На болоте

Юрий Сергеевич Павлов
НА  БОЛОТЕ

Так  поздно  в  лес  за  ягодами  я  не ходил  ещё  никогда,  хотя  среди  друзей  и знакомых  давно слыву  азартным  ягодником  и  грибником.   Случалось  раза  три-четыре  сбегать  в  ближайший  лесок  за  еловым  лапником,  чтобы  укрыть посаженный под  зиму  чеснок  от  промерзания.  Благо,  что  и  лес  рядом -  в минутах  ходьбы. Да  и  то  это  бывало обычно  в  погожие  дни  октября,  в  самую  середину  зрелой  осени.  А  чтобы  за  ягодами,  да  ещё   сейчас -  в  предзимье?!


Стояла  начальная  декада  ноября.  Недели  две  прошло,  как  выпал  первый  снег,  пролежавший  не  больше  суток.  А  сейчас  снова  отпустило,  и  нахлынула  новая  волна    последнего, наверное,  и  тем  более  желанного  тепла.

Временами  являлись  ясноглазые  деньки,   когда  вновь  голубело    небо  и  скупо  пригревало  неяркое  солнце. Но  они были  редки. А  сегодня  с  утра     пасмурно,   но  сухо. Только  что  отошли  дожди,  и  влаги  хватало. Ею  была  щедро  пропитана  успевшая  и  подморозиться,  и  снова  оттаять  земля.  Поэтому  в  лесу,  куда  я  ступил,  отойдя  от  конечной  остановки  троллейбуса  с  километр,  было  достаточно  влажно и, главное,  тепло.


Наверное,  я  в  тот  день  поступил  необдуманно,  когда  за  пределами  города,  решив  срезать  достаточно  большой  крюк.,  чтобы  не  заходить  в  пригородный  посёлок, шагнул  на  заболоченную   луговину и  двинулся  в  сторону  ближайшего  леска. Спустя  минуты, я  уже  был  под  сенью  старых развесистых  ив  и  тут  же  попал  в  непролазную  чащу  кустов, продравшись   сквозь  которые,  оказался  на  склоне  глубокого  оврага.  По  дну  его  струился  ручей  с  перекинутым  через  него  брёвнышком. 


По  нему  с  помощью  шеста  я  и  перескочил  на  другую  сторону. Выбравшись  из  оврага,  я  ещё  долго  преодолевал  завалы  из  упавших  деревьев,  изрядно  поцарапав  руки  об  их  торчащие  во  все  стороны  сучья  и  только  чудом  не  изорвал  одежды.   


Какое-то  необычное  волнение  овладело  мной, оно  гнало  меня  вперёд,  хотелось  быстрее  достичь  заветных  мест, где  меня  наверняка  заждались  уже  давно  перезревшие  ягоды.  Но  раскисшая  от  последних  дождей  и  не  успевшая  сопреть  листва,  смешавшись  с  такой  же  раскисшей  почвой,  не  способствовала  быстрому  моему  продвижению.


В  лесу было  необычайно  тихо.  Ни  единого  дуновения  ветерка,  ни  одного  птичьего  голоска,  ни  одного  вороньего  карка,  хотя  рядом  был  город  и  дорога,  по  которой  изредка  проносились  машины.  Казалось,  всё  замерло.  И  только  далеко-далеко,  куда  я  шёл,  и  эти  приглушённые расстоянием звуки    служили  мне  ориентиром,  позволявшим   идти  в  нужном  направлении, нескончаемым  потоком  двигались  тяжело гружённые  фуры. И  если  бы не их  несмолкаемый  гул,   то  можно  было  бы  подумать,  что  находишься  один-одинёшенек  во  всём  обезлюдевшем  мире...


          ...Начудил  завершающийся  год  в  погодном  плане. Давно  на  моём  веку  не  было  такой  непредсказуемой  погоды! Зима простояла  нормальная,  в  меру  холодная  и  снежная. Как  сложилось  издавна,  выпадали  и  дни  потепления.  Не  подвели  и  март  с  апрелем,    будучи  умеренно  тёплыми  месяцами, как  и  положено  началу  весны. Я  впервые  за  последние  годы  вдоволь  набрал  первых  весенних  грибов  - строчков  и  сморчков.

 
А  вот  с  мая  и  закрутилась  канитель... Отсияла  теплом  и  светом  первая  неделя, разрешила матушка-природа  отпраздновать  деньки  весны  и  труда,   а  мне  ещё и посадить  картошку,  а  с  любимого  всем  народом праздника  Победы  всё  и  началось.

