Душевная сфера

Сергей Михальчук 1
Душевная сфера (человеческого существования) – пон. ХФА, которое является характеристикой чувственно-интеллектуальной и психологической [1] жизни человеческой лчн. Она является той средой общения, которая объединяет в себе акт созерцания себя, акт созерцания другого (других лчн. - ей) и акт созерцания мира.

[1] В той её части, которая касается высшей психики.

Это пон. входит в состав смыслового поля кат. Природа, Сущность и Сознание. Поэтому оно имеет полное наименование: «Душевная сфера существования человеческой лчн. в человеческой природе» или, сокращённее, «Душевная сфера человеческого существования»; кратко – «Душевная сфера» (далее Д.с.).
Д.с. свойственна не только человеческой природе, потому что человек является не только Душою живою, но и Душою животною. Душа животная, каковой являлась и природа дочеловека, обладает физиологической [2] и психологической [3] сферами своего существования.

[2] Сюда относятся: физиология, нейрофизиология, инстинкты и инстинктивное поведение. Некоторые исследователи относят сюда и безусловные рефлексы, которые передаются по наследству, но не в объёме всего вида, а только в рамках одной популяции, живущей на строго определённой территории, в обстановке устойчивой и стабильной системы внешних воздействий.

[3] Сюда отнесены условные рефлексы, низшая психика и психология поведения животных, словом всё, что относится к области зоопсихологии. А также её новые ветви: эмоциональная жизнь животных и социальное поведение животных.

При Общении с Богом, [4] когда «прах земной» принимал на себя Образ Божий, и в природе «дочеловека» пробуждалось человеческое Сознание. Появляющаяся, как Божественный дар, Духовная сфера, несомненно, обогащала принявшую это «Сознание» природу дочеловека, делая её природой человека. Физиология усложнялась, приобретая то, что ныне называют сферой подсознательного, неосознаваемого или сферой бессознательной психики. Здесь скрываются множество экзотических, биоэнергетических, паронормальных и парапсихологических тайн. Сфера психики претерпела подобное же преображение, став Д.с. существования человека.

[4] Это «Общение» правильнее назвать Божественным Воззванием или Взыванием, наподобие Евангельского воззвания Иисуса: «Лазарь! Тебе говорю: - Выйди вон из гроба». Можно назвать и по-библейски – Вдуновением. Но евангельская параллель намного более выразительна.

Д.с. очень тесно связана и с «Плотской сферой человеческого существования» и с «Духовной сферой». С первой её объединяют органы чувств, ощущения и переживания, которые через простейшие чувства, через эмоции, через этику и логику, эстетику и интеллект, возрастают до наивысшего напряжения мышления и чувства, являющихся уже проявлениями духовной жизни лчн. Как видно из этого пояснения провести какие-либо точные границы, разделяющие эти сферы, представляется довольно затруднительным. Их соотношения между собою полностью зависят от уникальных свойств самой лчн.
Давая определение Д.с., можно сказать, что: «Душевная сфера человеческого существования – это понятие Христианской Философской Антропологии, которое указывает на теснейшую чувственно-психологическую связь человека со всей земной зоосферой. И хотя «Образ Божий», принятый на себя «прахом земным» в обращении к нему Бога, сделал дочеловека – «душу животную», человеком – Адамом - «душою живою», неизмеримо обогатив его чувственно-разумную, психологическую жизнь, эта связь никуда не исчезла. Лишь то, что Бог подарил человеку - «духовная жизнь», делает его человеком. Забвение этого нравственно-онтологического дара возвращает человека к его дочеловеческому состоянию. И никакая разумность, которую безнравственная жизни делает рассудочностью, онтологически неотличимую от того, что свойственно и животным, конечно же, с поправкой на цивилизованность, не может вернуть ему потерянную человечность. Быть стаей животных в каменных или каких-либо ещё джунглях! – это удел жизни без Божией Любви».