Субмарины идут на север

Вячеслав Прытков
                С У Б М А Р И Н Ы     И Д У Т      Н А      С Е В Е Р.

Северный  форпост  страны  -  Архангельск  встречал  весну  1944  года. Основные  сражения  Великой  Отечественной  происходили  уже  далеко  на  западе, однако, враг  огрызался, всеми  силами  пытаясь  сорвать  отправку, проход  и  приём  северных  конвоев  в  городе, через  который  проходил  основной  маршрут  поставок  стратегических  грузов  от  союзников. Именно  здесь, на  так  называемом  «Арктическом  фронте», на  его  передовой  сражались, как  жители  города, так  и  моряки  созданной  Беломорской  флотилии, обеспечивая  доставку  грузов, направляемых  союзниками  по  ленд – лизу.
В  город  прибыл  вице – адмирал  Гордей  Иванович  Левченко, назначенный  недавно  командиром  Отряда  трофейных  кораблей, ему  была  поручена  их  приёмка  и  доставка  из  Англии, согласно  Тегеранской  договорённости  1943  года. Предстояла  огромная  и  ответственная  работа  по  отбору  и  переброске  экипажей  линкора, крейсера, восьми  эсминцев  и  четырёх  подводных  лодок, что  составляло  более  2,5  тысяч  человек. Весь  этот  персонал  должен  был  отправиться  на  43  транспортах  конвоя  RA – 59  под  охраной  двух  английских  авианосцев, крейсера, четырёх  фрегатов  и  16  эсминцев  под  командованием  контр – адмирала  Мак – Грегора.
Вконец  утомлённые  напряжённой  работой, вице – адмирал  Г. И. Левченко  и  его  помощники – начальник  штаба  контр – адмирал  В. А. Фокин  и  начальник  политотдела  капитан  1  ранга  Н. П. Зарембо  принимали  командиров  подводных  лодок, прибывших  с  разных  флотов  страны. Трое  из  них – Герои  Советского  Союза – тихоокеанец, капитан  1  ранга  Трипольский  Александр  Владимирович, североморец, капитан  2  ранга  Фисанович  Израиль  Ильич, черноморец, капитан 3  ранга  Иосилиани  Ярослав  Константинович. Балтиец, капитан  3  ранга  Кабо  Исаак  Соломонович  и  тихоокеанец, капитан  3  ранга  Панов  Николай  Алексеевич. Все  они  представились  командиру  Отряда.
«Проходите, товарищи! Вам  выпала  огромная  честь, принять, освоить  и  привести  из  Англии  подводные  лодки, отличающиеся  по  конструкции  и  обслуживанию  от  тех, на  которых  вам  до  этого  приходилось  командовать  и  воевать. Эту  важную  задачу  доверила  вам  наша  Партия, и  мы  не  сомневаемся, что  вы  выполните  её  успешно, на  отлично. Ведь  вы  лучшие  из  лучших, командиры, имеющие  огромный  боевой  опыт.»
Подводники  переглянулись, и  старший  из  них  по  званию, капитан  1  ранга  А. Трипольский  произнёс:
«Товарищ  вице – адмирал, разрешите  обратиться.»
«Так, слушаю  вас, товарищ  Трипольский.»
«Не  могли  бы  вы, товарищ  вице – адмирал, вкратце  проинформировать  нас  о  тех  подводных  лодках, которые  нам  надлежит  принять?»
«Да, товарищи  подводники! После  долгих  и  трудных  переговоров  английская  сторона, наконец, согласилась  передать  нам  четыре  субмарины, из  них  - три, класса  «U» - «Unity». Лодки  типа  «U»  зарекомендовали  себя  достаточно  хорошо  в  ходе  боевых  походов  в  Средиземном  море  и  обороне  Мальты. Их  проектировали  в  1935 – 38  годах, первоначально, как  учебные  корабли, но  позднее  на  них  установили  шесть  533  мм  торпедных  аппаратов  и  76  мм  палубное  орудие. Лодки  создавались  фирмой  «Vickers – Armstrong”  на  судоверфи  Барроу  двумя  серями. Названия  принимаемых  лодок – “Ursula», входила  в  первую  серию, а  «Unbroken»  и  «Unison» - во  вторую  серию. Что  касается  четвёртой  субмарины  - пока  английская  сторона  не  предоставила  нам  о  ней  каких – либо  сведений. Будем  разбираться  на  месте. О  лодках  пока  всё, товарищи.
Знаю, что  среди  вас  находится  замечательный  поэт, не  так  ли, товарищ  Фисанович? Это  вы  написали  слова  к  «Строевой  подводной»  песне, а  в  ней  есть  такие  слова:
«Нет  выше  счастья, чем  борьба  с  врагами, и  нет  бойцов  подводников  смелей!
И  нет  нам  твёрже  почвы  под  ногами, чем  палубы  подводных  кораблей!»
«Так  точно, товарищ  вице – адмирал, - вступил  в  разговор  капитан  2  ранга  Израиль  Ильич  Фисанович, - я  продолжу:
«В  морскую  глубину  на  смертный  бой  с  врагами  идёт  подлодка, слушаясь  рулей.
И  нет  нам  твёрже  почвы  под  ногами, чем  палубы  подводных  кораблей!»
«Ну, вот  и  прекрасно, сейчас  вам  предстоит  особо  тщательно  подобрать  экипажи  из  прибывающего  личного  состава. Это  должны  быть  хорошие  специалисты  всех  боевых  частей  подводной  лодки. Есть  ещё  вопросы? Если  они  возникнут, обращайтесь  в  любое  время. Можете  быть  свободны.» -  заключил  Г. И. Левченко