 
Такого  холодного  и  ненастного  дня  не  было,  наверное,  с  самого  окончания  войны.  Это, конечно,  не  испугало  народ, и  люди  пришли  на  главную  в городе  площадь  с  портретами  своих  близких,   почтили  их  светлую  и  вечную  память.


После – больше. Ненастье  и  пришедшие  с  ним  холода  стояли  неделями - с  редкими  днями  небольшого  потепления  и  перешли  на  июнь,  прихватив  заодно  и  большую  часть   «макушки  лета».  И  только  в  августе  наконец-то  пришло  обещанное  синоптиками  долгожданное  лето...Но  оно  было  короткое  и  не  такое  жаркое, как   случалось  в  последние  годы.


Это  обстоятельство  позволило  многим  горожанам,  садоводам  и  дачникам,  грибникам  и  ягодникам  сделать  грустный  вывод  о  том,  а  было  ли  лето вообще  в  этом  году?  Земляника  размазывалась  в  руках,  как,  впрочем,   и  клубника,  которая  превращалась  в  гниль  и  покрывалась  плесенью.  Покислела  черника,  хотя  и  была  крупной,  набухшей  от  излишней  влаги  и  спросом  у   моих  родных  и  близких не  пользовалась...


Два  раза  сбегал  между  дождями  за  земляникой, так  же  пару  раз  съездил  за  черникой,  в  то  же  время в  прошлом  году  я  каждую  неделю  с   середины  июня  до  середины  августа  отправлялся  в  лесные  просторы  за  спелой  и  сладкой  ягодой.  А  с  сентября  переходил  на  бруснику.


Не  было  этим  летом  и  добрых  грибов,  хотя  надежда  на  них  из-за  проливных  дождей  жила.  Видимо, одной  влаги  мало  для  этого,  нужно  ещё  солнце  -  свет  и  тепло! Хотя,  справедливости  ради,  стоит   сказать, что  перед  нашим  домом  одна  бабушка  всё  лето  продавала  лисички,  невесть  где  набирая  их. Но  порядочных  грибов – подберёзовиков  подосиновиков,  а,  особенно,  белых - не  было   Появились  они  только  в  середине  сентября  и  то  на  короткое  время,  что  я  их  даже  и  не  заметил, когда  ездил  в  лес  за  брусникой. И  было  это  всего  два  раза.  И  ягода  вызрела  крупная  и  сладкая,  но  времена  уже  ушли – летний  отпуск  у  меня  закончился,  а  надо  ещё  и  урожай  убирать  и  сад  готовить  к  зиме!


Когда  в  мае  стояли  холода,  картошка  сидела  в  земле,  и  ей  особенно  ничего  не  угрожало. В  июне  залили  дожди,  и  быстро  в  рост  пошла  ботва, да  и  потеплело немного.  Я  стал  строить  виды  на  урожай, холил  картошку,  рыхлил,  полол  и  радовался. Она продолжала  буйно  расти  и  в  июле, когда  также  лили  дожди. А  когда  при  хорошей погоде  в  августе мои  картофельные  кусты  начали  чернеть  и  жухнуть,  я  понял,  что  ошибся  с  оценкой  будущего  урожая. Сил  и  времени  было  потрачено  много,  а  результат  оказался  не  очень...   

   
... Я  уже  второй  час  брёл  на  далёкий  приглушённый  гул  машин,  но  «высоковольтки»,  под  которой  пролегает  нужное  мне  болото,  всё  не  было.  Однако  шум  с дороги  стал  заметней.  Время  от  времени  я  попадал  на  маленькие  болотца, и  идти  становилось  труднее: ноги  вязли  в  набрякшем  от  воды  мху – то  одна,  то  другая,  и  я,  теряя  равновесие,  хватался  за редкие  стволы  чахлых  берёзок, которые  для  того  и  стояли,  пока  за  них  кто-нибудь  не  ухватится,  чтобы  они  после  этого  могли  сломаться  и  упасть.


Иногда  я  обходил  болотца  и  тогда    отслеживал  свои  отклонения,  чтобы  не  сбиться  с  ориентира – солнца  не  было,  а  компас  доставать  из  рюкзака  было  лень.  Но  гул  с  дороги  поддерживал  во  мне  уверенность в  правильности  направления.


