Письмо шестнадцатилетней девушке

Рада Панина
Здравствуй, дорогая!

Я знаю, ты и не думала получить моё послание. Если честно, я и сама не особо верила, что мне удастся его отправить. Но жизнь - непредсказуемое поле возможностей, которое однажды может подбросить тебе шанс. И тогда… Может произойти чудо, если только ты найдёшь в себе смелость воспользоваться этим шансом. Поэтому в этот раз я нашла в себе мужество  воспользоваться козырной картой, которую благосклонно выкинула мне судьба.

Ну, давай знакомиться! Мне 40 лет. Почти в два раза больше, чем тебе. Меня зовут … также, как и тебя. Я пишу тебе из будущего - твоего возможного будущего, потому что у тебя несколько возможных сценариев развития судьбы. Сейчас ты словно стоишь у того самого камня на перепутье: направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь богатство найдёшь, а прямо пойдёшь - себя потеряешь.  И очень скоро ты сделаешь свой первый шаг, который определит тот самый путь, по которому ты двинешься в будущее, и, возможно, именно на нём ты встретишься со мной, вернее, превратишься в меня.

Ты спросишь - ну, и что с того? Что в этом плохого? Родная моя, в этом ничего плохого нет, и моё настоящее очень много обещающее и даже для многих завидное. Но стоя сегодня у первой черты подведения итогов, я понимаю, как нерационально прожила эти годы, как много жизненной силы потратила впустую. И ещё - я научилась ценить время, а потому мне хочется тебя предостеречь. Это письмо - сгусток моего жизненного опыта, который поможет тебе перепрыгнуть пропасти, справиться с переживаниями и сделать правильный выбор. Знай, я очень люблю тебя. И я пойму, если ты вдруг оттолкнёшь мою помощь, сочтёшь её грубым вмешательством в твою личную жизнь или же не увидишь в моих словах рационального зерна.

Я предвижу, что во многих случаях именно так и произойдёт. В любом событии участвуют всегда двое. И если шаг навстречу делает только один, то ничего не происходит. Шаг, как и сказанные слова, повисают в воздухе и, не подхваченные, бесследно исчезают в бесконечности бытия. Изменение происходит, если оба участника делают жест навстречу друг другу. Это письмо - мой жест к тебе. И теперь выбор за тобой: ответить на него или остаться безучастной. Я приму любое твоё решение. Я пойму, если ты не сможешь иначе. Ведь я пишу тебе, потому что не смогла промолчать, потому что не могу иначе…

Всё сложится само собой...
Доверься Потоку…
Всё предопределено…
Даже в гороскопе это указано…
Жизнь сама расставит всё на свои места…

Знакомы ли Тебе эти фразы, милая? Как Ты думаешь, зачем я поставила после каждой многоточие? Представь, что это надписи, сделанные на мокром песке на берегу океана. Одно дыхание, и он легко поглотит эти выведенные кем-то письмена. Слушай его дыхание. Видишь белую пену, которая осталась на месте сделанных надписей? Теперь она одержала верх над незыблемыми канонами, записанными на жёсткий диск Твоего сознания. Она дала Тебе свободу. Избавила от ненужного груза.

Представь себе ситуацию. Умная, симпатичная девочка, выигравшая пару олимпиад по математике, попадает в класс со специализацией физмат. Назовём её Ольга. Последние годы школы: всё свободное время посвящено математике и физике, но всё чаще к ней приходит желание изучать языки. Её завораживают китайские иероглифы. Когда они попадаются ей на глаза, она будто бы выпадает из реальности, обнаруживая себя в какой-то незнакомой сказке. Её будоражат французские звуки, приводят в трепет всё её существо. Она мечтает о Гранд Каньоне в Америке. И всё это не вписывается в сегодняшнюю картину её мира. Она пытается говорить об этом с родителями, но рациональные родители умеют приводить логические доводы, которые Ольга не в состоянии опровергнуть: «ты столько лет посвятила математике, нужно обязательно продолжать», «тебе будет трудно догнать тех, кто занимается языками с младших классов», «у тебя нет времени переучиваться - на носу ЕГЭ». Девушка пытается сопротивляться убеждениям, но разум ещё юн и зелен, чтобы сражаться за самого себя со сторожилами жизни. Она сдаётся.

