Пурга

Ирина Глинина 2
               

     Мое место в самолете «Москва-Орджоникидзе» было у окна. Салон был полон. Только место рядом со мной пустовало. Его должна была занимать моя подруга Лена. Но она в последний момент отказалась от путевки, струсила. Успела ли она сдать билет на самолет, который я добыла с таким трудом, простояв в очереди в кассы Аэрофлота почти весь день,  мне было не известно.
      «Все-таки, 20 рублей - не лишние, мама ей, наверно, помогла сдать билет. У нее же связи, она на бензоколонке работает», - подумала я. В глубине души понимала, что именно мать отговорила подружку мою, от этой авантюры – ехать в горнолыжный лагерь в Цейское ущелье. Это было очень крутое, культовое место. Некоторые считали, что даже лучше Домбая, мекки туристов, а здесь именно место для «сурового стиля».
       Путевка была бесплатная, профсоюзная,  выпрошенная мной через третьи руки у знакомого из Арктического института. Ей она досталась без труда, в качестве подарка. А всё бесплатное – не ценится, -  со вздохом констатировала я эту избитую истину.
    А как хорошо было бы вместе ехать, выручать, если что, друг друга, как мы это всегда делали! Как пригодилась бы она, не было бы так одиноко в дороге. Сразу вспомнилась сегодняшняя бессонная ночь в автобусе «Аэровокзал – Внуково». Это была классная задумка! Внуково было забито людьми: люди оккупировали весь пол для сна, не говоря уж о креслах столиках в кафе, комнате матери и ребенка. Я с трудом приткнула огромную сумку с горнолыжными  ботинками и прочим обмундированием и чехол с бесценными лыжами  Polsport в угол, подсунув под них рюкзак с консервами. Обосновалась между русской и кавказкой семьями, попросив  их несколько часов посторожить мои вещи. Они с радостью согласились, иначе, мое спящее тело заняло так необходимое им место. Сама я отправилась в путешествие в ночном автобусе. Тепло и мягко! Только каждый час надо выходить и пересаживаться.
       Это был отличный вариант, чудо логистики, хотя в вряд ли в 1987 году кто-нибудь знал это слово! А что же делать, если вылет в 7 утра, и регистрация за 2 часа? Никакой ночной поезд из Ленинграда не успевал к отлету. Но вылет задерживался из-за нелетной погоды. Зима.
      К 11 часам объявили посадку. Измученные бессонной ночью пассажиры ринулись на посадку…
      Эта череда недавних воспоминаний пронеслась у меня в голове, сопровождаемая легким привкусом ожидания прекрасного отдыха. Только место рядом со мной, по-прежнему, пустовало.
     Экипаж уже приготовился к взлету, и тут вижу, к соседнему креслу пробирается девушка примерно моего возраста. Заталкивает рюкзак на полку для ручной клади, вынимает из нее книгу. А вдруг?.. – промелькнула надежда.
    Она сняла короткий беличий полушубок и села, положив его на колени. Я не торопилась знакомиться.
    Когда стюардессы стали раздавать конфеты, мы одновременно протянули руки и встретились взглядами.
    - Ира, -  улыбнулась я.
    - Софья, - смущенная улыбка в ответ.
    - А вы не в горнолыжный лагерь в Цей, случайно направляетесь?
    - А Вы откуда знаете? – я поймала её удивленный, почти восторженный взгляд.
    «Бинго!» - захотелось крикнуть мне. Мечты сбываются!
    - Я тоже туда лечу.
    - А я еще вчера утром, не была уверена, что окажусь здесь, билетов не было, кто-то в последний момент сдал.
    - Ну, и славно. Вместе веселее. Можно на «ты»?
    - Конечно, я первый раз одна еду на лыжах кататься. Раньше всегда ездили всей семьей. У меня папа давно «болеет» горами, и в Цее был не раз, и на Домбае.
     Три часа полета за разговорами пролетели незаметно. Отпрыски интеллигенции двух столиц всегда найдут общие темы.  Страх перед неизвестным уменьшился, сжался в маленькую, слегка свербящую точку, ведь моя новая знакомая, хоть и была младше меня на год, но оказалась гораздо опытнее в делах покорения снежных просторов.
     Пока выгружали вещи в аэропорту «Беслан», выяснилось, что жаждущих попасть в «горнолыжный лицей» немало.  Молодежь из многих городов нашей страны добыла путевки. Она начиналась с сегодняшнего дня.
     Долго совещались  на выходе из аэровокзала, что делать. Небо было в тучах. Рассказывали, что вчера была метель. И завтра тоже не обещали хорошую погоду. Большинство решило не рисковать и ехать на перевалочную базу в город. Маленький автобус «пазик», набитый несмелыми туристами, уехал.
     Мы с Соней оказались среди тех,  кто незамедлительно стремился к вершинам. Резвые молодые люди на трех Жигулях-копейках, уверяли, что у них «конь-огонь», и что, если мы скинемся по десять рублей, то через два часа будем в лагере.
     Это было дорого. Николай, по-видимому, тренер, не раз бывавший здесь, торговался с ними. Он сразу нашел правильный тон разговора: то был серьезен, то шутил. После неторопливой кавказкой беседы  цена снизилась до семи рублей, потом до пяти. Сошлись на четырех рублях. Договорились ехать по три человека в машине. Точнее, в первых двух машинах ехали по четыре человека, в последней двое и лыжи.
      Стартовали, когда уже начало смеркаться.