Неожиданно  я  понял, что   неслучайно  вчера  с  вечера  я  так  тщательно  собирался  в  лес. Приготовил  своё  снаряжение, провиант,  проверил  и  утеплил обувь,  взял тёплые  носки  про  запас. Этот  вчерашний  «лесной» зуд,  как  и  нахлынувшие сегодня  воспоминания  об ушедшем  лете,  не  оправдавшем  возлагавшихся  на  него  надежд,  свидетельствовали  об  неутолённой  жажде  по  лесу,  по  его  прелестям  с  ягодами  и  грибами,  с  птичьими  перепевками  и  шелестом  деревьев, с  некой  лесной  тайной,  которую  я  постигаю  всю  жизнь  и  не  могу  постичь!  Просто  мне  не  хватило  в этом  году  лета,  леса – того,  чем  я  живу  и  без  чего  не  смогу  прожить...


Я  не  был  в  лесу  с  середины  сентября -  когда  ездил  за  брусникой. Перед  этим  я  уже дважды  привозил  по  ведру  этой,  пьянящей  с  горчинкой,  ягоды. Нашёл  хорошее  место,   где  не  только  быстро  набиралась  вместительная  моя  посудина,  но  и  оставалось  немного  времени, чтобы  пособирать  грибы.  Правда,   боровиков  в  начале  сентября  было  ещё  маловато.

 
Во  время  второй  поездки,  на  обратном  пути,  в  поезде, разговорились  с  женщиной,  которая  оказалась  общительной  и  открытой -  под  стать  мне.  У  нас  даже   не  было  необходимости  представляться  друг  другу.  Мы  просто  разговаривали  про  грибы  и  ягоды.  Я  набрал  немного  побольше  её  корзиночки,  и она  похвалила  меня, отметив, что  не  все  мужчины  умеют  так  споро  и  чисто  собирать  ягоды.  Их  удел  -  больше грибы.


В  другой  раз  я  заметил  её  уже  на  вокзале. а  когда  забрались  в  вагон,  то  оказались  опять  на  соседних  сидениях,  что  не  мешало  разговору  об  общих  «лесных»  делах. Она  ехала  на  свои  прежние  места,  я  -  на  свои. С  ней  на  ту  же  остановку  ехал  и её  коллега.  Они  вместе  обсуждали  последние  новости   по  работе, и  из  их  разговора  я  понял,  что  её  зовут  Верой  и  она -  врач.


В  середине  сентября  я  снова поехал  по  бруснику,  потому  что  в  предыдущий  раз, с полной  корзиной  покидая  порубку,  обнаружил  такие  красные  кочки,  спрятанные  в  молодом  кустарнике, что  всю  неделю  не  мог  успокоиться  и  ждал  выходного  дня.


Но  выходной  день  оказался  пасмурным,  дождь  лил  и  накануне  всю  ночь,  и  в  субботу  раза  три  заходил,  что  я  успевал  и  промокнуть,  и  высохнуть  не  один  раз. Брусника  ещё  была,  но   первый  морозец  не  миновал  её,  и  она  с  тонкой  кожицей  легко  давилась,  потеряв  «товарный   вид».  Поэтому  решил  не  связываться  с  ягодой,  а  класть  в  корзину  грибы. 
Как  я  уже  оговорился,  что  время  белых  грибов  между  моими второй  и  третьей  поездками  как  раз  прошло,  то  мне  пришлось  довольствоваться  неполной  корзиной  совсем  не  первосортных грибов.


В  этот  раз  Веру  в  поезде  я  не  увидел.  Не  встретил  её  и  в  посёлке  мостостроителей, где  мы  раньше  выходили  с  ней  с  поезда,  чтобы  пересесть  на  автобус до  города.


Она  появилась  за  несколько  минут  до  отправления  общественного  транспорта  и  совсем  с  другой  стороны  посёлка.  Её  добротная  грибная  корзина была  почти  полна  тёмно-вишнёвых  ягод. Поначалу  мне  и  показалось,   что  это  вишня  и  по  цвету,  и  по  размеру – одна  к  одной! Но  какая  вишня  в  сентябре!


Да,  это  была  клюква. Самая  настоящая,  крупная,  спелая.  Вид  у  Веры  был  усталый  и  счастливый.  Я  её  понимал,   сам -  такой  же. Пяти  минут  до  прихода  автобуса  ей   хватило, чтобы  отдышаться  и  объяснить, где  находится  болото  и  как  до  него  добраться.


В  следующий  выходной - последний  день  сентября -  солнечный  и  сухой,   в  половине  седьмого  утра  я  был  уже  на  остановке  напротив  моего  дома. Народу  было  немного,  в  основном  бабушки, и  по  экипировке,  и  по  времени  отправки (этот  рейс  -  первый,  а  на  втором  -  уже  поздновато!)  я догадался,  что  они  едут,  как  и  я, туда  же  -  за  клюквой.


