Зи-децебал против траяна

Ник.Чарус
Траян был лучший император
славян и персов покорил.
да только явно ненароком,
славян варягам подарил.



Жарким летом 107 года большой отряд темноволосых бородатых даков и светловолосых фракийцев в побитых римских доспехах и с оружием в руках двигался следом за вьючными ослами и лошадьми по петляющим каменистым тропам Карпатских гор, шурша по траве осыпающимися камнями.

Воинов-даков и фракийцев отличали от римлян в основном только лисьи шапки на голове и меховые поножи, да меховые сапоги без подошвы, облегающие ногу, ну и, конечно, огромные нечёсаные бороды. Фракийцы были ростом выше даков и их светлые бороды явно были знакомы с ножницами, что говорило о некоторой отёсаности, не только их бород, но и мозгов. Однако слово некоторой здесь будет в самый раз.

-Эх вы, подвели меня, олухи! А ведь я весь язык оболтал повторять… мужики, хватит римлян  грабить! Пора у них строительству учиться и умению покорять другие народы. Вон, как геты в Мёзии замечательно зажили после их переселения на южный берег Дуная. А вы всё одно ладите, обносились ваше величество, пора римлян грабить. А там наши же парни живут, только культурные. Об землю то не сморкаются- строго проговорил раненый Децибал, покачиваясь на носилках с сидением, своему новому главному воеводе-молодому фракийцу Скорику и тот, нагнувшись застенчиво вытер пальцы о меховые поножи, которые потом новгородцы поршнями назовут.

-Извини, ваше вычество! Привычка! -смущённо ответил молодой воевода.

-То-то и оно, что привычка! От дурных и вредных привычек избавляться пора. Ты не смотри, что мы сейчас партизаним. По рангу ты- свитский генерал. А это вовсе не хухры-мухры… Должён соответствовать! Вон Ковпак в 20-м веке тоже партизанский генерал будет, но нигде не говорится, что он станет на землю сморкаться… Так что ты, давай, соответствуй должности, генерал!-и царь Децебал на минуту затих, но затем снова открыл глаза.

-И вот что, Скорик, поди-ка срочно отправь лазутчика к римлянам. Надо узнать встанут ли они на привал и нельзя ли их ночью отправить к ихним богам на светский раут по методу «русише-партизанен пах-пах-пах». А то и нам бы надо передохнуть. Жаль рвануть их нечем-динамит ещё Зелинский с Нобилем не изобрели. Самому, что ли заняться? Да жаль, языков-то  я не знаю, тем более китайского. А то эти парни в шёлковых штанах и халатах, говорят, уже крепости взрывают. А учить китайский за день до смерти, сам понимаешь, бесполезно. Проще самому чегой-то изобрести. Бомбу изобарическую, например. Ты не знаешь, что за штука? Вот, то- то и оно, и я не знаю…
Только ты того, возвращайся побыстрей, будем привал искать. Тяжело ребятушкам меня по Карпатским горам таскать, ужо вешу, как дед Святогорус, что Землю пытался поднять, да так в неё весь  и ушёл. Опять же перед смертью хочется про славян написать. А то без меня в своей истории запутаются. А я, как царь и волхв- и прошлое и будущее вижу. Открылся мне праславянский путь до самого далёка… Ладно, беги! Об энтом потом!-и молодой воевода торопливо ушёл к небольшому отряду почти что целых, без кровавых повязок, воинов.

-Вы бы поспали Децибал Дирпаниусыч?- проговорил один из носильщиков, но царь с нетерпением стал ждать ответа от убежавшего Скорика.

Скорик вернулся часа через три, когда летнее солнце стало припекать так, что носильщики взмокли и покраснели от тяжёлой работы, и норовили отдохнуть подольше чуть не под каждой великанской тенистой карпатской елью.

-Докладываю, ваше величество. Ура! Римляне лагерь перед горами разбили и решили дождаться подмоги. Так что, переночевать за перевалом нам можно будет и передохнуть заодно. И отряд для ночного нападения я там оставил-бодро доложил Скорик, звякнув мечом по мощным грудным пластинам доспеха.

-Ай, да молодец! Выходит не зря я тебя вчера главным воеводой назначил. Молодой, да ранний! Весь в прапрадеда царя Скорилу пошёл хватом. А он не зря 40 лет Фракией правил после Буребисты. Умнейший был человек. Прадеду  моему трофейный шлем подарил, римский с пробоиной сзади. И пожелал к врагу спиной не оборачиваться.  Так дед никогда и не оборачивался, пока мечом в лоб не получил на полном скаку. Да, весёлые были времена. Бывало, и мы римлян били. И нас тоже ждут дела, ох, куда, как веселее...

И рыжебородый царь Децибал надолго замолчал, вспоминая прошлое, поскольку будущего у него уже не было.

Отправив второй отряд усыпать все горные тропы колючками и острыми камнями, Децибал погнал своих носильщиков ещё быстрее, так что начальнику его гвардии Скорику, пришлось трижды менять ему измученных носильщиков. Но, как только носильщики вбежали на двор небольшой дубовой крепости Семидакогетузы, Децибал, постанывая, сполз с носилок и отправился в дом почти самостоятельно.

Отмахнувшись от обильного угощения и выпроводив длиннобородого и толстого коротышку-начальника гарнизона горной дубовой крепости, но приняв от него кувшин с квасом, Децибал проворчал.
-Окрошки давай, воевода. Жара спалила, спасу нет! И дюжину бочек окрошки отправь вместе с вином навстречу римлянам. Пусть захватят и объедятся, да обопьются. Тогда точно на ночлег встанут. С полным брюхом по нашим горам не поскачешь. Ну и травки им какой-нибудь добавь от себя. Но без смертоубийства-усыпляющего отвара добавь, чтобы умерли по-человечески. Во сне, но от мечей.

Децебал не знал, что воевода малость страдал дальнозоркостью и вблизи буквы на мешочках с травой путал. Именно так в вино и окрошку римлян попал слабительный отвар.    И невзначай  воевода распалил гнев римлян на Децебала, поскольку они собирали своих зарезанных в кустах товарищей всё утро, и клялись самыми страшными клятвами отомстить за их позорную смерть.

Затем царь пристроился на топчан к расшатанному струганному дощатому столу и потребовал письменные принадлежности.
-Садись, Скорик, за стол и пиши, а я диктовать буду. Время не ждёт! Смерть уже в затылок дышит. Значица так! Вот что мне в беспамятстве открылось… Это после того как я двуручную секиру на голову поймал… Эх, какой шлем пропал-александрийской работы!-печально посетовал царь.Так вот-ближе к телу, как комсомольцы будут говорить в 20-м веке! Еще греческий хронист Агаферн упоминал о том, что  в седой древности были наши фракийские племена высоки ростом, белокожи, голубоглазы и светловолосы, а чаще даже рыжеволосы. Такими всегда были  и наши вожди:  и вождь римских бунтовщиков фракийский  князь Спартак в 73 году до Христа, и одрисский царь Буребиста в 82 году до того же гуманиста, и жрец Дециней и его преемник и правнук Скорила в 34 г уже новой эры. И в новые времена их потомки анты такими будут, от богатыря Антея происходящие, и так вплоть до словен новгородских и далее к владимирцам и москвичам.

И даже киевские князья Святослав и Владимир были рыжеволосы, и так вплоть аж до самого Юрия Долгорукого. Хотя стали средь нас появляться и люди темноволосые из тех этрусков, что были изгнаны бродягами  моря-финикийцами  из Италии, из областей Этрурии и Лукании. Они принесли нам свою грамотность и передали азбуку, за что мы им разрешили жить в наших селениях свободно. Именно  тогда, чтобы запутать и эллинов и латинян, по совету этрусков мы стали к обеим их азбукам примешивать свою и писать тако, для чужих непонятно. Да и сам другой раз хрен прочтёшь свою же писанину-вздохнул вдруг царь. И нас во все века будут пенять иностранные грамотеи что мы сами своего языка не знаем. А мы то знаем-но врагов на всякий случай запутываем. И поэтому не двоешники в школах будущего будут учиться, а просто потомки наших писцов и шифровальщиков.

