Ненастоящие татары? 7. Двое из ларца

Светлана Каплун
    В жизнеописании князя Игоря что мне оставалось делать? Разве что «зацепиться» за древлян! Почему князя с «германским» именем убили какие-то «германцы», и никто ничего подобного не замечает?

    Итак, сначала Олег, а затем и Игорь наложили дань на древлян, платить которую они не очень-то и хотели. Так что, варягов-то на Русь призвали, но получается, что не все их тут ждали (ни вятичи, ни древляне).

    Как известно, городом древлян был Искоростень. И стоял он на реке Уж. Помните, матери Игоря, нурманке Ефанде, в приданое был дан город Ижора? Уж… Ижора… Это я пытаюсь понять, что связывает Игоря с германцами? Конечно, ижоры произошли из корелы, когда на рубеже  I—II тысячелетий нашей эры одна из ветвей корелы переселилась с востока в бассейн реки Ижоры. Позднее ижоры медленно продвигались на запад вдоль южного берега Финского залива, частично ассимилируя местное водское население. Стоп! Нельзя население Ижоры считать карелой во времена Игоря! Вы это видите? А вот мать Игоря, Ефанда, вполне могла быть связана как-то с той, докарельской ижорой. Не случайно у её сына такое имя. Но где ту ижору искать? Разве что к води присмотреться…

     Водь. Малочисленный карело-финский народ. Основной район проживания — деревни Лужицы, Краколье, Пиллово.

    Сразу. Ворон — польский kruk, словенский krokar, английское сrow. У русских сохранилось "карр!" и украинское грай: согласитесь, ближе до Англии, чем до Кракова. Далее. Лужичане — западнославянский народ. Проживают только в Германии — на территории Лужицы. Подразделяются на две этнографические группы — верхнелужицких сербов, проживающих в Верхней Лужице (земля Саксония), и нижнелужицких — в Нижней Лужице (земля Бранденбург). Сравните: валлийский язык, бран — ворон.  Уже первые возможные зацепки.

    Длительное время считалось, что предки води мигрировали на современную территорию её расселения из Эстонии лишь в конце I тысячелетия нашей эры. В настоящее время некоторые учёные (О. И. Конькова) предполагают, что предки води расселились на территории своего исторического проживания уже в I—IV веках; именно этим временем датируются наиболее ранние из обнаруженных археологами водских погребений, найденные неподалеку от деревень Валговицы и Великино. Основной центр расселения водского этноса приходился на междуречье Нарвы и Луги. Поэтому водь до ассимиляции корелой вполне могла быть балтским (либо западно-славянским) племенем.

        В этнографической литературе водским женщинам современники часто приписывали необычайно красивую внешность восточно-прибалтийского типа. В литературе также встречается утверждение, что водь была самым белокурым народом мира: у 80 % мужчин и у 76 % женщин волосы были либо белыми как снег, либо были золотисто-жёлтыми как песок. Ближе всего водский язык к северо-восточным диалектам эстонского языка.

    Средневековая водь, по мнению многих исследователей, расселялась между Лужской и Ижорской землёй, причем на западе приближалась к реке Луге, за исключением собственно берега реки. Видимо, не входило в состав водской пятины и морское побережье от устья Луги до реки Систы, где средневековые источники помещают чудь. Что касается чуди белоглазой, то она уже издавна слыла персонажем мифическим. Где же её отыскать!

    В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов. Вероятный источник — готское слово ;iudа «народ» (йута). Помните про чудо-юдо? Одного корня с «чудь» прилагательное «чужой». Мне же явно однокоренными кажутся два совершенно других слова.

    Водь и Один, или Вотан (прагерм. *Wodanaz или *Wodinaz; др.-сканд. Оdinn, др.-англ. Woden) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Одно из имён Одина Ygg — (Игг «страшный»). Птицей Одина закономерно является ворон. Предлагаю также сравнить русское чадо (ребёнок), англ. child ребёнок) и англ. children (дети).  Почему-то в современном немецком языке я подобного соответствия не нахожу. Что здесь можно предположить?

    Поскольку водь не жила на побережье от устья Луги до реки Систы, а жила там чудь либо готского, либо немецкого происхождения, то этой чудью вполне могли быть и сасы: ирланд. «Sasana» (Англия) и гэльск. «Sasunn» (Англия). Саксами сасы, как и росоланы роксоланами, могли стать уже на иранский манер (поскольку изначально асии были ираноязычны). Основная часть саксов жила, конечно, не там. Иначе бы их со временем не «поглотили».

    Кроме того, из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич, внук князя Игоря. А почему? Асы с ванами тоже когда-то заложниками обменялись. Да и китайцы так делали. И, наверное, не только они.

    В XIX веке историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано предположение, что чудью, о которой упоминает «Повесть временных лет» в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь — жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде, их тогда в быту называли чудью. Кроме того, у удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми тоже называли так своих ещё некрещённых предков. Что нашло своё отражение в топонимике.

    Шудья (приток Язьвы) — река в Российской Федерации, протекает в Пермском крае, Республике Коми. Шудья (приток Янчера) — река в России, протекает в Пермском крае, Кировской области, Республике Удмуртия. Нашлась интересная меточка в украинском языке. Фамилия Янчер произошла от украинского слова янчар, которое означает пастух молодых овец.

