М. М. Кириллов Портреты современников Зарисовка

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

ПОРТРЕТЫ СОВРЕМЕННИКОВ

Зарисовка
        Портреты, портреты… Не Третьяковская галерея, но всё же. Кто это? Попробуйте, угадайте.
        Возьму некоторых из них.
          Первый портрет. Узнаваем, за 30 лет даже надоел. Зычен, брутален, полагает, что авторитетен. Смотрится весьма значительно, особенно в команде и в окружении знамён. Форвард по характеру и по положению. Но мячей не забивает. И не потому, что не может. То мячи не того размера и тяжеловаты, то ворота поставлены не в том месте. Любит показывать публике, как разбегается, и неплохо разбегается, эффектно так, но даже при поддержке всего стадиона в результате референдума, почему-то в последний момент не бьёт по мячу: наверное, с судьёй не согласовал с какой ноги бить. Всё время ему что-то мешает, прежде всего, судьи. Периодически жалуется на подкупленное судейство. Форвард нужен, чтобы забивать голы, а не требовать в последний момент, чтобы судье сменили свисток. Дзюба нужен.
        А в своей «раздевалке» он совсем другой - такой радостный и боевой, ну просто, как юный Октябрь!
       Однако, ревнив, и не лидером быть не может. Очень     напоминает крупный осколок некой гранитной скульптуры, что на площади в Москве или скалу у моря с пчелиными пасеками на её облысевшей вершине, скалу, омываемую волнами истории. Могилы пролетарских вождей защитить не может (не дают), но пионерские галстуки ребятам торжественно завязывать у дверей мавзолея «всегда готов» (дают). 
       Иногда напоминает большого побитого бульдога. Обидели. Даже жаль. А так ему, да и не только ему, просто хочется жить по-человечески. В своей советской «раздевалке», когда он может позволить себе быть самим собой, он скромен и прост. Один из последних философов-марксистов. Очень содержателен. Умный, нормальный человек, учитель. А в революцию всякому человеку трудно, и ему приходится подчас изображать настоящую скалу, а ведь это, согласитесь, не у каждого получается. Собирал бы уж лучше мёд. Всё-таки мастер пчеловодства. То же доброе дело, и тоже не каждый может. Ему бы Советский Союз на блюдечке с голубой каёмочкой, и больше ничего не надо. Сам-то он его, безусловно, достоин.
        Второй портрет – из самых справедливых. Их не очень много в стране, но они так решили, что они и есть самые справедливые. Это звучит как вызов в несправедливой буржуазной России. Но такой откровенный вызов вряд ли будет воспринят в стране капитализма, где заведомо несправедливая эксплуатация человека человеком лежит в основе существующего общественного строя. Так что это даже не вызов, а, скорее, обвинение власти и призыв к борьбе за справедливость. Это ещё куда ни шло.
        Самый справедливый из них - их первый секретарь, в прошлом советский десантник, афганец, честный и мужественный человек, известный тем, что первым на трибуны не лезет, скромен. Вокруг него много ещё вчерашних членов КПРФ, не выдержавших её бесплодного авторитаризма и в своё время покинувших её.
         Позже, возможного и желательного сближения справедливороссов с КПРФ не получилось по той же причине. Тактически они близки, но идеология у них не одна и та же. Мешает и присущий СР социальный утопизм. Нельзя быть справедливым в стране Арашуковых, Дерибасок и Шуваловых. Это же всё равно, что к морде мутанта-кабана из племени «купи-продай» приделать глаза совестливой шекспировской Офелии. Или заставить Абрамовича спеть с заводской сцены фронтовую песню «Вьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза». Это же противоестественно,  бессмысленно и оскорбительно. «Сапоги в смятку», по Чернышевскому. Какая уж тут справедливость!