-Эй, а ты там, кстати, какими буквами пишешь?- забеспокоился Децибал.
-Всё в порядке Децибал Дирпануусыч. Пишу первую строчку- наши буквы и эллинские смешиваю, а во второй- наши и латинские.
-И слева направо писать не забывай, возвратной строкой. Неча чужакам мои слова изучать. Пусть путаются- проворчал царь, покачивая у груди раненую руку и не зная, что таким письмом доведёт до душевных болезней не одно поколение историков, пытавшихся разгадать фракийскую письменность.
- Ну, так, продолжим!- заявил царь.

С древнейших времён фракийцы жили рядом с эллинами, этрусками и италиками и черпали знания и от тех и от этих. Но без суеты, не торопясь дабы в мудрости не заблукать ненароком. Так жили трибаллы, даки, траки и карпы и десятки других племён, но, не смотря на свою многочисленность, равную индусам, так дрались между собой, что порядка меж ними никогда не было. И приходили чужие племена и владели нами. Тако пришли слегка узкоглазые аримаспы и массагеты, сиречь скифы с далёкого Алтая.

-Ой, как у вас здесь тепло!- позавидовали нам доисторические комсомольцы-целинники и попросились жить рядом, а потом просто сели нам на голову, то есть из своей земли выгонять стали по-общепринятому закону человеческому, кто добро сотворил, тому обязательно злом отплатить следует, точно как косовские албанцы или московские хазары в грядущих веках.

 Этих аримаспов и массов мы перебили массу, а вот с гетами не справились, они остались и мы заключили с ними равноправный союз, они нами правят, а за это мы на них работаем. Такой союз всем понравился. Но мы сделали огромную ошибку в 514 году до рождества Христова, потому что геты выступили на стороне скифов против персов царя Дария, а даки, траки и все остальные фракийцы решили героически переждать, чья возьмёт. Да и геты поднадоели изрядно со своим мудрым правлением.

Так записал Геродот в 450 году до р.х., по рассказам граждан Ольвии, среди которых ему попались престарелые ветераны скифо-персидской войны. Разумеется, очень престарелые,  лет аж под девяносто. Те, кто мальчишками стрелы подносил, а потом повышенную ветеранскую пенсию получал и наборы продуктовые и потому память о боях сохранил превосходную. И поэтому Геродот собирался им историческую прибавку к пенсии у греческих властей пробить, но закрутился и забыл. Глядь, а ветеранов уж никого и в живых нет. Отсюда вывод. Добрые дела на потом не откладывают…
Короче, племена Фракии не оказали сопротивления огромной персидской армии. Но геты из Добруджи, это где потом румынская Констанца будет, и северных территорий Задунавья с оружием в руках выступили против завоевателей. Геродот пишет, что они тотчас же были покорены, хотя считались самыми мужественными и справедливыми среди фракийцев.
Но вот тут я с ним в корне не согласен!- нахмурился царь. Ибо даки самые справедливые среди фракийцев-траков, трибалов, карпов и других, потому как произошли от смешения с этрусками. И не спорь со мной, Скорик, вот станешь царём, тогда и спорить будешь, а пока потерпи. Глядишь, меня завтра укокошат, а тебя римляне царём назначат, если ты им мою голову привезёшь. Только, чтобы по жаре не протухла, ты её не забудь в крапивку-то завернуть. За качественный товар тебе, глядишь, ещё и золотишка подкинут. Лады?
-Да не в жисть!- возмутился воевода Скорик. Я лучше дружину соберу и к сербам-лужичанам на Балтику подамся. Буду их к культуре приучать, а то они привычку дурную взяли. Янтарём печи топят, бестолочи. Уж я-то их просвещу, как он у римлян ценится! А разбогатею, дружины соберу сам или детям-внукам заповедую, Рим до тла разграбить!

-Ну, просвети-просвети! Тоже дело хорошее. Только без напряга. Праславяне, конечно, учиться любят-но с ленцой и расслабухой. Поэтому учи, но на маёвках-под пиво с раками и воблой. Но про голову всё же подумай. Мне свой человек на русском троне нужен. Извини, в эпохах запутался. На фракийском, конечно! Так стой, запутал ты меня. О чём это мы с тобой баили? Ага!

Поход персов продолжался до 512 г. до н.э. Полуистреблённая персидская армия так и не догнала скифов, с голодухи сожрала лошадей и ослов с верблюдами и позорно бежала. Понятно, что в результате неправильного питания. Ясен пень-кто ослов ест, тот и сам ослом становится. Ну, а с уходом персов  геты снова стали свободными. На нашу голову. Медалей нам за благоразумное выжидание и героическую игру в прятки- увы!-не отсыпали. Пришлось нам напомнить о себе звоном мечей и скифы, скрипя зубами всё ж нам золотых монет подкинули, но половину не довезли, как амеры России за Аляску, сославшись на форс-мажор. Правда, монеты все гнутые оказались- но золото оно всё одно золото. Хоть кружком-хоть пирожком!- добавил царь ворчливо, и довольный удачным каламбуром, гордо разгладил усы.

Только потом выяснилось что геты –черти немазаные, нам просто глаза отводили, а потом вместе со скифами погнали нас до самой Балтики. Грабили всё, что плохо лежит. Даже самые захудалые селения возле Балтики, где кроме янтаря на помойках и брать то нечего было. Хорошо тамошние ребята, балтийцы, все как один моряки-краснофлотцы, потому как с красными парусами плавали, нам против скифов и гетов подмогнули. Тельняшки на груди порвали и давай скифов в болота запихивать. И всех бы запихнули, но из-за коней пожалели. Напряг у них с лошадьми был конкретный. И пришлось скифам с нами мириться. Так что не Гостомысл или Пётр Великий первыми придумали против единой Азии единую Европу призывать, а наши фракийские вожди придумали первыми.

Что случилось далее, никто не знает и письменные источники умалчивают. Могу предположить, что, как обычно, в условиях мира и демократии между собой племена праславян-фракийцев передрались вдрызг и никого не осталось, кто мог мемуары написать. Все безрукие и безглазые оказались. Калеки, одним словом и так плохо было столетия полтора.  То есть обычное время для русской смуты. Эх, вона когда великий греческий человек написал! Фракийцы числом поболее других племён будут, и если бы не дрались между собой, могли бы владеть всем миром. Да и тот, кто напишет потом: земля наша велика и обильна, только порядка в ней нет-тоже великий писатель будет. И до Вещего Баяна и Льва Толстого, они лишь самую малость не дотягивают по философскому осмыслению всего славянского мира. Н-да! Или я про это уже говорил? Ты, давай меня поправляй, воевода. А то что-то с памятью моей стало-всё что было не со мной помню…

Так вот, итак…  Да, извини, забыли мы с тобой про этрусков. Это народ любопытный. Всех учат уму-разуму и за это их все бьют. В точности будущие русские славяне, хотя их причисляют к народам моря, что лишь потом частично смешались с праславянами-фракийцами, уйдя с Аппенин. Но генетику они нам  испортили-факт ! С ними всё было ох, не просто! С парнями этими, что умбров  покорили и работать на себя заставили…

Беда их в том что питались неправильно. То есть пировали много и часто. И к тому же с богато одетыми рабами. А когда рабов попытались заставить работать за скромное питание, те восстали, да так мощно, что этрускам пришлось римлян на помощь звать. А те, не долго думая, разрушили у них все города, не трогая храмов. И поэтому жрецы-гаруспики все остались на римских хлебах, а воины ушли искать лучшую долю и почему то нашли её у нас. Во Фракии одним словом.

Этруски!  Корень слова, конечно, уж очень не приличный — эй, трус! Он им самим никогда не нравился, и поэтому они со всеми народами вступали в прения по данному вопросу, но спорили так горячо, что споры перерастали в драки, а драки в войну. Именно поэтому ихние жрецы покорились латинянам, а все воины с домочадцами подались к нам во Фракию и подарили нам грамотность и азбуку. За драчливость фракийцы прозвали их драками, но потом для приличия букву «рцы» стали пропускать.
Так трусы превратились в драков, а потом в почти что дружелюбных даков. Да-да, чего изволите, приучились говорить… У нас не забалуешь.

Ну, а те, кто ушёл ещё дальше на север, с собой  унесли бога Тора, бога Одина и способы постройки драк-каров. То есть повозок для драков, но, понятно, морских. Сначала даки были чуток смуглявы, как и все народы моря. Но потом чуток побелели, смешавшись с остальными фракийцами. И даже порыжели, как я!- погордился собой раненый царь, вздохнул и продолжил свою речь.