В  весёлом  расположении  духа,  в  приподнятом  настроении  и  некотором  волнении  я  пытаюсь  завести  с  одной  бабкой  разговор, как  это  бывает  всегда среди  людей  общего  склада  и  духа, объединённых  одной  радостной идеей. Но неожиданно получаю  отпор. Она недружелюбно  по  отношению  к  моей  распахнутой  перед  ней  душе  ворчит  что-то  про  то,   что  «всё  давно  уже  содрали  зелёное  и  истоптали  всё  болото».  Она  всем  своим  видом  молчаливо  вопиет,  что  это  её  не  волнует  и  ей  до  этого  нет  никакого  дела.


Когда  подходит  автобус, я  специально  замечаю,  что  она  тоже  садится  со  мной  и  едет. На  последней  остановке  на  окраине  города    в  автобус заходит  остальная  масса  ягодников,  и  среди  них  замечаю  Веру. На  душе  становится  немного  спокойнее.


Тихонько  пересказываю ей, не  скрывая  своего  огорчения, разговор  с  бабушкой  на  остановке, на  который  она  реагирует  своеобразно,  поднося  к  губам  палец  и  торжественно  заявляя:  «Без  па-ни-ки!».  Я  утвердительно  киваю  головой.


Через  несколько  минут автобус  останавливается  в лесу, не  доезжая  до посёлка,  и  почти  все  пассажиры  покидают  его  и  возвращаются  тремя  группами  в обратном  направлении   до  пересечения  шоссе  с  южным  обходом   нашего  города  и  затем  по  этой  обходной  дороге  устремляются  в   сторону  Москвы.


Попрощавшись  с  Верой,  чтобы  «не  висеть  у  неё  на  хвосте» ,  ухожу  за  оторвавшейся  вперёд  первой  группой,  не  пытаясь  её  обогнать,  но  и  не  потерять,   чтобы  видеть, где  надо  будет  свернуть  с  шоссе  в  лес.


Через  полчаса  я  на  болоте. Попадаются  первые  ягоды.  Всё  болото  в  тропках.  Кажется,  нет  ни  одной  обойдённой  кочки, и  всё  же  на  каждой  из  них  краснеют, а  местами  и  белобокие лежат  на  тонких  ниточках  ягоды. 

 
День  тёплый,   многие,  как  и  я, раздеваются,  убирают  лишнюю  одежду  в  рюкзаки.  Народу -  как  будто  не  болото,  а  городская  площадь  с  массовым  гулянием!  Времени  - восемь  часов, до  вечера  далеко!


Под  завершение  того  дня  мы  снова встретились  с  Верой  на  остановке  шестичасового  автобуса. Я  не  добрал  сантиметров  на  пять  до    верха  полутораведёрную  грибную  корзину,  а  она  насыпала  ягод  примерно  на  литр - два больше  моего.


Настроение  было  хорошее. Удачный  день, и он  не  пропал  даром.  Я,  как  всегда,  с  полной  посудиной  возвращаюсь  из  леса  домой. Мысленно  благодарю  лес  за  щедрость  и  доставленную  радость. Не  забываю  и  про  Веру:

Спасибо,  что  показали  места,  где  и  поздней  осенью,  когда  всё  пустеет  в  лесу,  можно  ещё  отвести  душу! А главное  -  недалеко  от  дома.  Теперь  уж  до  следующего  года, до  будущей  осени!  Хотите,   летом  покажу  Вам    ягодные  поляны?

- Да  у  меня  их  у  самой  -  необеримо!
Ну,  тогда  до  следующего  лета!  Жаль,  что  долго  ждать,  ведь  даже  до первых грибов -  полгода.  Длинной  покажется  зима!



С  тех  пор  минуло  больше  месяца, и  сегодня  я  решил  продлить  ягодный  сезон,  тем  самым  сократив  зимний  период  ожидания   первых  признаков  пробуждающейся  природы.  На  что  надеюсь,  куда  иду?


Я  уже  более  двух  часов  блуждаю  по  лесу,  а  гул  автострады  то  приближается,  то  затихает. Всё  чаще густое  мелколесье,   чавкающий  мох  под  ногами – верный  признак  приближающегося  болота.  Местами  попадаются  довольно  большие  островки  нестаявшего  снега,  особенно  в  чащобах  и  под  большими  деревьями.  Найду  ли  ягоды  под  снегом?!


