О деградации

Владиимир Замбоулаанаи
0. Вместо введения.
Начнём с простого. Допустим, кто-то опоясал земной шар проволокой длиной сорок тысяч километров; отрезал от неё кусочек и задаёт вопрос – прямой ли этот кусочек. Подавляющее большинство респондентов ответят положительно и будут неправы. Сказался недостаток  информации. Где-то перекликается с древнехиндустанской притчей о трёх слепцах, ощупывающих хобот, ногу и хвост слона. Чтобы дать правильный ответ, надо рассматривать предмет в комплексе. Это были вопросы из курса физики, на которые, хорошо постаравшись, можно найти ответ.
Немного сложнее явления, в т.ч. обществоведения в силу их неочевидности. Есть мнение, что человеческая цивилизация деградирует; есть и противоположное мнение. Можно ли за достаточно короткий промежуток времени (жизнь одного или двух поколений) сделать вывод, куда движется цивилизация? Попробуем на примерах из жизни и литературных.
1. Подвиг матери.
Точнее, не матери, а бабушки. Да какая разница – бабушка тоже мать, а любит внуков даже  больше родных детей.
У шестидесятисемилетней бабушки тяжело заболел двухгодовалый внук, видимо, пневмонией.  Какие в деревне в 1937 году могли быть лекарства, если даже сейчас эта болезнь считается серьёзной, и от неё умирают? (При всём нашем «это мы придумали Windows, это мы объявили дефолт».) Не было выхода, семья готовилась к неизбежному. И вдруг донесла людская молва, что в приграничное село соседней Монголии прибыл умелый знахарь-лама.
«Доберусь», - решила бабушка, собрала в дорогу харчи (много ли их унесёшь), металлические ложки-поварёшки (в оплату за труды знахарю – не было других ценностей), взяла посох (отбиться от волка), и двинулась пешком в длинный (150 км) и опасный путь, молясь своим буддийским божествам.  Следует отметить, что техническую неоснащённость пограничники компенсировали добросовестностью (а вдруг японские шпионы). В ползущую через границу старушку стреляли свои же, но, Слава Богу, не попали. Добралась бабушка до ламы, обменяла ложки на лекарство, так же нелегально вернулась и вылечила внука. Можно сказать, подарила жизнь. Внук вырос и многого добился.
2. О добросовестности врача. Примерно тогда же, там же.
Тяжело заболела восьмилетняя девочка. Нянечки, решив, что умерла, унесли и положили её в холодный сарай, заменявший мертвецкую. Есть подозрение, что детская смертность тогда была высокой и трагедией не считалась. Как, впрочем, и взрослая смертность. Умерла, да умерла. В сарай зашёл доктор-грузин, а девочка подала признаки жизни. Подхватил доктор девочку, унёс к нянечкам, дал нагоняй и стал лично выхаживать больную. Выыходил. Девочка выросла здоровой и сильной, и через всю жизнь пронесла уважение к суровому, но прекрасному горскому народу.
Кавказская пословица: «У себя на родине ты – посланец своей семьи. Вдали от родины ты – посланец своей родины».
3. По повести Б. Васильева «Завтра была война».
Девятиклассники зашли проведать своего уволенного (репресии) директора школы.
«Ребята, меня исключили из партии». Кто-то пытается улизнуть. Староста класса берёт директора за руку и запевает песню, которой он их когда-то научил – про красных кавалеристов. И подхватывают песню одноклассники, и возвращаются чуть было не смалодушничавшие. И  распрямляется старый солдат, будто через девчоночью руку переходит к нему их молодая сила и энергия. Загораются глаза директора, будто опять за его спиной рвущийся в бой эскадрон.
***
Умирает девушка – самая добрая, самая красивая, самая умная; не умея отречься от арестованного отца и не мысля себя выгнанной из комсомола, не выдержав авторитарного прессинга жестокой учительницы. Страшный удар испытали девятиклассники. (Надо было как-то помочь, поддержать; может, взять в свою семью – да кто знает, согласились ли бы родители – это же не щенка с улицы принести.) А назавтра пришла на их землю коваными сапогами война. И вчерашние дети взяли в руки оружие и пошли защищать Родину. И сгибли все почти смертью  геройской.
***
Великий народ был когда-то.
***
Что стало лет через тридцать с, ну, может, не всем народом, а его частью? Появилось множество антигероев, ополчившихся против одной девочки – вот кто настоящий герой! – описанные в книге В. Железникова «Чучело». (На зоне таких называют «один на льдине». Тяжко таким людям приходится.) Кто-то может назвать единичным случаем. В нашем школьном выпуске такие случаи тоже наблюдались. Десятый класс – время надежд, труда, первой влюблённости. А тут тебя травят толпой. Хорошо, если ты высококлассный единоборец – у таких людей проблем с «наездами» на порядок меньше. Но зато появляются другие проблемы, все не перечесть. И очень плохо, если ты не умеешь справляться с трудностями – депрессией, например. Так и до беды недалеко.
Это был уже другой народ. Почему? Вопрос.
***
А в девяностые это был ещё более другой народ, думается, хуже того, что был в семидесятые.
***
«… но есть надежда, Что будет полным наконец.» Кто это у нас? – Наше всё? Постараемся и там подумать.
Хочется верить в лучшее, и что-то делать для того, чтобы это лучшее приблизить. Только вот лучшее почему-то у каждого своё – это, помнится, ещё Аркадий Гайдар упоминал.
10.04.2019