Высокие баллы по ЕГЭ. Открываются двери лучших ВУЗов страны, Ольга оказывается в Москве. С первых дней учёба захлёстывает, занимает все мысли и время, она поддаётся потоку. Проходит несколько лет. В ней уже проснулась некая гордость из-за своих глубоких знаний, которые она добыла нелёгким трудом. Но вот однажды она оказывается на Воробьёвых Горах одна. Подруга, с которой они договорились встретиться, задерживается. К ней подходит обаятельный молодой парень и начинает что-то спрашивать по-французски. Звуки словно проникают сквозь её кожу, прокатывая по телу нежную волну. Она улыбается, но не может сказать незнакомцу ни слова. А в сознании оживает Память, которую давно схоронили за железной дверью. И вот, словно выпив живой воды и вновь обретя силу, Память поднимается во весь рост и срывает железную дверь с петель. Ольга вспоминает, как сильно ей нравились языки, как они манили и волновали её кровь, и как она не пошла на их зов. Из глаз неожиданно мощным потоком прорывается водопад слёз. Что же она наделала? Парень исчезает, не получив ответа на свой вопрос. Рядом появляется подруга. На вопрос «почему она плачет» девушка пытается описать только что накрывшую её волну из смеси эмоций, воспоминаний и ощущений. Рассказ её сбивчив, не строен и лишён всякой логики. Подруга пытается что-то понять, а поняв основную мысль, начинает высмеивать нелепые высказывания Ольги.

«Неужели ты готова бросить бауманку из-за какого-то француза, бросившего тебе на улице пару фраз? Да, ты в себе ли? И вообще, ты представляешь, сколько сил тебе придётся затратить, чтобы оказаться на его дорожке? Ты не в бассейне, дорогая!»

Доводы подруги приводят Ольгу в себя, действуя, как ушат ледяной воды. Она перестаёт плакать. Её логический ум берёт, наконец, верх над эмоциями. Да, теперь уже поздно что-то менять. Она заплатила слишком высокую цену за те знания, которыми теперь обладает. Жизнь устремилась по определённому руслу, и менять его - просто нет смысла: слишком много сил будет на это потрачено. И Ольга продолжает плыть по течению, сберегая свои силы.

Вскоре двери Университета закрываются, Ольга вступает во взрослую жизнь. Я сказала «двери закрываются»? Да, нет. Если захочешь поступить в аспирантуру, то можно остаться. Ольга остаётся. Ей кажется, что она ещё не всё ухватила, что она способна на большее. Вскоре ей встречается замечательный парень. Всё идёт как нельзя лучше - жизнь добра к ней и благосклонна. Но вот она внезапно обнаруживает, что беременна. Паника. Слёзы - кажется, что ребёнок помешает достичь чего-то важного в жизни. Свадьба. На год аспирантура заброшена: беременность, рождение ребёнка. Суета засасывает так, как засасывает пыль новенький пылесос, глотая заодно с пылью  и все мелкие выроненные нечаянно вещицы. Время, словно маленький коврик, кто-то ловко выдёргивает из-под ног - теперь каждая минута посвящена дому, ребёнку, мужу. Аспирантура кажется уже чем-то заоблачным, нереальным, из мира фантастики. Она откладывается сначала на год, потом ещё на один…

Потом рождается второй ребёнок. Ольга физически выпита, её нервная система на пределе. Через два года после рождения второго ребёнка Ольга правдами и неправдами выходит на работу. Её берут преподавателем в Университет. По-началу ей нравится её работа - она рада отвлечься от опостылевшей ей рутины, забыться, окунуться в океан бурлящей энергии молодёжи. Но проходит год и ей становится скучно. Сначала она списывает своё опустошённое состояние на усталость. Потом на дальние расстояния Москвы. Потом на большое количество времени, которое приходится уделять детям. «В конце концов с каждым происходит подобное», - приходит она к мысли, которая успокаивает её, и она словно засыпает, стараясь приноровиться к нелюбимой работе и смириться с рядом необходимостей. Нелюбовь к работе углубляется, но в своём сомнабулическом состоянии, Ольга не способна осознать тех процессов, которые в ней происходят. Срабатывает механизм защиты, который мозг применяет в подобных опасных ситуациях. Жизнь плавно течёт своим чередом. Пока…