Идти  по  кочкарнику  становится  всё  труднее. Чувствую,  что  теряю  время. Уже  скоро  середина  дня,  а  я  всё  никак  не  выйду  на  заветное  место. Боюсь, что  мне  этих,  потерянных  понапрасну  в  блужданиях  двух  часов  светлого  времени  в  рано  сгущающихся   осенних  сумерках,  не  хватит,  чтобы  набрать  хоть  сколько-нибудь  спелых  и необычайно   крупных  вишнёвых  ягод.

   
Беспокоит  и  мысль,  хватит  ли  сил  на  сбор последних  осенних  даров.  Сил,  потерянных  на  преодоление  бесконечных  лесных  завалов  и  труднопроходимых  низинных  болотин. Не  ясно  ещё,    в  каком  состоянии  болото,  которое,  конечно  же,  я   обязательно  найду.  Не  должно  же  оно  как  сквозь  землю  провалиться?!


И  в  это  мгновение  мой  слух  чутко  улавливает  возникший  вдалеке  и  потому  приглушённый  расстоянием  взвизгнувший  звук  бензопилы. Лесорубы!  Там  -  люди,  дорога... И  я  быстро  развернулся  и  направился  в  ту  сторону,   откуда  теперь  уже  явственно  доносился  не  только  визг  пилы   и  рокот  трактора,  но  и  время  от  времени  шум  падающих  деревьев.


Я  только  сейчас  обратил  внимание,  что  пробираюсь  уже  давно  не  по  мелколесью,  а  между  высоких  и  спелых  сосен  вперемешку  с  березами.   Да,  выходит,   сюда  тоже  добралась  вездесущая  рука  человека.


Не  прошло  и  нескольких  минут, как  впереди  забрезжил  просвет, и  я  вышел  на  окраину  большой  поруби,  на  дальнем  конце  которой  лежала  огромная  гора  раскряжёванных  хлыстов,  а  невдалеке  работал  тракторишко,  и  дымился гигантский  костёр,  неохотно  пожиравший  сырые  порубочные  остатки.


На  делянке,  кроме  тракториста,  работали  ещё  два  человека: один   -  молодой  парень  с  бензопилой  валил  деревья, а  его  сверстник  кряжевал    хлысты  и  «чекерил»  брёвна. 


Я  подождал,  когда  вальщик  закончил  разделывать  поваленное  дерево  и  выключил  пилу.

Скажите, пожалуйста,  - обратился  я  к парню,  пока он  доставал  и прикуривал  сигарету. - Я  ищу  болото, которое  под  линией электропередачи.  Иду  лесом  уже  два  часа  и  всё  никак  не  найду  его.


Он  улыбнулся и  слегка  кивнув    в  знак  того,  что  понял, о  чём  идёт  речь,  и,  протянув  вперёд  руку,  ответил:

- Пойдёте  вот  так  прямо,  мимо  нашего  вагончика,  по  этой  дороге  и  выйдете  к  «высоковольтке».  Там  - болото.
       - А  далеко  это...
       - Метров  восемьсот.
Спасибо!

        Дорога  оказалась  сильно  разбитой  тракторами  и  вся,  включая  не  только  колеи,  но  и  серединку  между  ними,  была  залита  водой  и  представляла  из  себя  настоящую  болотную трясину. Идти  по  ней  было  невозможно.  Также  невозможно  было  пробираться  и  по  мшистым  и  заросшим  кустарником  обочинам  этого  «тракта».



  Минут  пять  я  промучился,  выбираясь  из  этого  гиблого  места,  и  вдруг  справа   увидел  совсем  близко  просвет.  Ещё  минуту-две,  и  я  был  на  краю  большого  болота,  над  которым  параллельно  друг  дружке   тянулись  с  глубоко  провисающими  от  тяжести  проводами  две  высоковольтные  линии  электропередач.  А  далеко,  на  том  краю  болота,  сквозь  сгущающийся  осенний  туман  проглядывалась  и  третья  «высоковольтка». Слава  Богу!  Я - на  месте!  Часы  показывали  половину  первого.



К  моему  огорчению,  болото  оказалось  всё  заполнено  водой. Все  тропы  были  залиты ею,  и  только  кочки  островками  зеленели  по  всему  пространству.  Кое-где  они  были  припорошены  нерастаявшим за  последние  тёплые  дни  снежком.  Вода  была  довольно-таки  холодна. Это  я  чувствовал  ногами, на  которые   одел  по  четыре  носка,  но,  видимо,   воздух  в  резиновых  сапогах охлаждался  ледяною  водою  быстрее,  чем  нагревался  циркулирующей  по  сосудам  кровью. 


