Амбивалентность на весах творчества и свития

Новиков Борис Владимирович
У социального (культурного) типа развития материи, – у деятельности, много, а, вернее сказать – бесконечно много оснований.
Основные из них суть: опредмечивание – распредмечивание; целеполагание – целеосуществление; цілереалізація – цілездійснення etc.
Ниже, – постановочно, а потому предельно лапидарно: о творчестве и свитии.    
Деятельность амбивалентна. Она (и как процесс, и как результат) может развиваться в контроверзных векторах: как творчество и как свитие. Творчество моновалентно. Свитие моновалентно. 
Еще раз.
Деятельность амбивалентна: она может быть (находиться в векторе) творчеством; она может быть (находиться в векторе) свитием.
Мерами (мерками, либо, в редакции Г.С. Батищева – мерилом) творчества есть: польза, истина, добро, красота.
Мерами (мерками, мерилом) свития есть: вред, ложь, зло, уродство.
Деятельность амбивалентна:
- практически: польза, вред;
- духовно: истина, ложь;
- нравственно: добро, зло;
- художественно: красота, уродство.
Деятельность – амбивалентна. Творчество – моновалентно. Свитие – моновалентно. В творчестве – творят, в свитии – вытворяют.
Результат творчества – сотворенное.
Результат свития – натворенное.
Деятельность антагонистична в своем основании: определенными противоположностями деятельности (как противоречия) есть творчество и свитие. Творчество как осуществляющееся противоречие (как процесс и как результат): сотворение и сотворенное.
Творчество есть тип развития (ближайшим образом – деятельности) с отсутствием возможности (потенциала) антагонизма.
Свитие и творчество – основной антагонизм деятельности.
Промысл: целеполагание в векторе творчества.
Умысел, замысел, помысел (обычно употребляются с предикатами «злой», «лихой», «недобрый» etc.) – целеполагание в векторе свития. Злоумышление, замышление, злонамерение – целеполагание в векторе свития. Действовать уродливо. Действовать зло. Действовать вредно.   
Уродство (укр. – потворність) как результат вытворяния. Уродство в украинском языке имеет еще одну очень показательную коннотацию: каліцтво. Калечить = уродовать. Калечить, уродовать = причинять зло.
Калечить, уродовать, причинять зло = вытворять.
Вытворять = действовать неправедно, неистинно, ложно. Сиречь – действовать в векторе, в русле свития.
Не означает ли вывод о моновалентности творчества (в отличие от амбивалентности деятельности), что творчество лишается собственного основания, лишается источника саморазвития, перестает быть осуществляющимся диалектическим противоречием, иными словами, просто … перестает быть?
Отнюдь. Таковым (в перспективе) становится именно свитие. Наиболее острая, крайняя, экстремальная и, что самое прискорбное: намеренно и злоумышленно производимая, вызываемая к жизни в едва ли не индустриальном режиме (вспомним на минуту фабрики по производству неспонтанных мифов, вспомним на секунду целенаправленно вполне вызываемую к жизни в тотальном масштабе культуру превращенных форм, вспомним, наконец, по чьей милости вот уже пол-столетия земная цивилизация сидит верхом на рукотворной адской машине с постоянно тлеющим фитилем: на более чем реальной перспективе рукотворного Апокалипсиса. И речь не только о боевом термояде. Хотя одних только его запасов, если их «привести в действие», за глаза достаточно, чтобы десятки раз очі напухли всьому – без винятку щонайменшого, – живому на такій маленькій, на такій голубенькій (блакитній), на такій вразливій планеті людей: на Землі. Але, на превеликий жаль – хоча й людей, включно і кожну окремішню людину, що може щезнути у вказаному божевіллі самоліквідації, невимовимо жаль, – ключове слово тут: «живому».
