Христианские варвары

Олег Жиганков
Великое крушение Римской империи в пятом веке нашей эры связывают с вторжением на территорию Империи полу-диких варварских племен и народов. Все, вроде бы, и верно, но все и глубоко ошибочно в подобном утверждении. Да, по Империи действительно прокатилась волна варварских степных гуннов, которые очистили Империю от ее золота, сожгли ее города, угнали в полон здоровых людей. Но тут уж римлянам пенять можно только на себя – ведь они сами, на официальном уровне, пригласили гуннов в Империю.

Вы не знали этого? Что за нелепица? Но все именно так: императоры, один за другим, приглашали орды гуннов, давали им щедрые подарки, чтобы те «раздавили» другого соперника Рима, которого пригласили к себе прежде – скифов. Скифы, или славяне, или готы первыми получили от императоров приглашение прийти и поселиться на восточных землях империи во второй половине четвертого века. Император Валентиниан обещал готам содержание и землю в обмен на их воинскую службу, на защиту рубежей империи от гуннов.

Готы пришли – и оказались в ловушке. Их детей римляне продавали в рабство, а взрослым устроили такой голод, что те сами рады были себя продать в рабы. Подобного издевательства не испытывали даже израильские рабы в Египте. И это – от рук тех, кто пригласил их прийти в Римскую империю. И готы организовались в мощный военный союз, защищавший интересы своего народа. Рим только тогда стал с ними считаться, и чтобы занять их – пригласил к себе на службу. И вот к концу 4-го столетия скифы составляли самую сильную – и самую опасную – часть Римской армии. И время от времени регионы скифов становились неуправляемыми – вследствие нарушения римлянами договора. В той истории, в тех реальных исторических событиях, о которых я хочу вам в скором времени рассказать – в истории генерала Гейны – лучше всего и отражается реальная история того времени.

Хотя окончательное падение города Рима официально произошло только в 476 году н.э., к этому времени Рим давно был мертв и «терзаем» варварскими племенами уже на протяжении двух столетий. За что? Если я спрошу себя как богослова, кратко ответить, то ответ будет простым: за пролитую кровь мучеников, разумеется. Если спрошу, как историка – то отвечу, что Рим давно морально прогнил и шатался, как гнилой зуб. И он был расшатан до основания пришедшими в империю гуннами. Но гунны ушли, и на их место, а вместе с тем и на место Империи, пришле те самые племена, против которых римляне нанимали гуннов – племена готов. Пришли и поселились на обломках Империи, которую давно уже защищали от таких вот гуннов. Но защитить Империю от самой себя и от своей глупости и слепоты готы не могли.

Примечательно, что все пришедшие и поселившиеся на территории Римской империи племена готоф (скифов) ко времени падения Римской империи уже исповедовали христианство. Вы этого не знали? Вы, верно, думали, что Рим захватили дикари-язычники? Нет. Не смену помпезному имперскому Риму пришел Рим христианский. Об этом и писал в своем знаменитом труде «Град Божий» блаженный Аврелий Августин, который был современником и свидетелем падения Рима. Он пишет о том, что старый Рим паз в наказание за свое язычество, и потому, что изначально был построен на ложном основании – на гордости. Что касается занимавшегося нового, христианского Рима – Августин был полон оптимизма.

Конечно, кто-то может (я в том числе) критически посмотреть на христианские убеждения этих корелей европейских народов, на их разборчивость – в доктрине и в действиях. Нам известно, что христианство было занесено в эти племена через деятельность епископа Вульфилы, который, хотя и исповедовал Господа Иисуса Христа, но, как считается, в арианской интерпретации.

Но все же сбылось пророчество, и продолжало сбываться – пришли и поклонились Иисусу Христу великие цари народов земли, десяти ведущих колен-государств, десяти народов, пришедших с востока. И продолжали кланяться – пусть может и притворно, не нам судить – на протяжении многих столетий.

Забегая вперед скажу, что и на Руси, в Великой Сарматии, этой новой Самарии – уже тогда, в раннюю пору христианство и зародилось. Но открыто заявит Русь об этом лишь когда князь Владимир не побоится признать ту веру, которую исповедовали уже поколения его княжеских предков. Но крещение Руси в 988-ом году – это уже не начало. Начало – там, во глубине веков, когда с семенем мучеников, со свидетельством царей, с проповеди апостола Андрей – в утробе Великой Скифии завязалось и стало ткаться тело христианства.

