Арктическое садоводство начало

Екатерина Звягинцева
                Всю зиму я провела в сети, читая про всевозможные плодовые растения и для себя решила, что все растения должный быть раннеспелые или среднеранние. Из них часть растений можно попробовать посадить в открытый грунт, а для более нежных, т.е.  южных и теплолюбивых необходимо строить зимний сад, но стройка, оформление участка и прочие организационные мероприятия – это дичайшая куча времени, а деревья растут долго – годами, и поэтому решила не терять его напрасно, прогулялась по интернет магазинам и питомникам, а весной получила несколько посылок с саженцами плодовых растений.
                Долетели они до меня плохо. Были посылки, которые полностью  пошли в помойку, а кто виноват не разберёшь – то ли увидели, что «чукча» заказывает и засунули то, что уже давно сдохло, то ли почта наша неспешная так довезла. Просто отметила для себя тех, от кого «дохлятину» получила на 100% и внесла их в список не заслуживающих доверия поставщиков, а у остальных и сейчас сорта докупаю. 
                Конечно, даже живые растюхи были почти на грани « вот-вот умру»,но у меня уже был  опыт розовода и «зелёная аптека». Набрала  ванну тёплой воды и первым делом отправила саженцы напитываться влагой на 10-12 часов, вылив в ванну пару ампул «Эпина» и добавив пару пакетов «Корневина».  После этого перебрала, подрезала корни и лом ветвей. Потом начала  сажать  растения в горшки, и вёдра, насыпав на дно слой керамзита для дренажа, поверх керамзита песок, сверху  слой земли, и далее по классике жанра – расправила корни и сквозь них горсточками насыпала землю, оставив все прививки выше земли. Полила, опрыскала из пульверизатора « Эпином» и оттащила в кабинет, приходить в себя, выключив в комнате свет.
                Как оказалось позже, я была права, что не стала откладывать покупки « на потом»,  ибо ухаживая за саженцами, стала набираться опыта по уходу за новыми питомцами. Проблему с зимовкой решила так: отключила в кабинете батарею и приоткрыла форточку, а дверь в квартиру держала закрытой. Да, это была рафинированная зимовка, но порой температура опускалась до 0+5. Свет включала на 5-6 часов, поэтому растения зимовали нормально, но слабым хватило и этого, чтоб окончательно выпасть, зато у меня остались самые здоровые и сильные растения, а весной прилетели новые саженцы, и история повторилась…
                С конца марта мои деревья  и кусты переезжали из кабинета на лоджию, которую я оббила изнутри плёнкой, а летом часть растений переезжала за окно, и стояла там на металлических сетках, обдуваемая со всех сторон ветрами и то под дождём,то под палящими лучами солнца, но т.к. корневая у них уже была нарощена, они прекрасно перенесли  и это испытание. Вместе с кустами и деревьями я тестировала за окном и ремонтантную клубнику, она цвела и плодоносила, только ягоды были кислее, чем у той, которая в этот же момент плодоносила на лоджии.
 