Это   сразу  вызвало  у  меня  сильную  тревогу.  Оставалось  надеяться  на  то,  что  найдутся  силы  побольше  двигаться,  почаще  нагибаться, а  также  на  оставшийся  не  такой  уж  и  большой  отрезок  времени    до  сумерек  для  сбора  ягод,  на  азарт  ягодника  и  наконец  -  на  горячий  чай,  которого  у  меня  было более,  чем  достаточно.   


И  всё-таки,  когда  я  собрал  с  кочек  и  бросил  с  лёгким  грохотом  несколько  горстей  увесистых  и  замороженных  рдяных  шариков,  уверившись  в  том,  что  при  наличии  ягод  и  светлого  времени  меркнущего  дня  я  способен  сегодня  на  многое,  какое-то  возвышенное  и  приподнятое  настроение  родилось  в  моей  душе  и  до  конца  этого  дня  уже не  покидало  меня.  Всё   будет хорошо,  и  я  запомню  этот  необычный  день  и  не  раз  потом  буду  вспоминать  его!


И  в  этот  момент  я  заметил,  как   всё  необыкновенно посветлело  вокруг.  Нет,  солнца  как  не  было, так оно и  не  появилось  посреди  разорванной  в  клочья  низкой  облачности.  Не  пробив  плотный  слой  небесной  пелены, оно, однако, нашло  её  единственное «слабое  место»,   через  которое  и  направило  свои  неяркие  лучи  на  противоположную кромку  леса,   подсветив  снизу  и  облака    вокруг  разрыва. 



И  этой  небольшой  порции  света  оказалось  достаточно  на  короткое  время  породить  прощальное  сияние природы  и  окрасить  хмурое  осеннее болото  в  торжественный  вид! Потеплело  на  душе, и  хотя  это  сияние  длилось  несколько  мгновений,  мне  этого  настроения  хватило,  чтобы  я   совершенно  забыл  о  замерзающих  ногах  и   одновременно  с  полной  уверенностью  осознал, что  смогу  вполне  противостоять  всем остальным  неурядицам  далеко не  летнего  дня.



За  это  время  в  моё  небольшое  пластмассовое  ведёрко    высыпался  первый  литр  отборных  ягод, после  чего  этот  приятный  момент  стал  повторяться  чаще  и  с  ускорением. И  только  когда  у  меня   больше  чем    на  половину  заполнилась   ягодная  посудина,  я    решил  побаловать  себя  коротким  и заслуженным  перерывом  на  чай. Ароматно  заваренный, парящий  на  холоде,  он  проникал    теплом  в  каждую  клеточку  моего  организма  и  согревая  не  только  тело,  но  и  душу,  неизмеримо  прибавлял  сил.  Продержимся!


В  очередной  раз,  освободив  наполнившийся  «наборыш» и  отметив  с  удовлетворением,  что  дело  подходит  к  концу,  я  выпрямился, чтобы  на  короткие  моменты  дать  отдых  затекающей  от  неудобной  позы  пояснице. Спина  ныла,  и  я  больше  всего  беспокоился, как  бы  не  застудиться,  поскольку  при  наклонах хоть  и  тёплая,  но  короткая куртка, да  и  свитер  «уползали»  вверх,  обнажая  до  рубашки  поясницу.


И  вот  именно  в  этот  самый  момент,  когда  я,  выпрямившись,  бросил  взгляд  на  противоположный  край  болота,   увидел,  как  что-то  под  опорой  «высоковольтки»,  или  рядом  с  ней,  вроде  бы  двинулось. Что  это  -  куст?  Человек?


Долго  и  напряжённо,  до  рези  в  глазах,   вглядывался  в  осеннюю  меркнущую  даль. Видение  то  смутно проявлялось,  то  пропадало. Если  это  куст,  то  почему, он  колышется  в  безветренный  день?


Глаза  слезились,  и  я,  дав  им   отдохнуть,  в  очередной  раз  напряг   зрение  и  уловил  момент,  когда  загадочный  предмет  вдруг  резко  уменьшился  и  тут  же  принял  прежние  очертания.


По  всей  видимости  -  человек, - решил  я  и,  собрав  свои  пожитки,   двинулся  в его сторону,  чтобы  удостовериться  в  своём  предположении.


