Старый актер

Петр Юрьев 2
     Василий Иванович Орехов всю жизнь прослужил в одном провинциальном театре - энском, областном. Да, именно, прослужил. По его убеждению в театре следует служить, а не работать! И он служил, отдавая любимому делу все силы, здоровье и талант.

     По окончании актерского отделения училища получил назначение в труппу областного театра, да там и закрепился, со временем выдвинулся в ведущие артисты. Творческая судьба складывалась успешно.

     Василий Иванович, мужчина почти двухметрового роста, широк в плечах, со вьющимися русыми кудрями - был красив, особой мужской красотой героя-любовника. Одевался изысканно, со вкусом. В костюме обязательно присутвовал галстук бабочка. Бархатный баритон и аристократические манеры делали его неотразимым у женщин.

     Женился на артистке театра, но не сложилась жизнь у молодых: две творческие личности не смогли совместить дела творческие и домашние, и разбилась семейная лодка о быт. Так бывает, разошлись. Второй брак с солисткой филармонии тоже не сложился.  Василий Иванович шутил.
-  Бог любит троицу, надо ещё пробовать.

     Свою третью и последнюю женщину встретил в поликлинике, она работала медсестрой и была много моложе его. Простая, душевная и улыбчивая девушка сразу тронула за живое уже бывалого ловеласа.
- Эта девушка будет моей женщиной - подумал он и решил признаться в чувствах. Маша, так звали медсестру,  приняла ухаживания артиста и согласилась стать его женой.

     Жили душа в душу. Маша оставила работу и полностью посвятила себя мужу. Василий Иванович души в ней не чаял. Везде и всюду речь была только о ней: Маша умеет хорошо делать то и это, она отлично готовит и тд и тп. У них был частный домик, перешедший от родителей Маши, при доме огородик и сад, приученная с детства к труду, она выращивала огородную зелень,  готовила овощные закатки и компоты. Он любил  помогать в огороде: облачался в драное спортивное трико, у которых обваливались коленки, в такой же допотопной рубахе и соломенной шляпе на голове,  известный в городе артист, ловко орудовал тяпкой или лопатой, получая истинное удовольствие от жизни.

     Так и прожили они свою жизнь, да была одна беда, бог не дал детей. В молодые годы это не было критично, всё время занимали служба в театре и домашние дела, в отпусках с Машей разьезжали по Союзу, благо родина у нас большая и красивая; а в старости уж очень хотелось, чтобы рядом была молодёжь, так было бы веселей и спокойней. Василий Иванович всю нерастаченную любовь перенёс на коллег артистов и сотрудников театра. Всех знал по-именно и каждому старался помочь, используя свой авторитет и статус депутата облсовета. Сотрудники театра ценили это и отвечали взаимной любовью своему знаменитому коллеге.

     Собранный по осени урожай на три четверти передавался в театр. Василий Иванович любил угощать коллег плодами своего огорода. С утра загружал в багажник жигулёнка ящики с фруктами, огурцами и помидорами, одевался в нарядный малиновый пиджак с галстуком бабочкой и отправлялся в театр.

     Большой, красивый и импозантный старый актер с гордостью говорил, что он фермер и просит всех угощаться продукцией с его фермерского хозяйства.
- Кушайте, пожалуйста, витамины очень полезны для здоровья, всё со своего огорода и никаких нитратов.

     Он всегда, по первому зову, спешил на помощь своим коллегам. Ходил по кабинетам начальников, хлопотал о путёвках, о квартирах и местах в общежитиях, госпитализации в клиники, путёвках в лагеря для детей; и всё для других и ничего для себя. Сумел убедить коллег депутатов, что театр это храм  искусства и должен выглядеть соответственно. Выделили деньги на реставрацию, которая была успешно проведена. 

     Однажды, перед репетицией, Василий Иванович встретил в фойе молодую артистку с заплаканными глазами.
- Что милочка случилось, почему глазки на мокром месте?
- Да это личное, Василий Иванович.
- А вот и скажи, может вместе и поможем твоему делу.
- Ночью у папы случился сердечный приступ, вызвала скорую, его забрали, но положили в коридоре, врача не назначили и при таком отношении, боюсь как бы не случилась беда.
- Лариса Ивановна - обратился он к помощнику режиссёра - передайте Игорю Петровичу, что мы с Людочкой задержимся по важному делу.

     В больнице их принял главврач. Выслушал и уверил,  что всё сейчас же уладит.  Больного перевели в палату к лучшему врачу и назначили лечение.
- Владимир Николаевич, прошу к нам в театр, обязательно, на премьеру в субботу! Ждём с супругой. У нас с вами одно дело: вы лечите тело, мы душу. Так что коллеги - раскланялся Василий Иванович.

     Более всего любил старый актер в театре репетиции. Репетировать мог бесконечно долго, добиваясь актерского ансамбля, чтобы каждая роль звучала, как главная. Никогда не тянул одеяла на себя, в первую очередь думал о коллегах и всегда им помогал и подсказывал и делал это тактично, чтобы не обидить,  не дай бог, кого-нибудь. Если роль не получалась у партнёра, то обращался к режиссёру.
- Игорь Петрович, у меня не получается эта мизансцена, можно я её ещё раз проиграю, а вы подскажите что не так - и играл всю мизансцену и за себя и за партнёра, что помогало партнёру понять, как играть роль. Так отрабатывался весь спектакль.