Римский историк Тит Ливий писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю.  Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия. Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от неё. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном,  который римляне называли ростром или по-русски ростком, а также двухлапым якорем. А ведь до его изобретения пользовались просто грузилами, или большим камнем, или корзиной с мелкими. Заявились эти хлопцы из Малой Азии.

Земля скажу тебе страшно не везучая-всех с неё гонят! Пеласгов погнали, этрусков и фракийцев тоже, потом боспорцев Митридата, потом ромеев Византии. Турки-османы придут и уж какие разбойники, а и их гнать начнут… Русский генерал Юденич Петроград взять не смог в 1919, а в Турции то до Трапезунда дошёл в 1917-м. Ещё чуток и Босфор бы стал русским и славянским-но не срослось. Антанта поганая нагадила с революцией. Ну, это то самое мини-НАТО, куда всякая шушера понабилась!
Этруски –предки наши пшеницу-кукрузу-маис растили и ещё с десяток видов полезной снеди. Горох-бобы тоже.

А думаешь, откуда у русичей присказка то будет - а было это в стародавние времена при царе Горохе? А ткани делали атлас-атас. И в  их зеркала из обсидиана у них вся морда помещалась, даром что с  с бородой. Бусины сверлили мелкие,  меньше макового зёрнышка. Поэтому Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше египетских пирамид и даже шумерийских памятников древности. Во, мы с какими людями в родство попали. Одно плохо- ото всюду их гнали, гонят и гнать будут. Умный и добрый -это как сумасшедший казначей, добро раздаёт всем, а за воровство вешают его одного.
-Простите ваше вычество! Шумерских от слова шум или щюм?-  перебил царя молодой воевода, завидев в дверях служанку с окрошечными горшками и тайком показывая ей на стол, чтобы ставила еду,  не перебивая царя.


-Ты это … правила что ли не знаешь? В сложных случаях этруски требуют писать одни согласные. Дурак не поймёт-а умный глядишь и догадается!
-Ну ладно! Давай окрошечки поробуем перед смертью и продолжим творить историю трусичей!-объявил царь, но не вытерпел и заговорил с набитым ртом. Пиши дальше! Черпай в перерывах- пока я думать буду! Я не Чапай- мне тишина не нужна. Чавкать разрешаю-но не наглеть!

-Так  вот! Одна из древнейших этрусских фресок изоражает прогулку с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне — мальчик, за спиной его — леопард или гепард. А леопард по-ихнему… рас. Чуешь, куда дело поворачивается? Рассея-страна леопардов. Жаль зверюшек, конечно. Всех на сувениры западным королям перебьют. Особенно снежных барсов жаль. Да что говорить-уссурийского тигра и то не сберегут потомки – нищие котомки. Ладно! Пиши дале…
 В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его — древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду — расу: расены, русы, русици.  Этруски есть ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" у Вещего Балабола-Баяна будут звучать "венедици" — венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" — вести, увести — подтверждает это. И у италийцев слово вендетта осталось до сих пор … типа поход ради мщения. Баить и балакать слова-синонимы. Поэтому Децибал это и есть Краснобай. Оратор то бишь…
"Мини мулуванеце авиле випена" это на рисунке надпись: "Меня художник Авило (выполнил)". А мулюванец он и будет по-украински мулюванец, то есть понятно, что художник, то есть жнущий худо, а малюющий споро.
Подлинные варвары, греки-ахейцы захватили земли нынешней Эллады, разрушили города пеласгов, сровняли с землей крепость Пеласгикон, и там построили Парфенон, но много позжей. Часть пеласгов бежала на Крит, опасаясь резни и грабежей от пока ещё недопросвещённых греков. Культуру то мало украсть-её ещё освоить надо. Это не цацки с баб у метро снимать. Ну, ты чего не понимаешь- не пиши! Это я так …отвлёкся малость веков на дцать… про метро сболтнул!

На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, киммерийцы, трипольцы, этруски, троянцы и многие, многие другие. В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Традиционные для минойской живописи украшения — цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля — исчезают или перерождаются в абстракцию. Вишь, что твориться-ЦРУ ещё не было, а подлянку уже делать начала. Абстракционизм-рок-фэнтези всё это направлено на одно-стирание национальной культуры и самосознания. Видишь, когда гады готовиться начали? Это тоже не пиши… это я так- слегка расстраиваюсь…

Итак,  пишем! ахейцы передрали у минойцев: линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с ряжеными богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое и через семьсот лет наступил расцвет ахейско-микенской культуры. Но на земли Греции обрушилось новое нашествие греков-дорийцев. Сущих варваров. И не чего удивляться-и греки варварами тоже были. Образование дело тонкое-не всякие мозги его вынести могут. Вон у советских вождей конкретно поехали в конце 20-го века, свою страну развалили, чтобы соседи не завидовали. Это тоже не пиши-а то потомки копать начнут, что да как. Откуда сведения непроверенные?
После дорийцев начался новый период греческой истории — гомеровский. Целые города лежали в развалинах. А народ смеялся гомерическим смехом, а больше то ничего делать и не оставалось.

А что же дала Этрурия Риму? Вот,  навскидку по памяти:  музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти всё, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов является частью водоснабжения Рима до сих пор и до самой новейшей истории.

В городе Никония на Днестре был найден фигурный сосуд с прахом, на котором можно прочесть вполне русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос" или  "Храни жену с его дочерью". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком — ребенок. Русские тексты — явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э.

Тремя главными народами древней Италии, не считая пришельцев-галлов и на юге греков, были этруски, сабиняне и латины. Границы их сходились в той местности, где возник Рим. Этруски, бывшие до латинян могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом стране долин и склонов Апеннин, по приморью этой области, и от устья Пада до северного берега Тибра. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов (этрусское Двенадцатиградье). Сначала во всех этих государствах были цари, но к IV веку  до нашей эры вся  власть стала принадлежать знати и началась демократия для аристократии-либерализм, одним словом. Поэтому союзного правительства в этрусской федерации не было. Во время войны некоторые города заключали между собой союзы по принципу- хочу воюю, хочу драпаю.
Легенда о Демарате свидетельствует, что этрусская федерация с раннего времени находилась в сношениях с торговым и промышленным городом Коринфом. Она говорит, что коринфянин Демарат поселился в Тарквиниях, что с ним приехали живописец Клефант и скульпторы Эвхейр («искуснорукий») и Эвграмм («искусный рисовальщик»), что он привез в Тарквинии алфавит. Письменные памятники и рисунки, дошедшие до нас от этрусков, также показывают греческое влияние на этот замечательный народ. Язык их не представляет никаких следов родства ни с греческим, ни с италийским.
 С очень давнего времени финикийские, карфагенские и греческие торговые корабли плавали к этрусскому берегу, имевшему хорошие гавани; к примеру, Агилла, близ устья Тибра, была удобна для обмена товаров. Судя по форме этрусских ваз и любви этрусских художников к изображению сцен из греческих мифов, там главенствовала пелопонесская школа. Но этруски остались навсегда при старинном греческом стиле. Владея приморьем до Капуи, до заливов и мысов у Везувия, очень удобных для мореходства, этруски скоро сами стали вывозить в чужие земли: железо, добываемое на Эльбе-Лабе, кампанийскую и волатеррскую медь, популонийское серебро и, доходивший до них с Балтийского моря, янтарь.  Кроме горшечного дела этруски славились литейным искусством и вообще металлическими работами.
 Римляне заимствовали у этрусков свои инструменты военной музыки и уборы, как у них заимствовали свои гаруспиции, религиозные обряды, народные праздники, строительное искусство, правила межевания. Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиозно драматические игры, игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы; что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные триумфы победителей и многие другие обычаи. 
О развитии строительного искусства этрусской цивилизации свидетельствуют сооружения,  колоссальные стены Волатерр и других городов, гробница Порсены в Клузии, развалины громадных храмов, остатки огромных насыпей, дорог, гробниц и других подземных сооружений со сводами, каналов или Филистинских рвов. Самое имя «тиррены», древние писатели производят от того, что этруски строили на берегу моря высокие башни-тирсы» для отражения неприятельских высадок. Сооружения цивилизации этрусков построены из больших глыб камня, плохо отёсанных и лежащих друг на друге без цемента.
Развитию технических искусств у этрусков благоприятствовало то, что в их земле было много хороших материалов: мягкий известняк и туф легко было обрезать для постройки прочных стен; жирная пластическая глина хорошо принимала все формы. Изобилие меди, железа, золота, серебра вело к литейному делу, к чеканке монеты, к выделке всяких металлических орудий и уборов. Но искусство этрусков старалось заменить их красоту драгоценностью материала и вычурностью стиля. Короче-ремеслуха попёрла…
Этрусский народ образовался из смешения разных племен: пришельцы покорили прежнее население умбров и поставили его в положение подвластного им сословия.
Древние писатели считали, что этруски переселились в Италию из Малой Азии. Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Общее собрание их решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным, а у татар был курул –тай, собрание вокруг кресла… Это не пиши-отвлёкся я!
Этрусский правитель носил тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать ликторов, имевших пуки палок с вложенной в них секирой-фаской. Этруски любили давать внешний блеск своим правителям, но не давали им самостоятельной власти. Двенадцать городов, составлявшие союз, были равноправны. Даже для обороны страны они редко соединялись. Рано вошел в обыкновение у этрусков чуждый италийцам обычай посылать на войну наемные войска.
Этруски любили до излишества наслаждаться обильными дарами природы своей страны и рано предались роскоши. Два раза в день они ели долго и много; это обжорство казалось странным и дурным грекам, умеренным в еде. Этруски любили изнеженную музыку, искусные танцы, весёлое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. Их дома были полны узорных ковров, серебряной посуды, ярких картин, всяческих дорогих вещей. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. У этрусков не было полного подчинения жены и детей воле домохозяина, не было строгого чувства законности и справедливости.
 У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет; в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань.
 Вертумн принимает разные виды и разные эмблемы. Главный праздник его, называвшийся у римлян вертумналиями, происходил в октябре, по окончании сбора винограда и фруктов, и сопровождался народными играми, забавами и ярмаркою.
Этруски заимствовали у греков, а от этрусков заимствовали другие италийские народы систему шести богов и шести богинь. Но этруски и другие италийские народы, как и впоследствии римляне, подобно грекам, имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Это были духи покровители родов, общин, местностей; для семейства, города, У этрусков, характер которых был мрачный, склонный к мучительным мыслям, деятельность этих духов, и в особенности страшная сторона её, имела очень широкий размер.
 Этрусская религия была мрачна и фантастична; в ней важную роль играли символические числа; в её догматах и обрядах было много жестокости. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.

Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам; у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (дивинатио, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции).
Искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, было разработано этрусками и приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры  в судьбу.
Римляне переняли от этрусков множество видов гаданий. Авгуриями назывались гадания о будущем, о воле богов по полету или крику некоторых птиц и в особенности орлов. Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом-литувой небо на части; полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Пока гром не грянет-мужик не перекрестится… этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Место, на которое упала молния, было освящаемо; на нем приносили в жертву ягненка, делали на нем покрышку в форме покрытого сруба колодезя и обводили его стеной. Чаще всего этруски совершали гадания посредством гаруспиций; они состояли в том, что производивший их гадатель, гаруспик, рассматривал сердце, печень, другие внутренние части, жертвенных животных; правила этих гаданий были очень подробно разработаны этрусками. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из под земли близ Тарквиний на вспаханном поле; преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер
-Может хватит ваше вычество?-взмолился молодой воевода. Окрошка греется. А я доесть не успел.
-Ну, доешь, а я посплю пока!-произнёс царь и привалился к подушкам.
Но долго спать не смог. Мысли о смерти заставляли царя спешить с воспоминаниями о будущем.
И часа через два он начал диктовать снова.

Создание Одриссы – державы по тем временам огромной – прошло в истории их соседей – эллинов незаметно. В греческих источниках о тех событиях мы находим лишь фрагментарные сообщения. Дело вероятно в том, что эллинские историки освещали в своих трудах важные для Эллады периоды: Геродот – историю греко-персидских войн, Фукидид – Пелопонесские войны. Деятельность создателя Фракийского царства Тереса I относится как раз к периоду между изгнанием персов из Европы в 480 г. до н.э. и началом войны между Афинами и Спартой в 431 г. до н.э. Этот отрезок времени остался вне поля зрения наших главных источников.

Установление дипломатических контактов между Афинским государством и Одрисами, у которых правил к тому времени уже сын Тереса Ситалк, произошло лишь в 431 г. до н. э. Одрисское царство в это время – уже огромное и сильное государство, влияние которого распространяется на многие соседние земли. Мнение фракийского царя должен учитывать в своей внешней политике царь Македонии. Спартанские полководцы начали активное наступление против афинян во Фракии только после того как наладили хорошие отношения с Одрисами.

О правителях Одрисского царства нам известно очень немного. Собственно фракийские источники, если таковые вообще были, до нас не дошли. Из греческих и римских авторов, насколько об этом можно судить, более или менее подробно занимался одрисской историей только Феопомп, придворный историк Филиппа II Македонского, описавший в связи с македонско-фракийской войной историю предков главного соперника своего покровителя одрисского царя Керсоблепта, начиная с Тереса I. При этом Феопомп мог использовать семейные предания Тересидов, представители которых признали власть македонского царя и входили в его ближайшее окружение.

Впервые мы встречаем имя Тереса в IV книге «Истории» Геродота, в рассказе о судьбе скифского царя Скила и его брата Октомасада, «сына дочери Тереса» и скифского царя Ариапифа. Имя первого царя Фракии упоминается без, каких бы то ни было пояснений, что говорит о том, что современникам «отца истории» оно было хорошо известно в связи с событиями, происходившими во Фракии после изгнания персов. Из этой короткой фразы нам становится понятным то политическое положение, которое занимал Терес и его наследники в международных отношениях V века до н.э.: великий царь Скифии занимал место, не уступающее по статусу персидскому «царю царей».

Последнее подтверждается сообщениями Помпея Трога и Иордана Готского, согласно которым персидский царь Дарий I просил руки дочери скифского царя Иданфирса (Антир у Иордана, Иантир у Помпея Трога). Отказ последнего и стал причиной знаменитого похода Дария. Брак как средство международной политики был возможен только между равными и оговаривался множеством нюансов. Ариапиф, сын Иданфирса, женившись на дочери Тереса, признал Фракийское государство, а оно в свою очередь входило в тройку могущественнейших «варварских» держав того времени.

Это подтверждает Фукидид, характеризуя царство Одрисов как «великое». Это первое.
Во-вторых, женитьба Ариапифа на одрисской царевне стала гарантом мира между скифами и Одрисами. Миру надо полагать предшествовала война. Это в свою очередь возвращает нас к событиям Ионийского восстания 499 г. до н.э., когда скифы, восстановившие свои силы после похода Дария, вторглись во Фракию, дойдя до Геллеспонта и Херсонеса Фракийского.
По всей видимости, скифы разоряли северо-восточные территории вплоть до 480 г. до н.э. и возможно, что именно борьба с ними не позволила жившим здесь племенам, подвластным персам (гетам, нипсеям, скирмиадам, вероятно Одрисам), участвовать в походе Ксеркса на Элладу в 481 г. до н.э. После изгнания персов, главной противостоящей скифам силой стали Одрисы и их царь Терес. Война со скифами, в ходе которой было утверждено международное положение нового государства, закончилось, судя по тому, что скифы к югу от Дуная не закрепились, победой фракийцев.

Мирные отношения Одрисов с персами позволили им сохранить свои силы нерастраченными. Их основные соперники на востоке Геты были серьезно ослаблены поражением 512 г. до н. э. После распада Пеонийской гегемонии под ударами Мегабаза и ухода персов в 480 г. до н. э., Одрисы оказались единственным племенем во Фракии способным противостоять македонской и скифской угрозе и неизбежно должны были возглавить фракийцев.

Младший современник Геродота Фукидид, знакомя своих читателей с наследником Тереса Ситалком Великим, с которым во время Пелопонесской войны заключили союз афиняне, писал: «А этот Терес, отец Ситалка, был первым основателем великого Одрисского царства, включавшего большую часть Фракии (хотя многие фракийские племена оставались независимыми ). Впрочем, этот Терес не имеет никакого отношения к Терею, супругой которого была Прокна, дочь Пандиона из Афин». Этот любопытный пассаж свидетельствует о том, что в воображении афинян воинственный основатель «великого Одрисского царства» ассоциировался с мифическим царем фракийцев-давлиев Тереем, сыном бога войны Ареса.

