Мне страшно...

Лана Милус
Сегодня мои размышления тяжелы. Это размышления о том, что для меня всегда было СВЯТО – память об ушедших во время Великой Отечественной войны.
А начались они с банального написания сочинения с одним из моих учеников. Тему дала несложную, на мой взгляд, технически, но  очень сложную эмоционально: блокада Ленинграда. Каково было мое удивление-возмущение-негодование-непонимание (понятно, что все это пережила внутренне), когда я услышала шутливый тон и ироничные замечания на предмет поведения людей в определенной, заданной текстом, ситуации во время блокады. Я внимательно посмотрела в глаза молодого человека с тем, чтобы осознать причину этого неуместного юмора. Юноша (15 лет) смотрел на меня открыто, добродушно, с веселыми искорками и полученным удовольствием от своей шутки в глазах. Я спросила:
- Вы уже проходили на уроках истории тему «Блокада». (удивилась сама себе и сформулированному самой вопросу: вот так трагическая эпоха становится однажды ПРОСТО темой)
- Не знаю… Нет еще, наверное… - засомневался мой ученик.
- А что сам знаешь о блокаде?
- Ну, на самом деле, не очень много: знаю, что это было во время войны – немцы окружили Ленинград… Это, пожалуй, всё…
А я вспомнила наших Николая Ивановича Кашенцева (учитель истории) и Василия Поликарповича Хомякова (учителя физкультуры), прошедших войну и рождающих своими немногословными (не любили они об этом говорить), ну у меня лично точно, очень яркие эмоциональные картины, которые дополнялись информацией и  чувствами из  фильмов, стихов, книг. Я очень хорошо помню, что иногда я просыпалась от страшных военных снов. А сейчас это упаковано в короткое слово «ТЕМА» и короткую, сжатую до бесчувственности, информацию.
- Я хочу тебе рассказать и показать некоторые моменты…
- Это относится к сочинению? – заволновался  мальчик, поскольку его интересуют только  навыки, которые пригодятся при сдаче ОГЭ.
- Да, - сказала я. – Без этой информации, без чувств, рожденных этой инфо, без эмоций вряд ли можно написать достойную работу.
И мы начали говорить, смотреть, читать. Вот факты:
• Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. - 872 дня. (просто представь сейчас, исходя из этой цифры – сколько это!!!)
• Человеку полагалось 125 г хлеба в ДЕНЬ. (давай посмотрим, сколько это: отрезаю кусочек…) И это был не полноценный  хлеб из муки, яиц, молока и масла, а это был хлеб из мякины и травы…. 872 дня – 125 г так называемого  хлеба
• единственным способом контакта города с внешним миром и путем поставки продуктов в город было Ладожское озеро, когда оно замерзало. (но и там все было непросто: сколько грузовиков провалилось под лед и ушло на дно)
• в блокадном Ленинграде погибло по разным данным от 400 тыс. до 1 млн человек, и только 3% из них - от бомбежек и артобстрелов;
Хорошо, что есть такой мощный и оперативный ресурс, как интернет. Я мгновенно нахожу фото и документальные фильмы о блокадном Ленинграде. Вот на ходу умершие от голода люди, вот дети, не способные двигаться, истощенные до предела,  вот дома, в которых не могло быть тепла и безопасности, а вот знаменитый дневник Тани Савичевой…
А кроме этого была зимняя температура, ну, скажем – 30”… А еще крысы… Полчища крыс… А еще были бомбежки: город бомбили ЕЖЕДНЕВНО (было сброшено на город более 150 тысяч снарядов и 107 тысяч фугасных и зажигательных бомб), поскольку был приказ Гитлера - стереть Ленинград с лица Земли…
-  А город жил! Понимаешь, жил – работали училища, дома пионеров, театры, заводы… Разве это не подвиг – ЖИТЬ (я бы сказала, стараться полноценно жить) в таких условиях…
У молодого человека появились сомнения, а были ли тогда фотоаппараты и видеокамеры – может, все это придумано современниками??? Пришлось отыскать информацию и на эту тему.
Мальчик, конечно, поменялся в лице: ему уже точно было не до шуток.
А в конце занятия мы еще почитали стихи:
…По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде,
Как ветер.
Мы не встречаем Новый год –
Он в Ленинграде незаметен….
…Смерть сейчас
Ползет за каждым человеком….
Ю.Воронов

Мы с Юркой бежали к трамваю,
Вдруг свист и слепящий удар...
Оглохший, в дымящейся куртке,
Разбивший лицо о панель,
Я всё же был жив, а от Юрки
Остался лишь только портфель.
А.Молчанов

…Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
Т.Варламова

Мальчик ушел… Ушел писать сочинение.
А мне стало безумно горько… Еще и ста лет не прошло с того времени, как не стало на Земле 25 миллионов людей… Их не будет больше никогда… Никогда! Они хотели жить… Они НЕ жили… Они воевали… За нас, за Родину, против фашизма, а значит,  спасая весь мир… А мы… Мы их забыли? Разве это не предательство?
Разве не предательство так преподавать историю, что подростки не знают, не чувствуют этой боли?
Разве не предательство исключить из учебной программы произведения Василя Быкова, Александра Фадеева, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Ольги Берггольц и многих других, рассказывающих правду об этой чудовищной войне? И не надо мне рассказывать, что они входят в число рекомендованной литературы. Это нужно не рекомендовать – это нужно ЧИТАТЬ!!!
Разве не предательство умалчивать о многих фактах, связанных с войной, «защищая психику ребенка»?
Помню своего уже подросшего внука, когда, с моей точки зрения, он уже мог воспринимать информацию о войне, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Увидев книги с именами погибших, мой мальчик каким-то странным полушепотом спросил:
- Ба, это правда? Они все погибли?
И мы вместе тайком друг от друга утирали  слезы, переходя из зала в зал: я – рассказывая, он – слушая.
И я рассказывала всю ужасающую правду о войне, известную мне, а экспозиции музея добавляли чувств и эмоций…
Я никогда не смогу понять ту произошедшую чудовищную переоценку ценностей в современном мире, когда какой-нибудь шоумэн, равно, как и пустышка-шоувумен, вызывают у людей и подростков желание преклоняться и быть похожими на них, а герои, истинные герои, будь то погибшие когда-то давно солдаты или погибающие сейчас,  космонавты, ученые, писатели, достойные люди не заслуживают никакого мало-мальского внимания…
Мне страшно…