Детский писатель Виталий Бианки на службе у белых

Вольфганг Акунов
RLD

В биографии известного писателя Виталия Валентиновича Бианки (1894 - 1959), открывшего многим поколениям наших детей волшебный мир природы, есть один интересный сюжет, на который редко обращают внимание. Весной 1918 года прапорщик русской армии Бианки оказался вместе со своей частью на Волге, где оказался вовлечен в круговерть антибольшевицкое движение. Симпатизируя, как большинство представителей русской интеллигенции той поры, социалистам-революционерам (эсерам), Бианки после освобождения Самары от красных и установления власти Правительства Комитета членов Всероссийского Учреди;тельного собрания (сокращенно Комуч или КОМУЧ) — первого антибольшевицкого правительства России, Бианки стал работать в самарской газете «Народ» (издаваемой с сентября по декабрь 1918 Агитационным культурно-просветительным отделом КОМУЧа). Надо полагать, писал в ней Бианки статьи не о жизни животных... В связи с наступлением войск Красной армии Бианки эвакуировался из Самары и жил некоторое время в Уфе, Екатеринбурге, затем снова в Уфе, потом в Томске и, наконец, осел в Бийске. Здесь он был мобилизован в армию Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. Бианки служил писарем в парке полевого артиллерийского дивизиона в Барнауле. Летом 1919 года его часть была переброшена на фронт против красных в Оренбургскую губернию (Верхне-Уральск, Орск, Оренбург, Актюбинск).

Бианки был переведен из артиллерии в пехоту нижним чином и осенью 1919 года, согласно его собственным показаниям, данным впоследствии на допросе в ОГПУ, дезертировал из армии Колчака, но оказался, странным образом, не в большевицком стане, а в городе Омске (столице колчаковской Сибири). Оттуда уехал в Бийск к семье. В 1921 году Виталий Валентинович дважды арестовывался ЧК, отсидел три недели в тюрьме у красных в качестве заложника. В сентябре 1922 года В.В. Бианки был предупрежден верными людьми о новом возможном аресте, и, оформив командировку, отправился с семьей в Петроград. В конце 1925 года Бианки был снова арестован "органами" и приговорен за участие в подпольной организации к трем годам ссылки в Уральск. Весной 1928 года В.В. Бианки было дозволено советскими властями предержащими переехать в Новгород (за пресловутый 101-й километр), а в начале 1929 года вернуться в Ленинград. 3 ноября 1932 года Виталий Бианки был в очередной раз арестован, но 26 ноября освобожден "за отсутствием улик".

24 марта 1935 года, при очистке Ленинграда от "социально опасного элемента" после убийства при  невыясненных обстоятельствах "любимца партии" (большевиков) С.М. Кирова, В.В. Бианки был опять арестован как "сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооруженного восстания против советской власти". Особым совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел (НКВД) СССР приговорен к пяти годам ссылки, вместе с семьей, в город Иргиз Актюбинской области. 31 марта Иргиз как место ссылки был заменен на Уфу; 10 апреля, по ходатайству жены Максима Горького Екатерины Павловны Пешковой, ссылка семьи Бианки была отменена.

И только после этого большевики отстали наконец от детского писателя, успевшего повоевать за адмирала Колчака.