Воинственность Тереса подтверждается Плутархом. Он приводит слова одрисского царя о том, что если он не воюет, то ему кажется, что он мало отличается от своих конюхов. В словах этих мы видим туже идеологию воинской фракийской знати, которая отражена Геродотом, сообщающим, что фракийская аристократия с презрением относится к земледелию и ремеслам, считая достойными занятиями лишь войну, охоту и разбой.

Продолжатель Фукидида Ксенофонт в своем «Анабазисе» добавляет некоторые факты из жизни Тереса: «Рассказывали, будто в прежние времена Тер, предок Севта (Севт II – праправнук Тереса, - А.К.), в этой самой стране, имея при себе большое войско, понес большие потери от тех же врагов, причем у него был даже отнят обоз. Враги эти были тины, по рассказом, самый опасный противник в ночном бою» (кн. VII, 11,22).

Стремления Тереса объединить Фракию под властью Одрисов встречали серьезный отпор со стороны племен. С другой стороны, судя по приведенному рассказу, для фракийцев живущих через 100 лет после смерти основателя Фракийского государства, Терес – фигура почти легендарная, герой, поражение которого от какого-то племени является самой высокой оценкой их боеспособности и вызывает суеверный страх перед ним.

С деятельностью Тереса есть искушение связать два важных события, которые произошли в 467 г. до н. э. Во время войны афинян с Фасосом за обладание золотыми рудниками Пангейской горы, афиняне отправили на Стримон 10 000 военнопоселенцев. Их целью было захватить поселение «Девять Путей» в земле эдонян, важное в стратегическом и экономическом отношении. Афинянам удалось захватить «Девять Путей», но при дальнейшем продвижении их в глубь страны фракийцы разбили их объединенными силами в битве при Драбеске.
В том же году фракийцы совершили крупный набег на Херсонес Фракийский, принадлежащий Афинам. Победу при Драбеске Т.Д. Златковская связывает с племенным союзом сатров, в который входили эдоны. О сатрах однако, Фукидид не сообщает вообще ни слова. Нападение на Херсонес могли совершить только фракийцы, подвластные Тересу. Если подчинение сатрейских племен Одрисам вызывает справедливую критику Т.Д. Златковской, то наличие связи между битвой при Драбеске и херсонесским набегом вероятнее всего имело место. В этом случае скоординировать действия фракийских отрядов на Стримоне и в Херсонесе мог только один человек – Терес.
Учитывая, что эдоны и другие племена междуречья Неста и Стримона не входили в состав Одрисской державы и позднее, можно предположить, что в этот период сатры и эдоны поддерживали с Одрисами дружественные отношения. По всей видимости, и города Западного Понта, в особенности Аполлония и Мессембрия, с самого начала его правления вошли в сферу господства Одрисов.

Римский писатель Лукиан из Самосатты, опираясь на труды Феопомпа, сообщает, что Терес умер в возрасте 92 лет и относит его к числу долгожителей античной эпохи. Случилось это между 450 и 431 гг. до н. э. Этот без сомнения великий правитель и воитель сумел объединить многочисленные, воинственные и вольнолюбивые племена в единую державу, выдвинув ее сразу в первую тройку государств Средиземноморья. Более того этот человек имел достаточно мудрости, чтобы не притеснять покоренные племена, но создать условия, где все были равны, благодаря чему сам Терес и его ближайшие приемники по праву носили титул «царя фракийцев».

Вот собственно и все, что мы можем сказать о Тересе I, опираясь на на античные источники, однако дополнительные сведения о его деяниях обнаружились там, где казалось бы их быть не может!

Исландский писатель, историк и политик XIII века Снорри Стурлсон, опубликовавший в своих трудах «Младшая Эдда» и «Круг Земной» древнейшие мифы и предания скандинавов, приводит в числе прочих предание о происхождении правящих родов Швеции, Норвегии, Дании и англо-саксонских королевств Британии от древнего властителя Одина. Согласно преданию Один пришедшел со своими родичами и народом в Северную Европу из Фракии!
С немного переработанным вариантом этой легенды мы встречаемся также в «Деяниях Данов» Саксона Грамматика и в других сагах, судя по всему, оно было знакомо и англо-саксонским генеалогиям, а «Сага о Хервер» добавляет к числу потомков Одина конунгов Гардарики – Руси.
Согласно Снорри, Один был конунгом Фракии и восемнадцатым потомком первого фракийского конунга Трора или Тора. Один оправился на север, получив предсказание, что там его имя будет превознесено выше имен всех конунгов. Снорри приводит родословную Одина, имена предков которого взяты из скандинавских мифов и англо-саксонского эпоса. Однако интерес для нас представляет имя основателя династии: «Трор» или «Тор».
Тор – в скандинавской дохристианской традиции верховный бог, громовержец и защитник людей от чудовищ. В мифологии «Эдды» Тор могучий бог – богатырь, сын Земли и верховного бога Одина. Вообще эддические мифы имеют мало общего с реальной скандинавской культовой практикой и близки скорее к иранской традиции. Впрочем, происхождение «Эдды» - это тема отдельного разговора.
В интересующем нас предании Тор – сын героя Троянской войны Мемнона и Троан, дочери «великого конунга» Трои Приама. Мемнон отдал сына на воспитание герцогу Фракии Лорикусу. Отличавшийся огромной силой Тор в возрасте 12 лет убил Лорикуса и его жену и стал первым конунгом Фракии (титул конунга выше герцогского). Далее он совершает множество подвигов: истребляет чудовищ, великанов и берсерков, убивает дракона, совершает путешествие на Север, откуда привозит себе жену – прорицательницу Сивиллу или Сив.
Аналогия несомненна: первый конунг Тор и первый царь Тер(ес). О том, кем мог быть «Один» и где он мог править, мы поговорим ниже. Сейчас же попробуем узнать, что может поведать о Тересе северное предание, предположив, что фракийцы действительно передали скандинавам часть своего эпоса о первом царе.
В северном предании Терес был назван сыном Мемнона и троянской царевны. Вероятно, одрисская династия действительно возводила свой род к троянским царям. Эта традиция была довольно распространена в Европе. К родичу царя Приама Энею возводили свой род цари латинского города Альба Лонги и их потомки Юлии, к роду которых принадлежал Гай Юлий Цезарь и императоры династии Юлиев-Клавдиев. Троянец Антенор, советник Приама, считался предком у италийских венетов. Франкские Меровинги возводили свой род к сыну царевича Гектора или его брата Елена. Во Фракии к троянцам возводили свой род также Пеоны. Геродот несколько раз приводит легенду о завоевании троянцами – тевкрами и мисийцами Фракии незадолго до Троянской войны, с чем вероятно и были связаны пеонская и одрисская генеалогическая традиция.
Согласно преданию Снорри, после истребления во Фракии чудовищ (символическое отображение борьбы Одрисов с независимыми племенами и захватчиками?), Терес отправляется на Север, где находит себе жену – провидицу Сивиллу. Не связано ли это путешествие с походом Дария на скифов, в котором молодой тогда Терес мог принимать участие как союзник персов или с войной самого Тереса со скифами?
«В V в. до н.э. скифы, фракийцы и греки находились в относительно мирных отношениях, экономически как бы дополняя друг друга. Это не замедлило сказаться на быстром социальном развитии "варваров". Напомним, что это был период расцвета скифского государства. Престижная экономика процветала, обеспечивая нужды скифской знати, которая, судя по всему, была связана какими-то, может быть, родственными отношениями с высшими слоями фракийского общества. Скифы время от времени совершали набеги на ахеменидские земли, вовлекая фракийцев в военные действия». Так характеризует эту эпоху во фракийской истории Л. Н. Корякова. У нас есть веские основания, чтобы считать создателем этого нового мира именно Тереса. Своему приемнику он оставил сильное и влиятельное государство, налаженные контакты с греческими городами и замиренную границу со скифами, с царем которых Терес породнился, выдав за него свою дочь. Вероятно, дружественные отношения царь Одрисов поддерживал и с персами, военная колония которых в Дориске (устье реки Марицы) находилась во владениях Тереса и могла выстоять только при хороших отношениях с фракийцами. А персов из Дориска афиняне не смогли выбить даже в начале Пелопонесской войны, притом, что афиняне полностью контролировали море.







