные принципы советского кино, раскрывающие, показывающие глубину текстуры души. К сожалению теперь это всё почти вытеснено стрельбой и взрывами, стонами и криками, спецэффектами и «чудесами» цифровых технологий… всем тем набором приёмов и трюков для плосковидящих.

По словам Э.Климова , фильм был снят в «плакатно-публицистическом тоне» (я бы назвал в стиле СОЦАРТА,  популярнейшем теперь на западе) , в жанре сатирической комедии. Отсюда и попытка режиссёра противостоять системному идиотизму, штампам, демагогической ахинеи «фундаментального лексикона» советской идеологии, пронизывающей все слои советского общества.   

Иночкин против Дынина… Директор лагеря, коллекционер-собиратель благосклонности начальства, это его хобби. Выдав очередную порцию почёта отдрессированному показательному отряду №2, он как ему казалось, призван регулировать не только  оздоровление и отдых молодости Страны Советов, но и призван регулировать таланты нужного направления, регулировать саму жизнь пионеров.
 
А тут Иночкин, - читает под одеялом, купается в неположенном месте, фехтует на палках, держит в чемодане поплавки, крючки и леску, дружит с деревенскими бациллоносителями… ( « А там может быть коклюш!»)

 Жизненная коллизия. Красивый лозунг - «ДЕТИ ХОЗЯЕВА ЛАГЕРЯ!»… и совсем непохожая на него неказистая солдафонская реальность. Держащаяся на казарменном опыте товарища Дынина. « По дисциплине, по организованности… по всей зоне лагеря, огороженного забором….» от той плевательницы до фонаря»
Современным детям не знающим кто такие пионеры,  что такое «линейки»,» отрядное место», речёвка, и почему все должны быть одеты в одинаковую форму непросто объяснить отрядно-лагерьные отношения, все прелести пионеров в лагере.

Странно на мой взгляд воспринят вами и образ Кости Иночкина(Будущего Даньки из «неуловимых»)  «Убогий вид и постоянно опущенные глаза завершают облик»…
 
 Я не совсем понял « остальное – всё не для детей, причём написанное языком, который ни один ребёнок никогда не поймёт и ему это не нужно… язык фильма вялый, скучный и тяжеловестный, местами тошнотворный»…как и совсем не понял с подстрочником и что такое в этом фильме «абсолютная нереальность жёстко конфликтующая с сознанием», »взрыв мозга и полное недоумение» …как и «глумление над идеалами правильного пионера»…и уж совсем непонятно мне ваше «пахание» на картофельных полях советского совхоза…

 Вас уважаемый, кто-то обманул- В пионерских лагерях Советского Союза пионеры отдыхали( по совсем копеечным путёвкам от профкомов) и оздоравливались на благо Советской Родины и всего прогрессивного человечества! А картошка, это из другой отрядной песни! Вы ,дорогой мой, перепутали; Картошка- это отработка в «Лагере труда и отдыха», а пионерский лагерь это оздоровление и отдых!!!
Поверьте мне как  ветерану пионерских лагерей прииртышья  ( на эту тему  есть главы в киноповести МКС21) http://www.proza.ru/2016/12/02/519, http://www.proza.ru/2016/12/03/416, http://www.proza.ru/2016/12/03/420, http://www.proza.ru/2016/12/03/422, http://www.proza.ru/2016/12/03/425,

Впрочем, это только мои мысли вслух. И…
«А что это вы тут делаете?! Кино-то давно кончилось!!!» как говорил сквозной герой фильма под номером13. А ведь действительно такое кино кончилось, как и кончилась сказка советского пионерского детства!
А мне жаль!


* «Два придурка в три ряда». Это реальное фото, реальных советских пионеров, реально счастливого детства автора. На снимке наш с братом отряд  , и наша нелюбовь к коллективным  фотографиям. Эта нетерпимость к стадности и штампам вылилась вот в такое хулиганство.( до сих пор стыдно, хотя надо сказать , что это один из немногих уцелевших снимков групповых фото от садика до института) Не сговариваясь, находясь в разных рядах , брат подмигнул своему будущему, а я хотел высунуть язык, но не успел. Кстати многие родители «правильных пионеров» напрочь отказались от этого шедевра. Чем опечалили фотографа мечтавшего обогатиться на снимках… Стыдно , до сих пор!!!  Похоже это кровь виновата …мы с Костей Иночкиным одной группы крови… Это очень редкая группа 33!!! Вспоминаются слова Дынина « Какие вам корпуса понастроили! Какие газоны разбили! Водопровод! Газ! Паровое отопление! Дети помните: Вы хозяева лагеря! ВЫ!!! Что от вас требуется, друзья мои?! ДИ-СЦИИИИП-ЛИ-НА!!!» ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
 а ВЫ ТАКИЕ МОРДЫ ЛИЦА КОРЧИТЕ… НА ТАКОЙ  НЕ ПОБОЮСЬ ЭТОГО СЛОВА  ОТЧЁТНО- ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ, ОТРЯДНО-ЗВЕНЬЕВОЙ, СЕРЬЁЗНО-ПИОНЕРСКОЙ, СОВЕТСКО-БУДЬГОТОВСКОЙ ФОТОГРАФИИ!
.... не стыдно?!

МаХно Е.С.
10.04 2019г. Жанасибирск.