        Иногда эти люди напоминают мне «лишних людей» или народных демократов в эпоху крепостничества. А их известный современный сторонник из Астрахани - Олег Шеин – напоминает революционера Рахметова и даже Николая Островского. С учётом его поразительной стойкости мог бы быть одним из форвардов в партии рабочих коммунистов, а он справедливости от воров добивается. Но ему виднее. Верить в справедливость простого народа можно и нужно, но рассчитывать на справедливость буржуазного государства – нельзя. Нужна борьба. Здесь, видимо, не всё до конца понято. Как-то жалко его. Слишком он какой-то человечный. Так Лев Толстой жалел Чехова. Боялся, что явись тот на сельскую околицу, как Иисус Христос в рясе, поясочком подвязанный, его же девки засмеют. А жаль.
       А Вы сами-то  встречали самых-самых справедливых людей?
        С третьим портретом я уже давно знаком. Лет 15-20 тому назад я даже написал о нём сатирическую миниатюру «Портрет шута». Вы его прекрасно знаете. Он из тех, кто, если его не пустят в дверь, непременно влезет в окно. Холеричен, непредсказуем, умён, талантлив. Если перевозбуждён, может быть даже опасен. Склонен к гиперболам, к предсказаниям. Маниакален и способен заменить собой всю свою партию. Последователи у него есть, но копированию он не подлежит. Если бы это случилось, кажется, убил бы на месте или не смог бы выжить сам. Убеждён, что неповторим. Бывает виноват, но не наказуем, как малолетний, по всеобщему умолчанию. Пиар ему не нужен, он сам и есть пиар. Если иметь в виду гоголевские типы, то это и Ноздрёв и Хлестаков в одном флаконе.
        Интуитивно близок к власти и нужен ей. Своей нестандартностью и ловкостью подчёркивает по контрасту «монументальность» и «величие» власти. Если нужно, прикидывается. Артист. Фигаро 21 века. И чем не Зеленский? Та же клоунада, только опытнее.
        На деле - антисоветчик, антисталинист и власовец. И это уже не шутки. Злобен, и этим выдаёт свою сущность и близость к власти, причём без всякого шутовства. Политически с властью не сливается, изображая из себя оппозиционера, чтобы не утратить популярности. Может даже покуражиться над властью, и прощён будет: свой, дурашка. В последние годы явно выдыхается. Замены ему не будет - такие таланты часто не рождаются.
        Я даже не спрашиваю читателя, узнал ли он эту «драгоценность»?
         Ну, и ещё один портрет. Портрет «нужного»  человека. Свой, из девяностых. Прошёл школу племени «купи-продай», из саратовских. Правда, слава Богу, на верблюдах не ездил и дворцов в Лондоне не покупал. Деловой человек. Чиновник. Не оратор, но последние годы более или менее успешно возглавляет Государственную Думу. Взвешенный и спокойный, но не всесоюзный староста М.И.Калинин, тот же был из когорты вождей трудящихся в годы Революции, а этот ни косил, ни строил, ни воевал. Вес не тот, но пригодился.
        Если бы в Думе не было оппозиции вообще, руководить ею было бы нетрудно. Но ничего не поделаешь. Всё сложнее. А Указы Президента кому-то нужно выполнять? А это, может быть, даже труднее, чем Калинину: государство-то нынче не классово однородное, как раньше, рабоче-крестьянское, а гибридно-буржуазное. Бедные в нём нищенствуют, а богатые пухнут от сытости. Как тут быть? Сложнее стало работать. А за кого он сам-то? За отощавших или за толстых? А за кого был в своё время Столыпин, идеолог деятелей из нынешней «Единой России»? Конечно, за «великую Россию, без потрясений!» Ну, и наш чиновник тоже за великую Россию. «Однозначно!», сказал бы Владимир Вольфович.
       Но все эти годы он систематически помогает Саратову и области. Этим знаменит. Саратовский депутат. Наш земляк. Его так и зовут. Саратов, свою малую родину, не забывает. Я думаю, даже любит по-своему.
         Это и долевое строительство, и новый аэропорт, и пешеходные зоны, и набережная, и дополнительный общественный и медицинский транспорт, и новые школы. Очень нужный, свой, человек в Москве. Равным, конечно, хорошо быть, а самым равным ещё лучше, не правда ли?
        Портрет этого деятеля, может быть, и уступает в яркости и значимости другим, но превосходит их в полезности.
         Ну, как Вам эта портретная выставка? Впрочем, я ни на чём не настаиваю. Портреты, как портреты.
                Саратов, апрель 2019 ода.