Так вот-вернёсся к гетам. Прошло полтора века прежде чем появились записи. То есть появились люди с целыми глазами и руками. О 339 г. до н.э. у эллинов всё же говорится, что мол  из-за отважной борзости гетов, руководимых  Истрианорумом-королем Истрии вместе с королем скифов Атеасом… не путать с Атосом из «Трёх мушкетёров»… против Македонии во главе с Филиппом II вспыхивает война. Добруджа на какое-то время оказывается под властью македонцев. Вот чего на Причерноморье полезли, если у самих выход на всё Средиземноморье? Вот она жадность человеческая! Ну, боги им в судьи!
Но спустя три года престол Македонии перешёл к сыну Филиппа II, двадцатилетнему Александру Македонскому. Говорят, то ли мать с любовником, то ли он сам участвовал в убийстве отца… Да, но ты этих сплетен не пиши. Мало чего люди наговорят. Тем более что в историю попадёт то на веки! И ужас сколько покойников хотели бы своих потомков за языки над костром подвесить. Но жаль, машину времени ещё пока не придумали. Хотя, как посмотреть, оно может и хорошо, а то так бы человечество вообще ничего про себя не знало. Ведь всех летописцев, хронистов, писателей да журналистов точно сварили бы или зажарили. Вот ты сам какую смерть предпочитаешь, на углях или в котле?
-Дык, ваше сковородие… мы от римлян по жаре за два дня вёрст сто отмахали. Так что, от баньки напоследок я бы верняк не отказался!- тут же нашёлся воевода Скорик, отпивая квасу прямо из громадного кувшина и наливая кружку для царя.
-Молодец! Точно царём будешь! Склад ума сугубо практический- заявил царь, переводя дыхание после громдного глотка холодного квасу.
-Ну, так о чём это мы баили? Кстати ты знаешь что моё имя составное и одна буква попросту выпала. Деци-десять, а бал-балабол-баил –болтун…то есть краснобай -говорящий за десятерых. Меня в молодости даже в Рим приглашали на схватки ораторов. Да жаль, я уже тогда под санкциями и римским интерполом находился. Ну, то есть, под постановлением сената. Эх, так и не пришлось посостязаться с самыми гибкими языками современности. Тяжела ты шапка Мономаха…
-Так извини… Опять отвлёкся. А ты-то что молчишь, воевода? Останавливай, когда меня в сторону заносит. Не стесняйся.
Продолжаем… Значица, пользуясь сменой владык, трибалы и геты, проживавшие в устьях Дуная, подняли восстание против иноземных завоевателей. Но будущий непревзойденный полководец быстро подавил это восстание, как записал какой-то гадёныш Ариан в "Анаоазис". Видимо лекаришка эллинский. Сначала назвал аналоазис-то есть оазис задний, но потом слова анал застеснялся. Решил что в 20 веке не зазорно-то во 2 до рождества, пожалуй, чересчур. Но скромняга явно наврал. Фракийские восстания даже римляне быстро не давили, а тут эллины бесштанные. Короче, не верю я докторам по жизни и всё тут! Но, ты это тоже не пиши- это моё личное мнение и оно может не совпадать с общепринятым.
После успешных компаний Александра на Восток, его наместник во Фракии Зопирион, один из стратегов великого царя, захотел крупно отличиться и во главе 30 000-ой армии предпринял военный поход против северо-западного Причерноморья. Но жители греческих городов-колоний и "варвары"-геты по свидетельствам историка Оуинтуса Киртиса, (не путать с испанским Кортесом, тот через полторы тысячи лет будет с инками воевать… и ничего про них не напишет…конченый бездельник и бабник…) оказали ему сопротивление и вынудили отступить. На юге Бессарабии, в так называемой "гетской степи" македонское войско на обратном пути настигла буря. Оно не смогло переправиться через разлившийся Дунай и вместе со своим предводителем погибло под ударами гетов… и фракийцев, конечно. Кто ж откажется пограбить бегущих?
К началу эпохи Латена  это 300 г. до н.э., развитие торговли и денежная мена вместе с культурным  греческим влиянием и частыми военными походами обогатили гето-дакийской союз. Так появилась знать. Олигархия одним словом, но ещё не воровская, заметь. Это в 21 веке олигархами абы кого звать начнут, купчишек–воришек из Одессы. Ну, ты одесское жульё знаешь, так что понял, о ком я тебе втираю. Из общины стала отделяться военная аристократия, занимающая привилегированное  положение. Античные авторы упоминают о существовании богатых прослоек, как пилеат и тарабост. На гетском языке tara = сильный, а bostes = знаменитый, и, следовательно, Барибуста переводится как «борец со знатью», то есть Иван Грозный Одрисского царства. Из среды пилеатов назначались военные предводители, жрецы и др. Как знак отличия они носили специальный головной убор. Рядом с тарабостами и пилеатами античные историки поминают и капилатов или коматов (длинноволосых) — простых общинников, то есть земледельцев, ремесленников, торговцев и слуг.
К IV в. до н.э. гетто-дакицы начинают объединяться в крупные племенные союзы. Одним из таких союзов был союз, возглавленный Дромихетом. Короче из хеттов мужик был, упрямый. Ну, из тех что с египтянами-коптами три века воевали а потом каменную границу решили провести. Типа на «железный занавес» у нас мощей не хватит, а каменный возведём. Но египтяне и здесь их уделали. Они по стоительству еще на пирамидах насобачились, и хетты слабоваты против них оказались в 1300 г. до р.х. Вот и разбрелись по белу свету, везде напрашиваясь в цари. Так что иудеи  похоже из энтих хеттов будут. Хлебом не корми, а дай кем –нибудь порулить. Гетто-дакскому союзу принадлежали и земли Молдовы, северо-восточной Мунтении и северной Добруджи. А потом уже до словацких Татр дело дошло. Но это опосля…
Лисимах, ставший царем Македонии после смерти Александра Македонского, в 306 году до н.э. покорил гетские земли на правом берегу Дуная, что явилось причиной военных стокновений с Дромихетом. Около 300 г. до н.э., а точнее, 293 года до н.э., Агафокл, сын Македонского царя, предпринял первый поход против гетов. Но геты разбили его армию, а его самого взяли в плен. Через некоторое время Агафокл, за дорогие подарки, был освобожден. Геты думали, что со стороны македонцев последует ответный подобный шаг, но они просчитались. В 292 г. до н.э. сам Лисимах во главе армии перешёл Дунай и предпринял новый поход. Но его постигла та же участь, что и его сына. Он был пленен и доставлен в столицу Дромихета город Хелис. Естественно, за царя греки выложили ещё более круглую сумму. И даже в круглой суме-и даже не одной! Я там понятно не был, но зная гетов я македонцам не завидую. Ребята очень крутые. Палец в рот не клади…а положил-воткни распорки!
В III в. до н.э. в Добрудже известна еще одна политическая организация, возглавляемая Залмодегикосом. А может Залмой-де- Гиксосом. Гиксосы вроде египетское племя, а залма-явно еврейское имя. де это приставка от слова где… то есть место рождения по –французски. И как в нём всё это перемешалось лучше бы у него самого спросить. Жаль рано умер. Мог бы ещё лет триста пожить и ответить на принципиальные вопросы современности. Греческая надпись упоминает, что его владычество распространялось и на Истрию, откуда он брал заложников свыше 60 человек очень не бедных людей. Киднепингом занимался парень. Похоже очень гуманный человек.
Около 180 г. до н.э. Истрия находилась под владычеством другого гетского "царя" Ремаксоса, который владел землями Мунтении, южной Молдовы и Добруджи. Греки платили дань гетскому "царю", который взамен обещал не предпринимать военных походов против греческих городов и защищать их от набегов других племен. Так например, греческая надпись сообщает нам, что греки призвали на помощь Ремаксоса, с тем чтобы обороняться от другого фракийского "царя" Золтеса.
Золототёсом парня прозвали не спроста. Явно греков прилично раскрутил на золотишко. К этому же времени относятся и первые сведения о политической организации в Трансильвании. В "Истории Филиппа" Трога Помпея, говорится, что около 200 года до н.э. воины Оролеса в первых боях с бастарнами были разбиты, за что были позорно наказаны Оролесом , т.е. должны были выполнять женские обязанности, пока не искупят своей вины в бою. Но если честно, при кухне состоять не позорно, это халява для тех, кто понимает. А вот децимацию бы им запустить было бы круто. А так считай доппайками наградил за бегство.
-А может он их того… в полном смысле заставил выполнять женские обязанности?- потёр стило о затылок молодой воевода.
-Да что он, дурак что ли? Это ещё халявней кухни. Поят кормят, подарки носят. А ты только губы раздвигай или что ещё. В общем улыбайся почаще… Нет, это считай он бы так армию совсем потерял. Отрядами бы выстроились в очередь, наряд на кухню, наряд на постель. Этого точно быть не может. Но это тоже в историю праславян не пиши. Это моё личное мнение. А то в какие-нибудь толерастные времена моя история под запрет попадёт. Давай будем по-осторожней! Так сказать заранее.
Во II — начале I в. до н.э. гето-дакийское общество начало развиваться ещё быстрее из-за широкого распостранения металлов. На земле наряду с дакийским плугом использовали греческий, кельтский и римский. Косы, серпы и другие железные орудия были во всех поселениях вместе с сосудами изготовленными на гончарном круге. Развитие ремёсел и рынков выделили ремесленников в отдельную категорию. Значительный рост денежного выделил сословие торговцев. Устанавилась частная собственность на землю, стада и мастерские. Каждый глава семьи старается любыми путями приумножить эту собственность или своим трудом, или участием в войнах. Гето-дакийское общество делится на аристократов и общинников. Это, в свою очередь, привело к изменениям и в политической организации. Военная демократия и ранние государственные образования заменяются государством. В объединении гето-дакийских племен значительную роль сыграли и внешние факторы. Угроза со стороны Рима на юге, особенно с падением македонского царства, и кельтская опасность на северо-западе ускорили объединение родственных племен.
Не менее важным фактором консолидации северофракийских племен было появление на исторической арене сильной личности — Бурибисты, "первого и величайшего из царей фракийских".
Проблема территорий и племен, первоначально подвластных Буребисте, остается спорной до сих пор. Однако к концу II в. до н.э. политический и военный центр гето-даков перемещается в горные районы, и именно в горы Орэштии. Другие придерживаются мнения, что этот центр находился в Мунтении, в столице Арджедава (крепость Попешть на Арджеше), третьи говорят о юге Молдовы и столице Заргедава (крепость Брад).
По сведениям Иордана, автора "Гетики", в 82 г. до н.э., когда в Риме к власти приходит диктатор Сулла, начинает свое правление Буребиста. За сравнительно короткий период, пользуясь поддержкой верховного жреца Деценея, когда словом, а когда и силой Буребиста объединяет все гето-дакийские племена, проживавшие в Карпатах и за их пределами. Для того чтобы держать племена в послушании и поддерживать порядок в таком огромном царстве, Буребиста и Деценей ввели новые обычаи, которым придали силу закона, т.н. "белегинес". В соответствии с ними власть сосредоточивалась в руках царя. Особое внимание в процессе консолидации центральной власти было уделено армии — главному орудию государства. Постепенно она была выведена из-под контроля вождей племен и подчинена царю.
Для эффективного управления подданными был создан совершенный для того времени военно-административный аппарат с четко выраженной иерархией, начиная от царского двора, организованного по модели восточных государств, до комендантов крепостей, назначаемых царем, и служащих, наблюдавших за сельскохозяйственными работами и сборами податей.
Тогда же всем гето-дакийским племенам была навязана единая религия в целях духовного единства. Вслед за процессами в социальной жизни, среди жрецов тоже устанавливается строгая иерархия во главе с верховным жрецом Декинеем. Кроме непосредственно духовных функций, религия выполняля и важную политическую функцию: она обожествляла царя и его волю, и "... подданные, — как сообщает Страбон, — думали, что царь повелевает по наставлению богов".
В годы правления Буребисты был введен ряд институтов, характерирующих формы государственного правления. Его царство являлось государственным образованием на первоначальной стадии своего развития. Относительно типа государства Буребисты большинство ученых склонны считать его ранним рабовладельческим, т.к. рабы не стали еще главной производительной силой.
Внешняя политика Буребисты
Основной задачей Буребисты было остановить продвижение варварских племен боев и таурисков, завоевавших северо-западные фракийские территории. В 60 г. до н.э. в результате молниеносного похода кельты были разбиты. Некоторые историки, вслед за Страбоном, утверждают, что "боев под предводительством Критосироса и таурисков он (Буребиста) стер с лица земли" и называют Буребисту "кельтоктоном" (истребителем кельтов). Возможно, это и преувеличение. Действительно, часть боев и таурисков была истреблена, другие же были вынуждены уйти на северо-запад, в Галию, где их судьбу решил Цезарь.
Обеспечив спокойствие на землях среднего Подунавья и в горах Словении, Буребиста направляет свои войска на юг, откуда исходила угроза римского вторжения и где его ожидала богатая добыча в городах-полисах. Еще в 72 г. до н.э. Ликул заставил греческие города заключить союзные договора с Римом, и таким образом римляне контролировали добруджское побережье. Через десять лет, в результате восстания, римляне были изгнаны. Но Буребиста понимал, что легионы вернутся, так как Добруджа являлась тогда "воротами" Дакии, поэтому он решил нанести удар первым.
В 55 г. до н.э. гето-дакийцы предпринимают поход на понтийские города. Первой была атакована Ольвия. Пытаясь оказать сопротивление, она была разрушена и долгое время не восстанавливалась. Такая же участь постигла и Истрию. Пользуясь своим преимуществом в силе, Буребиста заставил все города от Ольвии (в устье Буга) до Апполонии (сегодняшний Созопол в Болгарии) признать его власть над ними. Примерно в 48 г. до н.э. он дошел со своими войсками до Балкан. Буребиста создал огромное царство, которое простиралось от Буга и Черного моря до Среднего Дуная и гор Словении, и от Северных Карпат до Балкан. По сведениям Страбона его войско насчитывало 200 000 бойцов. Возможно, эта цифра несколько и преувеличена, но бесспорно, что Буребиста имел огромное войско и его опасались даже римляне. Буребиста достиг таких успехов благодаря своим реформам и качествам политика и военачальника. В то же время они были возможны и потому, что в Риме в это время имеет место ряд гражданских войн. В 49 г. до н.э. завоеватель Галии Цезарь переходит Рубикон и начинается гражданская война против Помпея. Буребиста решает вмешаться в эту войну. Он хочет оказать помощь более слабому Помпею, чтобы продлить подольше гражданскую войну в Риме. О дакийской помощи ничего не известно, так как в 48 г. до н.э. Помпей был побежден. Всем стало ясно, что новый владыка Рима, по свидетельствам Плутарха, начнет войну против дакийцев. На протяжении ряда лет обе стороны усиленно готовились к войне. Буребиста занимается переустройством и сооружением крепостей. Цезарь концентрирует свои войска на побережье Адриатики и возле Апполонии.
 