Себто, до одноклітинних, до вірусів, до мікробів, до бактерій etc. включно. Багато десятків разів. А нафіга більше одного разу?!! То це ж мова – лише про так званий бойовий термояд. А ще ж візьміть до уваги, що в нас уже 50 літ (уже згаданих щойно) немає щонайменших підстав (з моменту, коли накопиченої кількості і якості збої масового знищення стало доста, аби: ) 1 (один-однісінький) раз знищити всіх (до єдиного) посполитих (включно 100-літніх довгожителів і немовлят - землян) для вживання терміну: «війна». Довідка для тих, кому до вподоби залишатись умовно свідомим (рос. – условно умным).
Ну, це, якщо евфемізмами послуговуватись, звісно…
Так от. Війна, це, як і все суще, – без винятку, – до біса діалектична штука.
Може, ви не підозрюєте про те, що таке «діалектика»? Ну тоді це вже (особливо, якщо ви вже стали на порі своєї соціальної зрілості, себто вам вже 20 (двадцять) і більше літ – клінічний випадок. Тоді – бігом. Але бігти притьмом треба не в найближчу поліклініку, але: в школу, в ВНЗ, в бібліотеку… Звісно, це фігурал – «в бібліотеку». Нині бібліотека (ну, принаймні, у двадцятилітніх) – у кожного вдома, на робочому столі. ПК персональний і вже точно – у кожного в кишені. Гляньте обабіч у вагоні метро. Куди увіткнуті носи більшості пасажирів, а особливо тих, яким вдалось зайняти сидячі місця?
Коротше: термінова (архітермінова) робота над собою. Над своїм духом, душею, практиками. Ну, душею і практиками можна (і треба) впритул зайнятись уже поза вагоном метро, а от духом, – в режимі самоосвіти, – уже невідкладно.
Та, що принципово важливо, не просто самоосвітою аби-якою. А  добротною. Тією, що не фарширує молоду людину духовними покидьками і дає запивати їх духовною сивухою (цього «добра» в Інтернеті – валом), а тією, що навчить істинному, доброму, прекрасному, корисному. А не неістинному (рос. – лживому), злому, уродливому, вредному.
Впрочем, главное, чему должна она научить – это учиться. Всю жизнь. До последнего выдоха. Есть такая формула - императив: «от образования на всю жизнь – к образованию всю жизнь». Хорошая формула, хороший императив.
И стержнем, основанием этого и такого (речь о добротном, о действительно- гуманистическом) образовании, – как и всей, впрочем, достойной человека жизни, – есть диалектика. Материалистическая диалектика – как методология. И диалектический материализм – как теория. А это и есть основание того, что называется (научно состоятельная!!!) философия.
Однако же, мы маленько отвлеклись. Так вот, с семидесятых гг. ХХ ст. у феномена (у явления) «война» … исчезло основание. Т.е. она стала … невозможной. Как так?! Может возопить человек. И не «простой», а увешанный с пяток до макушки дипломами и степенями, и даже: с большущими звездами на погонах (ну, там могут быть изображены разнообразные геометрические фигуры, на тех погонах) и с широченными лампасами на форменных брюках. Так что вы, простой и мирный штатский (в смысле: цивильный) обыватель, не комплексуйте: все вышеперечисленные, – нотариально и не раз заверенные как «умные» и «очень умные», «компетентные» и «очень компетентные» etc., так вот, очень многие из них … тоже уверены, что война возможна. Более того, они вполне искренне считают, что смысл ихней службы – в ее ожидании. Ну, а затем, как водится: сражение/я, победа, слава… Или же: сражение/я, поражение, позор… Повторяю (для особо неодаренных и несмышленых готов повторять многократно): война нынче (начиная с 70-х гг. ХХ ст.) невозможна категорически. Исчезли все и всяческие основания (фронт, тыл etc.) а, самое главное – основное из них «победа – поражение».
Напомню Гегеля: «основание есть противоречие с определенными противоположностями». Т.е. диалектическое (осуществляющееся) противоречие есть отношение противоположностей одной сущности.
