В Агошков. ОЕВ. 17апр1905 О веротерпимости. Япония

Василий Иванович Агошков
В.Агошков. ОЕВ. 17 апр. 1905г О веротерпимости. Япония.


Новая зра в церковной политике государства.

Опубликованные в первый день св. Пасхи Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату и Высочайше утвержденные 17 апреля 1905 г. положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости в настоящее время вызывают самый живой и глубокий общий интерес, который среди духовенства является уже захватывающим.

Вот главнейшие права и льготы, дарованные Государем Императором инославным христианам и иноверцам. Отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию, и отпавшее, по достижении совершеннолетия, от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, какое оно для себя избрало;

из Православной Церкви могут возвращаться в нехристианскую веру лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию они сами или их предки принадлежали.

Раскольники всех толков и согласий, которые приемлют основные Догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам, должны именоваться „старообрядцами", и с ними уравнены всякого рода сектанты, кроме последователей изуверских учений, запрещенных Уголовным Законом.

Как старообрядцам, так и сектантам предоставлено свободное отправление духовных треб как в частных, так и в молитвенных домах чрез избранных их обществами духовных лицъ, утверждаемых в должностях правительственною властью, освобождаемых от призыва на действительную военную службу и именующихся, с разрешения гражданской власти, принятыми ими при постриге именами.

Все  молитвенные дома должны быть распечатаны и разрешена постройка и возобновление церквей и молитвенных домов, а также устройство скитов, обителей и богоугодных заведений всех христианских и исповеданий. Преподавание Закона Божия инославных христианских исповеданий во всех учебных заведений должно быть ведено на природном языке учащихся духовными лицами подлежащих исповеданий.

 Старообрядцам и сектантам предоставлено устраивать свои собственные начальные школы с Преподаванием детям Закона Божия по вере их родителей, а также предоставлено тем и другим иметь свои особые кладбища и не подлежать никаким стеснениям в правах на службу государственную и общественную. Сверх того предоставлены многие другие льготы римско-католическому в Царстве Польском духовенству и другим инославным исповеданиям.

Многие  недоумевают, как отнестись к этому явлению… Иные с скорбью опасаются…, что свобода совести будет понята, как свобода ругательства над Православием и как свобода совращений и пропаганды. Для духовенства Орловской епархии, где впервые на миссионерском съезде вопрос о свободе совести был поставлен М.А. Стаховичем, так сказать, ребром, менее чем для кого-либо новые законы о свободе верования и веротерпимости должны казаться неожиданными.

Нельзя не признавать, что охранение посредством государственных законов Православного вероисповедания при известной доле пользы имело и обратную сторону. Оно не могло служить к славе и возвеличению Православной веры и Церкви уже потому, что подавало повод духовенству слагать с себя часть забот о насаждении, укреплении и охранении Православия одними средствами нравственного воздействия… Нужно помнить, что учение о веротерпимости собственно и принадлежит Евангелию, которое по отношению к людям, принадлежащим к ложным религиям или неправым христианским исповеданиям предписывает только один способ действования: долготерпение, любовное обращение, убеждение, просвещение. …

*
Новый призыв к покаянию и исправлению жизни.

Что за судьба постигает наш флот? В самом начале трех величайших морских сражений гибнут адмиралы, на которых все возлагали надежду, и лишившееся вождя воинство приходит в замешательство и терпит одно за другим и всякий раз тягчайшее поражение.

Неужели не очевиден здесь для всех перст Божий, поражающий Россию? Разве это не голосъ Бога, говорящий нам в этих событиях:  если не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все запопеди Его и постановленья Его, — то... предаст тебя Господь на поражение врагам твоим: одним путем выступишь против них и семью путями побежишь от них (Втор. XXVIII, 15, 28)?

Беспримерные неудачи! По-видимому тут и сравнения не может быть с Севастополем. Там четыре могущественные державы после одиннадцатимесячной осады едва могли завладеть оставленными развалинами, в то время как войско русское все же осталось в Севастополе, и Россия, согласившись на мир, только уступила сделанному ей предложению со стороны мнимых победителей. Теперь же народ, по сравнению малочисленный и только что заявивший о себе среди азиатских наций, начав дерзким и противным международному праву способом войну, ведет ее с таким для себя успехом.

Итак, пятьдесят лет с того момента, когда впервые открылась в России свобода для либерально-прогрессивного, мнимо освободительного движения, — эти пятьдесятъ лет не сделали Россию более могущественною, нежели какою она была во время Севастопольской кампании.

Если теперь еще сохранила она остатки мужества и силы, то можно надеяться, что столь приветствуемое всеми современное освободительное движение приведет к тому, что уже и японцам Россия должна будет платить дань.
К этому нас давно уже и призывает наша либеральная и заграничная японофильствующая печать.

…К счастью, у нас ещё есть Великий и Самодержавный Хозяин земли Русской, который стоит на всей высоте Престола и оттуда ясно видит истинные пользы и нужды Своего народа и охраняет его честь и достоинство. 

Подпись А.

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель 2019