Столкновению не суждено было свершиться. 15 марта 44 г. до н.э. Цезарь был убит в Риме своими политическими противниками, возглавляемыми Брутом. В то же время часть недовольной племенной аристократии организовала заговор, в результате которого пал Буребиста.
Дакия от Буребисты до Децебала. Экспансия Рима в Дакию
Смерть великого царя вызвала большие столкновения между заговорщиками и сторонниками Буребисты, возглавляемыми верховным жрецом Деценеем. Верх одержал Деценей, но его владения ограничились землями ВНУТРИКАРПАТСКОГО РЕГИОНА, с центром в Сармизегетузе. Во Внешнекарпатском регионе образовались три, затем четыре и более государственных формирований гето-даков. Иордан в своей работе "Гетика", основываясь на сведениях Диона Хризостома, восстанавливает последовательность занятия престола Сармизегетузы: "... после смерти Декинея на престол взошел Комосикус. Он являлся и царем, и верховным жрецом, и верховным судьей. После него был Скорило, правивший народами Дакии в течение 40 лет".
Письменные свидетельства дополнены археологическими данными. В Сармизегетузе на сосуде конической формы высотой в 1 м, диаметр устья 1 м, а диаметр дна 1-2 см, в нескольких местах была надпись "Decebalus per Scorilo", что в переводе означает "Децебал сын Скорило". Анализ всех источников позволяет установить следующую последовательность смены дакийских царей во Внутрикарпатском регионе: Декиней — Комосикус — Скорило — Дурас-Дюрпанеус — Децебал.
НА ОСТАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ ДАКИИ, по свидетельствам античных источников, было множество "царей" и предводителей, воевавших между собой или с римлянами.
Римский историк Флор упоминает одного из противников Рима по имени Котисо, который, как только замерзал Дунай, нападал на территории, соседствующие с Дунаем. По мнению многих ученых царство Котисо находилось в Банате и Олтении. Котисо также упомянут по случаю гражданской войны в Риме между Антонием и Октавианом. После победы Октавиана, один из его военачальников разбил гето-дакийского цинаста (по сведениям Горация).
В античных источниках упоминаются еще два гето-дакийских "царя", вмешивавшихся в гражданские войны Рима. Первый, Косон, был сторонником Октавиана и согласно некоторым данным даже хотел породниться с ним. Основываясь на свидетельствах Суетония, исследователи считают, что царство Косона располагалось где-то в Нижнем Подунавье или в Мунтении. Второй, Дикомес, по сведениям Диона Касия, оказывал помощь Антонию.
Завоевание Добруджи римлянами
Император Октавиан — будущий Август (27 — 14 гг. до н.э.) направляет свои усилия на укрепление римской империи и установление естественных границ в Европе и Азии, от Рима и Дуная до Евфрата. Особенное значение в реализации этих планов придавалось походам проконсула Македонии Красса в 29 — 27 гг. до н.э. в Нижнее Подунавье. Поводом вторжения Красса в Нижнее Подунавье послужили выступления дакийцев и бастарнов против союзников Рима. С целью наказания этих племен Красс совместно с гетами юго-западной Добруджи предпринял военный поход, завершившийся победой римлян. Ролес, предводитель гетских племен, участвовавших в походе, удостоился титула "друга и союзника римского народа". Внешняя политика римлян была традиционной. Они получали двойную выгоду: с одной стороны, границы империи должны были охранять варварские племена, а не легионеры, с другой же — в случае столкновения Ролеса с каким-либо племенем появлялся повод для очередного похода против гетов. Так оно и случилось. Спустя год Красс выступил против Дапикса, царя гетов центральной Добруджи. Дапикс и его соплеменники были истреблены.
 