      Дорога шла в горы, минуя город. Постепенно пейзаж менялся: вместо промышленных зданий, домов, окружённых глинобитными заборами, редкой растительности, появились горные склоны. Через час наша колонна остановилась. Водители вышли на дорогу и стали что-то громко обсуждать между собой. Вышел на беседу и Николай. Помахав с ними руками минут пятнадцать, он обошел машины и доложил, что погода портится, шоссе стало обмерзать и водители наши хотят вернуться в город. Если же мы хотим продолжить путь, то должны доплатить еще по рублю. Мы согласились, отдали деньги. Поехали.
      Стал подниматься ветер. Стекла машин запотели. Дороги окружали уже не редкие деревья, а заборы с колючей проволокой и вышки. Свет он прожекторов на вышках иногда пробивался сквозь темень. И тогда становилось видно, что лагеря находятся только слева, справа был обрыв. От лая и воя собак становилось жутко.
     Снегопад усиливался. Машины ехали все медленнее. Дорога шла в гору. Вот они опять остановились. Я с моей новой подружкой и еще двумя девушками ехали во второй машине. Наш водитель даже не стал выходить, а гортанно объяснил, что у него нет цепей, и дальше он не поедет. Полученная пятерка прибавила сил двигателю и сцепления колесам. Мы двинулись дальше. Но, ненадолго. По-видимому, крайней точкой их маршрута был поворот с основной трассы на горный серпантин, ведущий к лагерю.
     Наш кортеж остановился.
    - Выходите, дальше мы не едем! – на сей раз голос был почти без акцента, властный и не оставляющий тени сомнения в своей правоте.
    - Но, ведь вам и вниз сейчас будет трудно ехать, довезите нас, переночуете в лагере – попробовали мы смягчить хозяина тачки. Очень не хотелось вылезать в пургу из машины.
   - Здесь уже недалеко, километров шесть - восемь, ну, может, двенадцать. Быстро дойдете!
    Они вытащили из машин все наши чемоданы, сумки, лыжи, рюкзаки. Побросали их на дорогу, и лихо, с заносом развернувшись, исчезли из вида.
     Куда идти? Где лагерь? Мы стояли на перепутье. Резко вверх от шоссе уходила узкая дорожка с потрескавшимся асфальтом. Слева  - горы стеной, справа -  тьма пустоты.       
     Впереди – остро бьющая по глазам пулеметная очередь снега. И холод, с пронизывающим до костей ветром. Мы разобрали вещи. Никто точно не знал, что путь вверх верный, но стоять было нельзя! Решили двигаться цепью, впереди женщины, замыкал наш отряд Павел.
      О, как я возненавидела эти, взятые запасливой рукой, консервы! «Чугунные» ботинки давили клипсами в один бок, лыжи Polsport с улучшенными крепления Neva-2, били в другой, перегруженный рюкзак откидывал меня назад. Но идти надо было вперед!
     Я была в новом длинном зимнем пальто с огромным воротником из длинношерстной козы, в новых индийских джинсах, на ногах зимние сапоги. Никогда в городе они не казались мне скользкими. Но сейчас, когда ветер поддевал меня, сжимал спрутом своих проволочных объятий и толкал от ледяной стены гор в пропасть, я скользила в них по вьющейся поземке как фигуристка. Обрыв, жадно усмехаясь, ждал жертвы. Вскоре за стеной снега исчезла идущая впереди девушка, потом пропала и шубка Софьи.
     Думала ли я о чем-то? Вспоминала блокаду или Амундсена, пробивающегося к Южному полюсу? Нет, я сосредоточенно старалась ставить правильно ноги и держать в равновесии спину. Ветер толкал к обрыву, иногда, он хитро раскручивался, и я утыкалась плечом или коленом в ледяной выступ горы. Шаг за шагом я шла. Груз давил, ноги подкашивались, дыханье перехватывало ударами снега в лицо. Зубы сжаты. Неожиданно мне стало все равно. Спокойствие и легкость, будто принятие неминуемой смерти, придало сил.
     Послышался крик Николая: «Привал!». Останавливаться не хотелось, казалось, обратно не встану. Но сумки сами сползли с плеч, и рюкзак привалился к выступу скалы, я упала на него. Отдышались. Сердце бешено билось, высота отчетливо стучала в висках.
   - Подъем! Дышать равномерно, экономить силы! – донесся сквозь грохот урагана указ  тренера.
     И опять вперед. Я мысленно запела, марши, куски боевых песен, всё, что осталось со школы. Сознание несколько помутилось и в нём не осталось ничего, кроме следующего шага и мысли держаться левее. Ноги и плечи я уже не чувствовала. Осталось только боль в спине и уколы игл льда на лице. Сколько было привалов? Три, пять, семь… Время потеряло смысл, была нескончаемая вечность из необходимости выжить. А, чтобы жить надо идти. 
      Неожиданно, слева, из мрака выступили очертания, сначала забора, а потом - ворот. Они приоткрылись, и я упала вовнутрь, придавленная рюкзаком. Перевернулась на бок. Услышала чьи-то крики: «Они там!» Темнота.
     Пришла в себя от того, что мужские сильные руки очень больно трут меня. Хотелось кричать. Не уверена, что у меня получилась издать хотя бы стон. Запах нашатыря, спирта. Я в доме. Тепло. Мне дают пить что-то горячее, потом жгучее. Сон.
     Когда, на следующий день я проснулась, было очень хорошо. Счастье и радость разливались по всему телу. Соня спала на соседней койке. Везде были разбросаны наши вещи.
     - Надо осмотреть окрестности,  - потянулась она. Мы тут, и это – победа!
      Я нашла свои любимые джинсы, но не смогла надеть их. Они, застегнутые на пуговицу и молнию, не касаясь, свалились с меня. В ту ночь я похудела на шесть килограммов.
      И ещё – влюбилась в  тренера Николая!
                Конец первой части

28.11.2018г.