Вспомним Гегеля еще раз: «в сущности все – относительно». Иными словами, желаешь знать (а посему определяться в соответствии с этим и таким познанием и знанием чувственно и практически) на уровне: истинно, сущностно, по науке (а не на уровне: видимость, кажимость, выдумка, глюк etc.) – научись думать, научись мыслить разумно, диалектически: т.е. любой объект научись рассматривать как отношение диалектических противоположностей, как осуществляющееся (возникающее, развертывающееся, разрешающееся) противоречие.
Ну, так вот. Война: это, если так можно выразится, классическое, противоречие, осуществляющееся в полюсах: «победа – поражение». Ну, и, соответственно, а какие же «победа – поражение» без «победителей – побежденных»? Или вы считаете, что такое возможно?! Вам срочно нужна квалифицированная психиатрическая помощь.
…К слову сказать, все живое на Земле уничтожить нынче можно приведя в действие лишь припасенный для этого случая «боевой» термояд. А еще же есть «боевая» химия, и было «боевое бактериологическое»… Впрочем, – парадокс, – бактериологическое исчезнет: его основа – живая материя (вирусы, бактерии, микробы, прочие возбудители и разносчики человеческих, – смертельных, – болячек), а термояд кратно и многократно, и более чем гарантированно) уничтожает жизнь – да, полагаю, и преджизнь, – в ЛЮБЫХ ее формах и проявлениях.
Так это ж, повторяю и подчеркиваю: только боевое т.н. оружие. (Так называемое, ибо какое же это оружие, если вместо войны: суицид, самоубийство земной цивилизации?!! Рукотворный Апокалипсис?!!). А еще же, примите к сведению то, что называется «принцип культурной амбивалентности», суть которого, – если «на пальцах», – состоит в том, что любое (духовное, чувственное, материальное) обретение культуры может быть в практиках человеческих использовано «с точностью до наоборот»: и во вред, и на пользу; и на добро и на зло. И в векторе творчества, и в векторе свития. И на цели (в целях) действительного гуманизма, и на цели (с целью) реального антигуманизма. И вот, с учетом нынешнего уровня развития земной цивилизации (вон, на Земле нынче лишь на АЭС нынче работают порядка 450 атомных реакторов и любой, – любой, – из них при очень большом желании (средства и умельцы найдутся) может вполне себе быть переведенным «в режим» 4-го реактора б. Чернобыльской атомной электростанции. Напомнить о последствиях? Так в том же случае огромная страна, всем миром, навалилась (ну, о «втором фронте» тоже вначале разговоры – пока первый испуг «у всего цивилизованного мира» не прошел, – велись. Велись, велись, а затем на пшик перевелись…).
А ведь, кроме реакторов на атомных электростанциях есть куча других реакторов, есть другие отрасли производства, которые используют «мирный атом». Так это же только «атом». А высотные (< 200м) хотя, полагаю, невысотные тоже, плотины ГЭС, а химические производства, а …
Что-то мне подсказывает, что тут уже не только в десятки, но, – гарантированно, – в сотни раз (подряд) уничтожение всего живого на Земле (подчеркиваю и повторяю, ключевое слово «живого») – не вберешь.
Касаемо же нынешних (их человечество ведет, сколько себя помнит, – и сколько не помнит – вело, – воен, а я пребываю в полном убеждении и уверенности, что без оных: форма присваивающего труда, захватническая, оборонительная, гражданская, локальная, «горячая точка», мировая, гибридная, прокси etc. – земляне не прожили … ни одного дня. Для соображающих медленно: Ни одного дня. А лучше так: НИ ОДНОГО ДНЯ. Но: вчера, – до 1970 – года, – это были: войны. Начиная с этого времени (70-е гг. ХХ ст.) – это фитили, это запалы, это бикфордов шнур, ведущий в одном-единственном направлении. К самоликвидации земной цивилизации. И не только ее. Впрочем, не буду повторятся. Да и каркать не хочется. Но.
…Метроном стучит все громче.