Я  раньше  не  раз  замечал  некую  особенность  в том,   как  после  многочасового  блуждания  по  безлюдному  лесу  в  ягодных  и  грибных  походах,  по  пустынному  берегу  реки  -  на  рыбалке,  несмотря  на  азарт  и  трофеи,   к  концу  дня  вдруг  остро  ощущается  самая  настоящая  сердечная  тоска  по  живому  существу – по  человеку,  по  общению. Видимо,  так  устроен  человек.


И  в  этот  раз  такая  потребность  взяла  верх. Двигаясь  к  опоре  ЛЭП, я  продолжал  собирать  ягоды,  от  случая  к  случаю  бросая  короткие взгляды  вперёд,   и  уже  не  сомневался,  что  там  человек,  и  я  сейчас на  этом  болоте  не  одинок.


Конечно,  меня  тоже  уже  заметили,  поскольку  человек  не  уходил, а  крутился  на  одном  месте,  поочерёдно,  то  нагибаясь,   то  распрямляясь, отчего  я сделал  вывод,  что  там  ягод  больше, чем  у  меня.


Увлекшись  сбором  клюквы,  которой  становилось  всё  больше  по  мере  моего  продвижения  вперёд,  и  глубоко  задумавшись, я  не  заметил,  как  почти  вплотную  приблизился  к  опоре  и  поэтому  вздрогнул  от неожиданно  громкого,  прозвучавшего на  казалось  безлюдном  болоте,  голоса:

Здравствуйте! А  говорили,  что  до  следующего  лета не  поедете  в лес?!  Не  выдержали...

Добрый  день! -  ответил  я  на  приветствие  Веры,  - и  стало  как-то спокойнее  и  радостнее  на  душе. Не  один  я,  оказывается,  шастаю  в  эти часы  по  холодному  и  промозглому  болоту!

            -   А  бабушки-то  уже  ушли  что  ли  ? - кивнула  она  в  сторону
противоположного  края  болота. - Мы  вместе  с  утра  приехали,  -  продолжала  она,  не  дождавшись от  меня  ответа  на   заданные  вопросы.  - Надо  и  мне  собираться  на  автобус. На  пятичасовой...


Попрощавшись  на  этот  раз  до  следующего  лета,  расходимся  в  разные  стороны:   она  -  туда,  откуда  я  пришёл, а  я пытаюсь  ещё  немного  покружить  по  болоту.


Иногда  оглядываюсь, с трудом  различая  в  вечерней  туманной  дымке  её  удаляющуюся  фигурку,  попеременно  склоняющуюся  и  распрямляющуюся    от  сбора  ягод, и  понимаю,  что  и  мне  пора  уходить.  Сумерки  сгущаются  так  быстро,  что  через  полчаса  и  мне  нечего будет  делать  на  болоте.


«А  ведь  и  я  могу  успеть  на  пятичасовой  автобус,  если  пойду  не  в  посёлок  а  по  «высоковольтке»  до  пересечения  с  шоссе», -  моментально  пришло  решение. 


Через  десяток  минут,  распалившись  от  трудной  ходьбы  по  затопленному  болоту,  я  вошёл  в  неширокий  лесной  коридор,   специально  прорубленный  для  ЛЭП,   именуемый  «просекой».  «Высоковольтка»   поднималась  в  гору,  под  ногами  стало  сухо.


Однако  быстрое  моё  продвижение  вперёд  в  гаснущем  свете  короткого  дня  затрудняли  торчащие  кругом  острые  остатки  стволов  от  срубленного  под  углом  кустарника.  Я    постоянно  спотыкался  об  них,  с  трудом  избегая  падения  в  раскисший  мох (на  возвышенности,  куда  я   поднялся,  опять  пошло  низинное  место).


Острые  порубочные  остатки,   торчащие  кругом,  грозили  проткнуть  голенища  резиновых  сапогов,   под  ногами  вновь  захлюпала  вода.  В  какой-то  момент, идя  по  глубокой, затопленной  колее,  я  оступился  и  зачерпнул  одним  сапогом  ледяной  воды.  Пришлось  искать  в  болотце  место,  где  бы  я  мог  надёжно  опереться  спиной  о  деревце, чтобы  переобуться. 


Отжав  и  отправив  в  рюкзак  сырые  носки,  снял  с  другой  ноги  сухие  и  прибавив  к  ним  прихваченные  «про  запас», снова  обулся  во  всё  сухое  и  тёплое. Пользуясь  случаем  ещё  раз  погрелся  чайком.