     Любил работать с молодёжью. В театре открылась молодёжная студия, Василий Иванович возглавил её и  поставил несколько пьес с молодым составом.  Эта была хорошая школа для молодых артистов. Сам молодой душой тянулся к молодёжи и принимал участие во всех капустниках, проводимых в театре. Особенно удавались новогодние капустники, которые переходили в карнавальную ночь, полную импровизации,  сюрпризов, юмора и поддергиваний друг друга. Каждый артист открывался с новой стороны, проявляя свои таланты. Василий Иванович задушевно пел народные песни и особенно украиские. Мама, украинка с певучего места Буковины, привила ему любовь к народной песне. Из этих капустников впоследствии в репертуаре театра появились спектакли концерты, которые пользовались у зрителей успехом. Было интересно увидеть любимых актеров в новом качестве.

     Василий Иванович любил пошутить и смеялся от души и до слез, когда его породировал молодой актер Александр Кивако, сказать по справедливости делал это достоверно и очень смешно.
- Коллега, ну просто гениально и главное потрясающе смешно. Спасибо, от души порадовали старика. А, что я так на самом деле говорю? - смеясь лукаво и с отеческой любовью поглядывая на смущенного Сашку.
С Сашкой Кивако был ещё один забавный случай. Театр гастролировал в другой области. Сашка проживал в одном номере с метром и во всем ему помогал, был его правой рукой. Вечером после спектакля в заключительный день, день отъезда труппы домой, Василия Ивановича задержали в театре зрители и артисты театра. А нужно успеть вернуться в номер собрать вещи и выехать к вокзалу,  время поджимало и вмешался Сашка.
- Уважаемые коллеги, Василию Ивановичу нужно заехать в номер, собраться и в десять часов успеть к поезду. Сейчас восемь тридцать, нам надо уходить. Извените пожалуйста.
При всем желании метр и Сашка уже не успевали. Свободных такси не было, а время оставалось полчаса.
- Что делать Сашка?
- Единственное что поможет - это звонить губернатору!
- И что я ему скажу?
- Скажите всё как есть. Что вы народный артист России, лауреат госпремии России, депутат облсовета опаздываете к поезду, такси нет и вся надежда на вас уважаемый Владлен Павлович!
- Сашка, ну разве можно такое говорить, ведь это неприлично.
- А прилично будет отстать от поезда? И потом вас все знают, такой успех в гастрольных спектаклях и вам не откажут!
- Ну не знаю? А знаешь что, говори ты за меня, ты это лучше скажешь!
- Хорошо, но вы мне не мешайте!
И Сашка выдал! Через пятнадцать минут личный лимузин губернатора стоял у гостиницы. Губернатор распорядился, чтобы задержали поезд до прибытия важной персоны. Василий Иванович и Сашка подкатили прямо на перрон в губернатором авто и успели.

     Но основная его работа - это спектакли. В день спетакля Василий Иванович приходил часа за полтара и настраивал себя, чтобы к началу спектакля уже быть в образе героя. Коллеги его не отвлекали, понимая, что мастер входит в образ и мешать нельзя. Он играл остро характерные роли, требующие полной отдачи сил и нервов. Его любимые роли: Король Лир, Тевье молочник, отец в спектакле "Дети Ванюшина", каждая из них - целая жизнь сложная и противоречивая, которую следовало донести до зрителя. Спектакли выматывали,  опусташенный и вымученный актер уходил в свою гримерную и укладывался на диванчик отдыхать и приходить в себя. И так после каждого спекталя. С возрастом становилось все трудней. Коллеги говорили.
- Василий Иванович, то, что вы делаете на сцене это сверх гениально, но сбавьте обороты, так работать нельзя, вас на долго не хватит.
- Не могу иначе, ибо это будет ложь, а лгать зрителю я не могу. Буду служить, пока будут силы.

     На спектаклях, с участием мастера, всегда был аншлаг, благадарные зрители бурно аплодировали, выкрикивали слова благодарности и долго не отпускали актеров, одаривая их букетами.   

     После 75-летия у метра начались проблемы с памятью. Во время спектакля  забывал текст. Партнёры подсказывали,  он вспоминал и спектакль благополучно продолжался. Зрители не замечали заминку. 

     Это продолжалось пару месяцев, а затем во время очередного спектакля стало совсем плохо, он не мог вспомнить текст после подсказки и партнёры говорили ему текст, он повторял его. Спектакль закончился, благодарные или благородные зрители не заметили заминку или сделали вид, что не заметили и бурными аплодисментами долго благодарили артистов.

     Занавес закрылся. Артисты стали расходиться, сцена пустела, и только один старый актер отрешенно оставался стоять на сцене. Ему поднесли стул он сел, тяжело дыша. В зале, стуча сиденьями кресел, расходились зрители. Наконец звук стих, зрители покинули зал.  Он попросил открыть занавес и тяжело поднявшись со стула, вышел на авансцену. Долго молча стоял. Осветители включили свет на сцене и в зале. За кулисами собрались актёры, рабочие сцены и сотрудники театра.  Наконец  заговорил.

- Это мой последний спектакль. Прости меня мой театр, больше не могу, я отдал все силы. Это всё.

     Он продолжал молча стоять, осматривая зал, как-бы прощаясь с ним. Затем повернулся и тяжело ступая пошел со сцены. Его провожали аплодисметами.

     Дома ни что не радовало. Умом понимал, что всё кончено, назад дороги нет, но сердце оно не хотело этого принимать и опять уносило мыслями в театр к его зрителям. Из театра по-началу звонили, интересовались здоровьем, предлагали помощь, но постепенно звонков становилось всё меньше. А он без театра скучал и быстро угасал. Через пять месяцев его не стало.


           март 2019 г.