И если для обыкновенного ребенка требуется девять месяцев, чтобы сформироваться в утробе матери, то для формирования и рождения нового христианского народа, нового Израиля (или, точнее, очень даже старого, настоящего – Израиля) потребовалось около девяти веков. Долго? Оно того стоило. И то, что вы, верующий (надеюсь) человек, читаете теперь эти строки – как бы вы к ним ни относились – это добрый плод тех долгих и таинственных процессов, которые на протяжении девяти столетий происходили в утробе земли русской.

Да, мы не можем увидеть всего таинства, рассказать про формирование всего тела этого чуда-ребенка по всем этапам, но мы можем проследить его генотип, увидеть его настоящих – а не приемных – родителей, понять особенности характера, жизни, судьбы. Этим мы и займемся вместе с вами в наших публикациях. А для начала посмотрим на в общем-то вполне признанных «родителей» русского христианства – на варягов.

Справок о варягах я давать здесь не буду – для этого есть много источников, и они легко доступны. Но все-таки известно нам о них очень мало. Скорее всего, варяги были одним из северных, поморских скифских племен – очень воинственных и сильных. Я помню, как в детстве еще читал истории про варягов, и как, упражняясь со своими обоюдоострыми мечами и секирами, они могли часами буквально косить молодые деревья. Их боевой строй «клином», их быстроходные корабли, их неустрашимый нрав, воинская дисциплина и подготовка делали их особенно славными воинами.

Более того, варяги проявили себя и как хорошие организаторы, умеющие совмещать власть и свободу. И если хоть что-то в сказаниях о приходе варягов княжить над Русью является правдой, так это то, что это был не захват, не узурпация власти, а номинация варяжского племени на роль безусловного лидера славянских народов. И номинация эта вовсе не началась с призвания Рюрика и его рода. Связи между славянскими народами сложились гораздо раньше, как выстроились и определенные отношения. И хотя динамика этих отношений непрестанно менялась в истории, какие-то принципиальные вещи менялись мало.

Варяги были и на службе Византии – они были примерно тем, чем швейцарские гвардейцы станут со временем для папства. Они были гвардией, с времен незапамятных. Также как и с незапамятных времен варяжские князья на Руси исповедовали христианство. В своей книге «Славянское христианство» я занимаюсь этим вопросом подробно, говоря и о князе Олеге, и о князе Игоре, и о княгине Ольге, да и о других русских-варяжских правителях до Владимира, которые были христианами.

Я, конечно, не одинок в своих наблюдениях. К примеру особое внимание  роли варягов – то есть правящей верхушке славянского общества, тесно связанной с княжеской семьей – в христианизации Руси уделяет православный исследователь Голубинский Е.Е. «Варяги  христиане, – пишет Голубинский, – сделали внутренним христианином Игоря и расположили открыто принять христианство Ольгу: они же обратили в христианство и Владимира. Если эти домашние христиане в состоянии были обратить к христианству  двоих  первых, то очевидно, что подобное же они могли сделать и с последним».

До нас дошел интересный документ – договор о торговле между Русью и Византией, заключенный при правлении князя Игоря. Текст договора гласит следущее:
«Мы же (послы Русские), елико насъ хрестилися есмы, кляхомся церковью святаго Ильи въ сборнъй церкви, предлежащимъ честнымъ крестомъ и харатьею сею, хранити все, еже есть написано на ней…; а некрещеная Русь да полагаютъ щиты своя и мечи своя наги и обручи свои и прочая оружьи, и да кленутся о всемъ, яже суть написана на харатьи сей».

Голубинский, анализируя текст этого договора, делает следующие наблюдения: хотя на Руси господствующей верой было язычество, тем не менее, здесь христианство представлена как равная сторона вместе с господствующим язычеством. Из этого можно сделать вывод, что в тот период христианство на Руси было уже достаточно распространено. Голубинский отмечает, что христиан было «не только много, но весьма много, иначе каким образом они получили бы равенство?»

К сожалению, история тех времен, я имею ввиду источники исторические, уничтожались весьма последовательно, вольно и невольно. Но вот что интересно – нигде в русских хрониках, ни даже в легендах и преданиях, вам не найти ни одного эпизода гонений на христиан со стороны князей в этот ранний период. Но к теме раннего прихода христианства на Русь я буду еще не раз возвращаться в своем повествовании.

Теперь же я сделаю еще одну попытку вернуться к моей повести, к Легенде о двенадцати царях. Последний раз мы из видели в первом году от Рождества Христова, когда они возвращались в свою возлюбленную Скифию. Но прошло четыре столетия. И немногие из князей и народов усидели в Скифии, на месте. Посмотрим же на скифские народы на самой границе четвертого и пятого столетий, в этот переломный для Европы период времени. Падение Рима, формирование новых европейских государств – во всем этом скифы приняли самое активное участие. Мы поговорим об этом в наших последующих публикациях. Не уходите далеко, друзья.