С  момента  этой  встречи  прошло  не  так  уж  много  времени, экипажи  для  трофейных  кораблей  были  сформированы, и  уже  28  апреля  1944  года  большой  конвой  RA – 59  отправился  в  путь  к  берегам  Англии. Вице – адмирал  Г. Левченко  со  своим  штабом  расположился  на  эскортном  авианосце  «Fencer». В  районе  острова  Медвежий  конвой  был  атакован  немецкой  авиацией  и  понёс  незначительные  потери, а  6  мая  уже  прибыл  в  Шотландию.
Приём  английских  подводных  лодок  происходил  в  Росайте – военно – морской  базе  на  восточном  побережье  северной  Шотландии, в  глубине  залива  Фёрт  оф   Форт. Командиры  подводных  лодок  и  экипажи  в  очень  короткие  сроки, почти  не  зная  английского  языка, овладели  управлением  незнакомых  лодок, вызвав  удивление  самих  союзников – англичан, которые  отводили  для  этой  задачи  чуть  ли  не  год. Лодки  получили  новое  обозначение – «В» - «Веди»  (В – 1, В – 2, В – 3, В – 4). Капитану  2  ранга  И. Фисановичу  досталась  более  новая  лодка  класса  «S» - «Sunfisch» (S – 81) – «В – 1».
Завершив  отработку  задачу  боевой  подготовки  и  перейдя  в  Данди, а  затем – в  Лервик  на  торжественный  подъём  военно – морского  флага  СССР, подводные  лодки  своим  ходом  направились  в  Полярное, на  Северный  флот. К  сожалению, при  переходе, подводная  лодка  Героя  Советского  Союза, капитана 2  ранга  И. Фисановича  «В - !», как  выяснилось, была  уничтожена  британским  самолётом  береговой  охраны (англичане  не  могли  смириться  с  тем, что  лодка  совершенной  конструкции  оказалась  у  русских). Остальные  лодки «В – 2», «В – 3», «В – 4»  благополучно  прибыли  на  базу  Северного  флота  и  вошли  в  состав  3 – го  Дивизиона  Краснознамённой  Бригады  Северного  флота  и  совершили  шесть  боевых  выходов  к  берегам  северной  Норвегии.
Так, осенью  1944  года  подводная  лодка  «В – 2»  ( командиры  - Трипольский, затем – Панов, Щёкин), патрулируя  в  норвежских  водах  у  Тромсё, торпедировала  немецкий  сторожевой  корабль  и  тральщик.
«В – 4»  под  командой  Я. Иоселиани  в  районе  Лаксенфьёрда  уничтожила  танкер  врага  из  состава  немецкого  конвоя. По  возвращении  на  базу  командир  лодки  был  отмечен  комбригом – контр – адмиралом  И. Колышкиным:
«Действия  капитана  3  ранга  Я. Иоселиани  отличались  настойчивостью  и  смелостью, достойны  подражания.»
Успешно  проводила  свои  рейды  лодка  «В – 4»  под  командованием  капитана  3  ранга  И. Кабо.
Советские  подводники  не  только  успешно  освоили  трофейные  подводные  лодки, но  и  решительно  и  бесстрашно  уничтожали  на  них  врага  на  исходе  Великой  Отечественной  войны.
После  подписания  мирного  договора  с  Италией, подводные  лодки, воевавшие  в  составе  Северного  флота, были  возвращены  обратно  в  Англию, завершив  свой  славный  боевой  путь.

10  апреля  2019  года                Вячеслав  Прытков.