Фильм Берегись автомобиля

Светлана Шакула
   Этот фильм – гениальная сатира на советскую действительность, где воровство процветало во всех сферах общества, в том числе и в высших эшелонах власти (прибалтийский пастырь с его рублями).
   Герой Баниониса – это также символ идеологических органов (комсомола и компартии), в кассу которых ежемесячно надо было платить членские взносы. В связи с этим ответ пастыря главному герою очень актуален:   
     – И вы верите в Бога?
     – Все люди верят – одни верят, что Бог [коммунизм] есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое – недоказуемо.

   А главный герой картины, Юрий Деточкин, – это символ ЮРОДИВОЙ советской идеологии, которая на словах проповедовала социальное равенство и построение коммунизма (наш паровоз, вперёд лети!), а на деле не могла обеспечить людей самым необходимым! И дефицит товаров порождал воровство и спекуляцию, причём не только в материальном плане, но и в моральном – достать хорошую книгу (не говоря уже о том, чтобы купить!), было просто невозможно!.. (1) 

   Поэтому самым правильным героем фильма «Берегись автомобиля» стал не обаятельно-дружелюбный следователь, и не Деточкин с его театральной самодеятельностью, а герой Папанова, который работал не на государство, а на себя!.. Именно такие люди, понимающие толк в рыночной экономике, начали выводить страну из кризиса в конце 1980-х, но КАК этот вывод осуществлялся – это уже другой вопрос…   

   Название фильма «Берегись автомобиля» означает – «берегись богатства материального, если нет богатства духовного», потому что обывательщина раздавит, несмотря ни на какую идеологию!..
   Именно это и хотели сказать авторы фильма, именно это и привлекает современных зрителей, именно это и дарит огромную радость – радость НАСТОЯЩЕГО сатирического искусства!..
   ______________

   (1)  Ситуация с книгами через десять лет, в конце 1970-х, абсолютно не изменилась, о чём свидетельствует запись в дневнике Дворжецкого: «Митька однажды завёлся, по делу, в книжном магазине. Где, кричал, книги?! Где русские писатели? В России могло не быть селёдки, мяса, чего угодно, но писателей всегда хватало!.. А правда, под огромной надписью «Отдел художественной литературы» стояли книги с речами Брежнева, «Комсомольский характер» (кто написал это и не запомнишь сроду), ещё какой-то Сюнь-Юнь… А где же Пушкин, Гоголь, Вересаев, Лесков, Чехов, да мало ли?! Смех один!.. Баба какая-то подошла, говорит: «Если бы что хорошее было, я бы тоже купила!»