                Участок земли у меня уже был в моём же дворе, на месте руин старого детского сада—это было такое вонючее, небольшое болотце с торчащими из него обломками палок, арматуры и ржавых труб, но я брала его, как предприниматель, и отсыпала это болото скальным грунтом, ухлопав на это почти все оборотные средства своего предприятия, а потом ещё и прикупила для строительства железобетонные сваи по приемлемой цене. Но планы мои тогда резко  изменились и участок я забросила. Он за эти годы устоялся, грунт немного осел и получился такой чудный остров, который с севера и востока омывают остатки болота,  над которыми протянуты теплотрассы, южная сторона смотрит во двор, а вдоль западной стороны тоже метр болота, а потом пешеходная дорожка. Т.е. идеальный участок – соседей нет и не будет! Год я его переоформляла под ИЖС ( индивидуальное, жилищное строительство), а в прошлом году(2018), 5 июня на участок провели электричество и мы с мамой вышли строиться. Маме было на тот момент 78 лет, но  в своё время она была самым крутым сварщиком и крановщиком в Зеленомысском морском порту, мне 53 года, я тоже была очень крутая – когда-то в детстве, на уроках труда, я сколотила ящичек и видела, как трудовик сколотил табуретку, чем не бригада?  Правда иногда к нам приходил мой младший брат, а у него руки просто золотые, и когда приходил, то производительность труда поднималась втрое, но он в отличии от нас с мамой не на пенсии и помогал нам в свободное от работы время, обшивка забора профлистом – это полностью его заслуга.
                Трубы для забора уже частично были привезены по осени, остальные мы вырезали из старых теплотрасс, и всяких бывших сетей под сваями домов в нашем двор. Профлист, фанеру и поликарбонат, электроды я завезла заранее, ибо стойматериалов у нас в районе нет.  Сварочный аппарат вначале взяли у брата вместе с каской, но через день мама устала и заявила, что нужен мощнее и свой, к счастью в одном из наших магазинов такой нашелся, потом маму не устроила новомодная  электронная и дорогущая каска сварщика, там на нашем солнце проблема возникала с изображением, нашли и щиток, который ничуть не отличался от тех, которые я с детства помню, но самое трудное было найти обыкновенные брезентовые штаны и рукавицы-верхонки, со штанами сосед выручил – дал, а верхонки добывала облазив все бывшие стройки – все современные рукавицы горели и плавились от первой же искры попавшей на них.
                А потом понадобилась болгарка…  Болгарку взяли у брата, а он был занят на работе. Поэтому тут же возникли вопросы,  как она работает? Как её включать? Диск менять?  К счастью посёлок маленький, все друг друга хотя бы в лицо знают, а участок во дворе, вот и бегала я по двору, отлавливая проходящих мимо мужчин, которые бы нам советом помогли – сама болгарка, ясен перец была в руках генерального технаря  нашей бригады – мамы. Все мужчины, которые понимали в болгарках шли и помогали безропотно – объясняли и показывали, как ей работать и менять диск. Немного освоившись с этим  чудным аппаратом, мы купили свою. 
                Так мы и строили забор, то трубы вырезали во дворе, то таскали их, то мама их варила,   а я стойки выравнивала и держала, пока она их прихватывала, то она мне показав кусок металла, требовала такой же толщины железяки для жосткостей, и я шныряла по заброшенным предприятиям, как дворовая шпана в поисках этого добра, а потом гордо тащила на участок  «добычу».
                К средине июля половина забора было готово и я, как генеральный ботаник бригады не выдержала и устроила бунт – мне нужен был парник!  Обрезков труб было уже  навалом – их просто необходимо было пустить на парник. Бунт удался – пришел брат и за вечер мне парник сварили  110 на 400 – я вокруг него только что не танцевала от удовольствия! Покрасила его, но когда стала его плёнкой крыть, то поняла, что плёнка к металлу не крепится. В общем теперь эта сложная конструкция из труб, плёнки, скотча и канцелярских скрепок гордо стоит и уверенно ждёт нового урожайного сезона, а в прошлом году я сколотила там грядки буквой П, притащила из-за околицы опад вербы и лиственницы (другой земли у нас нет),  посадила редиску, укроп, салат и редьку, и мы успели всё это вырастить, а потом съесть.
                Заборостроительство продолжалось, но в перерывах между подай-принеси-подержи я стала бить ломом ямы в скале вдоль забора для посадки растений, грунт принесла тот же и в начале августа на улице были высажены одна груша, 7 яблонь , в основном из серии карликов Мазунина, войлочная вишня, вишня и Уральская и Рубиновая, сирень обыкновенная, боярышник, красноплодная черёмуха, 4 сорта чёрной смородины и 4 сорта  крупноплодной малины ранних сортов.  Растения регулярно поливала, но уже почти не удобряла, ибо были они посажены все с комом земли из горшка, а т.к. времени оставалось до зимы мало, то им надо было  просто подготовиться к зиме.
                В связи с тем, что всё лето я пробегала по брошенным предприятиям в поисках железок, то мне пришла в голову мысль, а может и доски, которые там валяются принести? Было бы придумано – и работа закипела, теперь я превратилась в муравья.  Воду для полива из дома надо, железки надо, доски надо, куски рубероида от старых теплотрасс надо – всё надо!  А вечером 30 августа мама с братом вручили мне ключи от калитки, которая была сделана в воротах – участок был полностью ограждён, плюс сварены и обшиты ворота!Трубы периметра в основном были десяткой, профлист 580,  резали на 4 части, получалось 145 см, плюс 10 см периметра, это уже 155 см, т.е. мои собаки уже никуда с участка не убегут, а полметра рабицы поверх профлиста, мы решили в следующем году приделать.  Почему такая высота профлиста?  Чтоб участок был максимально светлый – это для растений, и в то же время мои собаки уже не видят, что за забором происходит и меньше лают, а рабица сверху, это уже страховка для зимы, когда снега будет много, чтоб собаки не перепрыгивали  через забор.  В эту зиму две молодые собачонки запросто через него перелетали, когда снег стал высоким и плотным  и приходится их то привязывать, то домой уводить, и только их мама Аляска носится по участку в своё удовольствие,она к счастью немолода и вес у неё приличный.

На фото: мама варит воротную стойку