ВАгошков ОЕВ 1905г Возлюбленная. Повесть о Курске

Василий Иванович Агошков
В.Агошков. ОЕВ. 1905г "Возлюбленная". Повесть о Курске.


Статья «Приди и помоги нам!»
(По поводу приближающегося освобождения Церкви от порабощения светской власти).

«Столичные и провинциальные газеты последних дней повсюду распространили достоверную радостную, как пасхальный благовест, новость о движении среди столичного духовенства к преобразованию современного чиновнического строя русской Церкви по новому живому и в то же время святому древнему исконному образцу Единой Вселенской Автономной и самобытной православной Церкви».

Духовенство желает освободить Церковь от «мiрской» власти и восстановить патрiаршество…

Уже знакомый нам автор М.В. писал:
«Зима проходит…
Цветы показываются на земле…
Время пения настало…
Падут оковы невежества и рабства.
Песни радости услышатся…
Встань, возлюбленная, прекрасная!
Приди и помоги нам!».

//-В.А.: «Возлюбленная» пришла в 1917 году и стала рушить церкви.//

1905 год. Выпуски 1-13.

«Повесть о граде Курске». В древлехранилище при Орловской духовной семинарии есть небольшая рукопись 17 века: «О граде Курске». Содержание сказания о граде Курске следующее. От давних лет, от князя Владимира и последующих за ним князей известен град Курск. Еще в житии Феодосия Печерского, а потом Петра Митрополита Московского упоминается град Куреск, сияющий благочестием и обильный пустынями.

 Особенно знаменательно для Курска пребывание в его пределах, в Ратской пустыни (на р. Рате) Петра южно-русского, уроженца курского подвижника, а впоследствии святителя московского. Обученный иконному искусству, Петр написалъ образ Богородицы, силою его молитв получивший дар чудотворений, и перенес этот образ, как залог и благословение южно-русского подвижничества устрояющейся Москве. С переходом его из ратской обители на московскую митрополию неразрывно соединяется теперь Курскъ не с югом, а с Москвой.

На месте подвигов великаго чудотворца Петра и, по-видимому, не без связи с ним, в некоторое время, когда Курск разорен был до конца татарами, обретен был „у реки рекомой Тускори" в 20 поприщах от места бывшего города Курска, Образ Пречистые Богородицы Знамение.

Настоящее прославление чудотворной иконы начинается с царя Феодора Иоанновича. Наслышанный о её чудесах, он приказал привезти ее  в Москву, При этомъ с желанием украсить и прославить ее, составитель сказания ставит в связь заселения града Курска:
„не хотя сего чюдотворного богородичного образа тамо в стране суща без прославления оставити, повелеша от древних запустению от богомерзкого царя Батыя преданны град Курск обновити и множество людей населити... во 105 году на курском прежнем городище повелел град устроити и нарещи его по прежде именованному Курескъ, и из окрестных тамо градов изо Мценска. с Орла и из ыных градов многими обитатели наполнити повеле".
 
С почетом принявши икону, царь Федор украсил ее, приказал вставить в доску и на сторонах написать Господа Саваофа и пророков, велелъ убрать золотомъ, серебромъ и камнями, «якоже и ныне от всех зрима есть».

…Убиение царевича Димитрия.
На престол восходит Борис Годунов. Бог наводить кару на всю землю. В 7109 г. от ужасного дождя и морозов побиты были все посевы и травы, люди голодали и умирали. Дошло до того, что цена ржи поднялась до трех рублей четверть, и с этого времени стали продавать рожь четвериками, восьмою долею четверти, а до того времени четвертью почиталась четвертая часть бочки или кади, „еже оковами нарицали, а бочку или оков ржи покупаша и в нужднейшее время и дорого по пяти алтынъ''.

При таком всеобщем бедствии только город Курск с областью заступлением чудотворной иконы Б. М. испытывает довольство. После трех неурожайных летъ наступил здесь такой урожай, что все жители соседних городов массами стали направляться в Курск частию за хлебом, частию на постоянное жительство. И расширился городъ. И царь Борис возблагодарил чудотворную икону великами дарами.

Еще большая и горшая беда стряслась над Русью. После Бориса наступает смутное время. Первый самозванец Гришка Отрепьевъ, перешедши рубеж, занял Путивль и немедленно вытребовал себе из Курска икону Б. М. С болью в сердце провожали ее куряне, ожидая большого горя, и не ошиблись. Смута была и в Москве и в областях отдаленных; твердой власти не стало видно. Отрепьев привозит икону Б. М. в Москву и помещает в царском дворце, но она не помогает ему, и его убивают.

Смута продолжается при другихъ  самозванцах, при царе Василии Шуйском, польском королевиче Владиславе.
Вотъ какъ характеризует повесть это время для своей, отдаленной от главных событий местности.

Заканчивается смута только с избранием царя Михаила Феодоровича Романова.
В это время Курск и окрестные города подвергаются нападениям черкасских гетманов Сагайдачного и Желтовского. Именно въ 7120 (1612) г. гетманы эти с войсками из Путивля пошли на Болхов, на Белев, на Лихвин, разорили Рыльск, Орел, но Курска не могли взять. Своему городу помогла Богородица.

Куряне дали обет, в случае избавления от черкас, соградить монастырь среди города и поставить там икону её, если удастся ее найти. Приступ Желтовского был отбит, монастырь сооружен, и в 7123 (1615) г. в Москву к царю Михаилу отправляется из Курска посланец – дьякон Поликарп, которому и удается возвратить икону в Курск…

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель, 2019г