Будучи властелином большей части Добруджи, Красс уже без какого-либо предлога нападает на Зиракса (третий гетский "царь" на территории Добруджи). Зиракс вынужден был отойти за Дунай в поисках помощи. Обратно он не вернулся. В 27 г. до н.э. Красс празднует в Риме свою победу "над Фракией и гетами".
 
Римляне не торопились превращать оккупированные территории в провинцию. Фактически ими правил преданный Ролес. После смерти Ролеса на Добруджу распространяется протекторат Оприсского царства во Фракии подвластного Риму, а в зоне побережья был образован римский военный штаб, подчиненный римским войскам в Македонии.
Римские завоевания не привели к стабилизации ситуации на землях к югу от Дуная. Напротив, они становятся ареной многочисленных дако-римских столкновений. Для пресечения этих столкновений и укрепления границ на Дунае, император Август предпринял ряд энергичных мер. Добруджа вновь была завоевана и перешла под протекторат Рима. После ряда поражений гето-дакийцы все реже переходят к югу от Дуная. Однако начинают свои экспедиции римляне. К северу от Дуная во время одной из них консул Элий Кат вторгается в Мунтению, где в ходе кровопролитных боев разрушает множество крепостей и переселяет на юг от Дуная до 50 000 гетов. После значительных военных успехов в 15 г. до н.э. император Тиберий образовывает провинцию Мезия (на территории нынешней Сербии). В течение трех десятилетий ее границы были значительно расширены. В 46 году император Клавдий упразднил Оприсское царство, введя там провинциальное правление. Часть земель, расположенных к югу от Балкан, отошла к Фракии, а земли, расстилавшиеся к югу от Дуная, Добруджа, а позднее и Причерноморье, вплоть до города Тира, отошли к Мезии. Начался новый период в истории коренного населения — период романизации.
Фракийского государства .
Царь Децебал решил передохнуть и продолжить свой рассказ о будущей Фракии, но увидав что смертельно уставший воевода Скорик мгновенно заснул, едва коснувшись головой своей руки, тоже решил вздремнуть.
-эх, посплю немного перед смертью. Кто его знает, дадут ли там на небесах выспаться? Уж больно сведения о тамошних обычаях противоречивы-покряхтел раненый царь и уснул вслед за молодым воеводой.


Отряд римлян, состоящий из трёх манипул во главе с комбатом Аврелием Костом тоже выбился из сил от жары и когда воины увидели за плетнём в саду спелый виноград и фракийку-партизанку с полными корзинами, певшую народную фракийскую песню «как фракийка-партизанка собирала виноград…»,  они нарушили строй и бросились утолять жажду спелыми фруктами и ягодами. Столь дерзкое нарушение дисциплины взбесило майора Коста и, собрав воинов с помощью своих фашистов, тех ребят, что ходили с фасциями-розгами, майор Кост приказал всыпать зачинщикам по филейной части этими самыми прутьями, а потом два часа ходил вдоль строя, объедаясь виноградом и поплёвывая косточки.
-Вы, грязные свиньи и олухи! Виноград мог быть отравлен партизанами-фракийцами, а вы без разрешения набиваете им животы и подрываете боеготовность армии. Сначала я должен отведать сей продукт и дать разрешение на его использование. Помните, стыдодеи, что всего несколько веков назад солдаты Гая Мария расположились под яблоней на целый день, и, когда ушли, то на ней не было сорвано ни одного яблока. Приказываю вам терпеть и дожидаться родниковой воды, которую привезут вечером.
Солдаты были в ярости на своего комбата и стоит ли удивляться, что захватив ближе к вечеру небольшой караван мулов с вином и окрошкой, во главе с переодетыми в местных селян воинами-даками, тут же выпили и сожрали всё что было в бурдюках, доложив комбату, что уничтожили вражеский обоз с продовольствием. Страшные последствия неправильного питания не заставили себя ждать. Груши, сливы, вино, виноград и окрошка произвели такую революцию в их желудках, что после полуночи ни одного воина в лагере не было, все они сидели за оградой в кустах и отравляли природу самым бесстыдным образом. За что в скорости и поплатились.
Фракийцы и даки тихо перерезали весь батальон и в живых остались только салаги-молодые воины, которым старослужащие выделили только одну окрошку. Вполне естественно, что они бросились бежать и могли бы добежать до Рима, если бы не нарвались на самого императора с десятым легионом. Ежу понятно, что благородный Траян был в бешенстве и сначала приказал казнить утром всех беглецов без разбора. Но те всю ночь так орали лужёными глотками «децимация-децимация-децимация!», что император, поняв, что эти олухи не дадут ему спать сонно откинул полог своей палатки и зевнул.
-Ну, хорошо! Децимация, но только в том случае, если никто больше не будет орать.
Воины заплакали от счастья, будто выиграли по миллиону сестерций и, зажимая друг другу рты, отправились спать.  Утро «стрелецкой казни» было душным и поэтому молодые воины с удовольствием сдавали боевую выкладку старшине и в одних туниках восходили на наспех сколоченный шаткий помост. Отделение голов дюжины воинов было обставлено с большим торжеством. «Идущие на смерть приветствуют тебя!» вопили солдаты, чем вызвали слезу умиления у императора и он приказал выдать каждому трусу и беглецу по кувшину вина, и сопровождать отделение голов приятной музыкой литавр и букцин. Все эти полезные мероприятия оттянули смерть Децибала на два дня и он успел продиктовать воеводе Скорику все свои «воспоминания о будущем».
А ещё на три дня затянулся штурм крепости и только в конце последнего штурма воевода Скорик дал себя уговорить и отрубил голову своему вождю. Правда, после того, как тот сам бросился на меч со словами.
-Прах побери этих моралистов, ужо живому царю никто голову отрубить не решается! Эх, придётся податься в самураи!
Но предъявление головы царя со стены крепости сразу изменило весь политический расклад. Император простил воеводу Скорика и оставшихся в живых воинов и вскоре все фракийцы: Бизалты-Битины-Киконы-Даки-Апулиты-Карпы -Костобоки-Сукьи-Дии-ЭдоныСифоны-Геты-Меды-Мушки-Нипсеи -Сатры-Скирмиады-Травсы-Трибаллы-Одоманты-Агафирсы со скифами(Скифско-фракийское племя)-Дарданы с иллирийцами были взяты на римскую службу, после чего по-тихому в большинстве свалили на Ворсклу, Днепр и Волхов.
Но это началась уже совсем другая история!

Фракийцы были не славяне,
Но в целом были молодцы,
Их греки славами назвали.
И стали славы гордецы!