Но  надо  было  торопиться.  Впереди,   метрах  в  пятистах, под  «высоковольткой»  то  и  дело,  пересекая  мой  коридор,  пролетали  машины,  которые  в  сгустившихся  сумерках  я  определял  по  мелькающему  свету  фар.


Идти  оставалось  минут  пять  -  не  больше,  но  и  времени  уже  было  пять  часов.  Кто  быстрее  прибудет  на  остановку:  я  или  автобус,  который  сейчас  трогается  из  посёлка?  Ему  ехать  до  сюда  тоже  минут  пять, если  он  не  отправился  раньше, как  это часто  случается  на  немноголюдных  последних  пригородных  рейсах...


Вот  я  и  на  асфальте.  Времени  -  пять  минут  шестого.Но  ещё  стемнело  не  окончательно,  и  я  смог  разглядеть  огромную  лужу  при  съезде  с  шоссе  на  грунтовку  и  сваленные  на  обочину  шоссе  брёвна  с  той самой  делянки. Кому-то,  видимо,  не  под  силу  оказалась  эта  водная  преграда.


Неужели автобус ушёл  раньше,  и  Вера  уже  подъезжает  к  городу,  а  мне  теперь  ждать  шестичасового?!  Минули  пятнадцать  минут. Автобус  так  и  не  пришёл.  Может  быть, сломался?. 


До  города - не  больше  пяти  километров,  а  до  его  окраин  в  виде  пригородного  посёлка,  который  я  утром  обошёл,   и  того  меньше. Есть  ли  смысл  дожидаться   шестичасового  автобуса,  если  я за  это  время  дойду  до  города? 


Короткий  отдых  на  остановке  добавил  сил,  и  я  зашагал  в  сторону  города,  пока  ещё  невидимого  за  стеной  леса.


К  вечеру  заметно  потеплело, а  в   лесу  при  отсутствии  ветра  это  чувствовалось  особенно. Настроение  было  хорошее,  моя  потребность  в  общении  с  лесом  была  удовлетворена.  Время  ожидания  до  новых  лесных  походов  теперь  значительно  сокращалось.  Наступало  время  осмысления  увиденного,   пережитого  за  этот  уходящий  год. Необходимо  было  добытую  в  летний  сезон  «руду»    превращать  в  сияющий  металл  отлитых  прозаических  и  поэтических  строк.


Завтра  -  большой  и  напряжённый  день. Завтра  -один  из  величайших  праздников  моей  юности, праздник  всего  моего  поколения. Ровно  век  минул  с  времён  тех  величайших  событий,  изменивших  до  неузнаваемости  мир.


Раньше,  в  этот  день,  мы  съезжались  в  родительский  дом,  где  не  бывали  уже  месяц-два  -  с  начала  учебного  года. С  раннего  утра,  а  иногда  и  с  вечера  лепили  пельмени,  варили  студень, готовили  салаты... Нарядившись  по-праздничному,  утром всей  семьёй,  с  детишками,   отправлялись  на  демонстрацию, где  радостно  встречались  с  друзьями-товарищами,  бывшими  одноклассниками,  коллегами  по  работе.  И  было  в  этом  единении  такое  радушие,   такая  искренность  и  теплота, что  эти  неповторимые   мгновения остались  в  сердце  и  памяти  навсегда  маяками  доброты,  которые  светят  нам  из  того  далека  всю  оставшуюся  жизнь...


Обочина  шоссе  была  широкая  и  сухая,  идти  по  ней  было  легко  и  радостно, как  всегда  бывает радостен  путь  к  дому. Пролетали  машины – встречные  ослепляли  на  мгновение  ярким  светом, переходя  на  «ближний»,   попутные – подсвечивали  мне  дорогу,  отчего  шагалось  весело  и  просторно.

   
В  душе  звучала чарующая  музыка  дивного  осеннего  вечера. Я  чувствовал  в  себе  поднимающиеся  силы  физические  и  духовные, я  понимал,  что  ещё  многое  смогу  в  жизни,  сделаю,  успею!  Залогом  к  этому  была  твёрдая  уверенность  в  грядущем  дне, на  который  я  тоже  имел  свои  планы.  Может  быть,  и  он  будет  не  хуже  сегодняшнего  и  удостоится  также  чести  остаться  в  моей  памяти,   как,   я  уверен  останется  в  памяти  до  конца  дней  моих  этот  вполне  обычный,  но  сравнительно  тёплый  и  потому  привлекательный   и  удачный  день  поздней  осени...

                26  ноября  2017  года