   С Язьвой ситуация весьма интересная. Потому что очень много рек со сходным названием: Яуза — река в Москве и Московской области, левый приток Москвы-реки; Яуза — река в Московской и Тверской областях, правый приток реки Ламы; Яуза — река в Смоленской области, правый приток реки Гжать. Яуза упоминается в летописи под 1156 годом как Ауза. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими словами — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Ага! Так ведь это Усиньш! Усиньш — в мифологии латышей покровитель лошадей. Усиньш возрождается каждую весну на холме. Он также связан с огнём и считается его «зажигателем», «хранителем». Он и солнце часто появляются в одних и тех же мифах и ситуациях. Его два сына-близнеца свидетельствуют о том, что ранее Усиньш почитался как пара коней, сопоставимая с парными коньками крыши. Вот кажется мне, что речь здесь идёт о Суоа-рахе (Сварог).

    Если Усиньш, то здравствуй, Уса! Уса (приток Волги) — река в Самарской области, Россия; Уса (приток Немана) — река в Минской области, Белоруссия; Уса (приток Березины) - река в Минской области, Белоруссия; Уса (приток Иртыша) — река в Тюменской области, Россия; Уса (приток Печоры) — река в Республике Коми, Россия; Уса (приток Томи) — река в Кемеровской области, Россия; Уса (приток Уфы) — река в Башкортостане, Россия; Уса (приток Кияука) — река в Ишимбайском районе Башкортостана; Уса (приток Варзинки) – река в Алнашском районе Удмуртской Республики; Уса — река в Смоленской и Брянской областях, Россия, приток Вороницы.

    Гидронимы с корнем Ус- встречаются на очень значительной территории, в бассейнах рек Неман, Березина, Ока, Десна, Волга, Печора, Енисей, Ангара и др. Это реликтовые наименования, сохранившиеся с самых древних времен. Каждый народ, который воспринимал древние имена от своих предшественников, приспосабливал их к собственному языку и видению действительности. Гидроним Уса в балтских языках соотносится со словами osis, uosis — «ясень», в восточнославянских диалектах с термином ус, уса — «коса, длинный полуостров, мыс», «ответвление», «приток», в мансийском языке со словом ус — «укрепленное возвышенное место, ограждение», в монгольском и бурятском языках с термином ус, усу, усан — «вода, река».

    В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента — уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских, этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» — относительно степного ираноязычного мира, аналогично одному из названий древних славян — анты «жители окраины» (не путать с (х)антами). Прежнее русское название — вотяки (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»).

    Чтобы окончательно прояснить ситуацию, придётся немного затронуть генетику. Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии: N 62.3%; R1b1b2 20.8%; R1a1a 17 %. Азиатская N и европейская (в данном случае, германо-славянская) R1. А это два очень далёких друг от друга начала, и в физическом, и в культурном аспектах. Но что интересно. Примерно та же картина наблюдается у прибалтов. Литва N 45%; R1b 5%; R1a 38%. Латвия N 40%; R1b 10%; R1a 40%; Эстония N 43%; R1b 8%; R1a 32%. Сравните с русскими N 15-30 (север)%; R1b 6%; R1a 47% и украинцами N 6%; R1b 4%; R1a 43%. Так что прибалты ещё более азиаты, чем мы, Русь.

    Почему я называю N азиатской гаплогруппой? Потому что когда-то у предков китайцев и угорских племён была общая гаплогруппа NО. А значит, и «папа» у них был один, общий. Напомню, что сейчас 7527 год от сотворения мира с Китаем. Однако примерно 30 000 лет назад из общего племени носителей NО выделилась праугорская N и пракитайская О. Учитывая, как китайцы сейчас относятся к уйгурам, о своём родстве они помнили едва ли дольше, чем современные прибалты!

    Гаплогруппа N1c1 двигалась на Балтику примерно 4 тысячи лет назад. На своем пути с Урала она разошлась на два потока, один направился на территорию современной Финляндии, прибыл примерно 2000-1500 лет назад, и имеет полное право называться финским, другой – в сторону Южной Балтики, прибыл раньше, примерно 2500-2000 лет назад. (Данные А. А. Клёсова). Где-то по пути они соприкоснулись с антами. Из этого соприкосновения вышли уже южные балты.

    Причём, более северный миграционный поток донес свою гаплогруппу N1c1 до территории современной Финляндии, а в более южном потоке и несколько более древнем, южно-балтийском, у кого-то из отцов-основателей проскочила мутация L550, в потомках закрепилась, и именно эти потомки в основном выжили среди южных балтов гаплогруппы N1c1. Но даже в этом случае Рюрик из рода руси балтом быть не мог. По определению.

    Что касается лужичан, то у них N1c1 отсутствует вообще. Украинцы в этом отношении тоже превзошли даже чистокровных ляхов (Украина N 1,3% (Львов); Польша N 5,8%).

    Интересная получается картина. Когда монголо-татары пришли на Русь, то и Русь не совсем была им чужой. А уж Литва и подавно!