В университет приезжает группа китайских преподавателей. Готовится большая конференция. Университет бурлит. Какие-то новые энергии разливаются по знакомым коридорам. Неожиданно Ольге предлагают принять у себя одного из преподавателей: женщину из Пекина. Ольга польщена оказанной честью и удивлена одновременно. Муж соглашается принять китайскую гостью. Ли появляется в их доме. К счастью Ли сносно говорит на русском. Ольга часами беседует с ней о Китае, о их быте, семье, языке и ещё бог весть о чём. Через несколько дней её охватывает какое-то сильное чувство. Она не может уснуть. А на глаза беспричинно наворачиваются слёзы.

«Ну, и дура же ты, Оля, - говорит она сама себе, - плачешь без всякой причины. У тебя же всё хорошо. Всё сложилось как нельзя лучше: и семья, и дети, и работа.» Но на сердце женщины скребут кошки. Будто она где-то ошиблась, будто совершила промах. Вспоминается школа, как она хотела бросить математику и пойти на ин.яз. Вспыхивает образ француза в толстом мохнатом шарфе. Какая-то струна внутри натянута до предела. И ничто не помогает ослабить это натяжение: ни утренний кофе, ни взятая ни с того ни с сего дымящаяся сигарета подруги, ни долгое гуляние с детьми в парке. Мозг свербит одна надоедливая мысль: «надо было что-то менять, но теперь уже слишком поздно.»

Знаю, милая, ты можешь начать приводить мне много примеров отважных людей, сумевших изменить свою жизнь в преклонном возрасте. Я даже сама предложу тебе одну из известных историй.

Знакомься: Мэри Хобкинс, англичанка, всю свою взрослую жизнь ухаживала за больным мужем и растила четверых детей. И вот в 56 лет, находясь в больнице, после операции на ноге, она получает от своей дочери книгу Льва Толстого «Война и Мир». Книга, конечно же на английском языке. До этого момента Мэри не интересовалась русской литературой. Но в больнице произошло чудо. Мэри проглотила толстенную книгу за три дня, но ей показалось этого мало. Она поняла, что читала только перевод книги. И ей захотелось выучить русский язык. Два года она колдовала над предложениями Льва Толстого - книга «Война и Мир» была взята в качестве учебника русского языка. Потом поступление в университет на факультет славистики, получение докторской степени в 74, перевод «Евгения Онегина»  в 80 и преподавание в университете в 92…. Эта женщина достойна всякого восхищения. Русский язык оказался её страстью, и она не упустила свой шанс. Даже будучи в возрасте 56ти лет. Она смогла «оказаться на нужной дорожке». 

А теперь, милая, оглянись вокруг. Сколько людей старше 60ти, которых ты знаешь, начали новое дело и счастливо им занимаются? Как много людей старше 90 лет ты знаешь? А сколько среди них тех, кто до сих пор работает? А теперь подумай: стоит ли опираться на подобные истории? Хватит ли тебе сил, мужества и мудрости начать жизнь заново, когда морщины исполосуют твоё нежное лицо? Когда по утрам у тебя, возможно, начнутся приступы повышенного давления, а коленные суставы начнут давать знать о себе всё чаще. Сможешь ли ты преодолеть препятствия, которые нагромоздятся в тысячу раз выше тех, о которых твердили тебе родители в школе? Поверь, на это способен один из миллиона… Ты уверена, что этот один и есть Ты?

Учись слушать себя. Позволь себе получить разный опыт. Знакомься с новыми людьми. Не замыкайся на уже известном. Тебе всего 16. Возможно ты ещё не отыскала свою страсть. Откройся новым ветрам! Раскинь свои руки-крылья! И не печалься, если что-то пошло не так - время на твоей стороне.

Действуй!

Ставь дерзкие цели.

Не рассчитывай на то, что всё сложится.

Если понадобится, иди против течения.

Борись за свою яркую жизнь!