Мцхета. Дополнение к Кавказ подо мною...

Анатолий Емельяшин
                Мцхета. Дополнение к «Кавказ подо мною...».

                Фото кафедрального храма Светицховели из интернета.
 
                Из дневника горно-пешеходного путешествия на Кавказе в сентябре 1963 года.

          По возвращению с Кавказа,как обговаривалось заранее, я начал писать для многотиражки очерк о путешествии. Редактор торопил, поэтому моё сказание окончилось переездом с гор до Мцхеты.
          Но мой нигилизм не пришёлся ему по душе и все отрицательные моменты взаимоотношений с аборигенами были купированы. То, что прошло в печать было скупо, сухо и не интересно. Потому продолжения дневника я не отдал – всё равно не напечатают, а если и напечатают, то вырежут самое интересное.
          Хорошо, что черновик вернули – позже он вошёл без купюр в публикацию на сайте Проза.ру и домиздатовскую книжицу.
          Приступил к редактированию дневниковых записей через год, когда впечатления потускнели и многое уже забылось.
          Ниже – краткие отрывки из продолжения кавказского анабазиса.

          В Мцхете размещаемся на местной турбазе. К группе прикрепили экскурсовода и следующий день мы бродим по старинным улочкам древней столицы или разъезжаем на автобусе по её окрестностям. Любуемся стариной и  впитываем легенды, которые без устали обрушивает на нас гид-экскурсовод.
          Конечно, легенды не возникают на пустом месте, что-то в них есть из реальной истории. Но уж очень всё облачено теософией, а если её отбросить, то почти ничего и не остаётся – без мифологических святых нет истории.

          Городок небольшой, можно считать, провинциальный. В глаза бросается неухоженность улочек, запущенность древних строений и разрушающиеся храмы. И от всего этого веет библейской стариной.
          По преданию, Мцхета долгое время был столицей царства Иверия. Здесь же, ещё в четвёртом веке, было принято христианство как государственная религия. И с тех пор он является центром грузинской церкви и в главном храме служит католикос Грузии. Нам его лицезреть не удалось. А может и видели, когда бродили как безбожники по храмам.
          В этом же городе грузинские князья приняли решение войти в Российскую империю, оградиться от персидских притязаний русскими штыками.

          Храм Светицховели. Уже не помню как переводится это название на русскою мову. Да и не важно. Важно то, что хотя храм и действующий, но туристам доступен вход во все, или почти все, помещения. Мы заходили во все пределы, поднимались на второй этаж, обсуждали уведенное, не стесняясь встречающихся служителей и даже не замечая их. Что поделать? – безбожники. Это сейчас я понимаю кощунство такого поведения.

          Особенно впечатлил храм Джвари, возвышавшийся на горе у слияния рек. Он был полуразрушен, почти в руинах, но тем отчётливее звучали в этом месте слова Лермонтова: «там, где, сливаяся, шумят струи Арагвы и Куры, был монастырь...»
          Я не запомнил, как мы попали к монастырю, поднимались в гору по серпантину, или приехали по объездной дороге. Но впечатление от седой старины этого места остались надолго. Я и сейчас вижу этот храм и разрушенные стены вокруг него.
                1965 год.

          Р.S. Сейчас смотрю по интернету: всё отреставрировано, приукрашено, смотрится как новодел. А впечатление старины пропало, если не вспоминать  предания и мифы. Или это потому что вижу не наяву, а виртуально?

 Дополнение 2 здесь: http://www.proza.ru/2019/04/15/77