Кругозор и ВПР

Борис Миловзоров
Сегодня на прогулке с внуком я узнал, что такое ВПР: всероссийская проверочная работа. По рассказу Артёма я понял, что в неё входят почти все предметы: математика, русский, история,  английский, биология и даже музыка. Я переспросил.
- Да, - серьёзно кивнул внук, - и музыка тоже.
- Что же у вас будут там проверять? – удивился я. – Неужели ноты?
- Нет, не ноты. Мы на уроках поём в основном.
- Ну, не петь же вам на этой ВПР!
- Про композиторов будут спрашивать.
- А ты кого-нибудь из русских композиторов знаешь?
- Ну-у… - многозначительно потянул внук и честно сказал: - Не очень.
Пока гуляли, я принялся ему рассказывать про русских композиторов. Начали с Чайковского. Артём кивнул, мол, слышал.
- А какие его произведения знаешь?
- Хм, - задумался внук, - одно точно знаю, название забыл.
- Лебединое озеро?
- Точно! Мы его на уроке пели.
- Пели? – удивился я. – Это же балет. Может быть из «Евгения Онегина» или «Пиковой дамы»?
Артём пожал плечами. Пришлось рассказать ему краткое содержание «Пиковой дамы», намекая, куда заводит роковое пристрастие к играм. Внук внимательно выслушал, кажется, его впечатлил трагический финал, спросил про «Онегина». Я в подробности вдаваться не стал, мол, про любовь опера, на том интерес и иссяк. Не очень заинтересовала его и опера Римского-Корсакова «Садко».
- Артём, ты хоть слышал про Садко? Фильм ведь такой есть, красочный, с приключениями в дальних странах.
- Нет, - вполне равнодушно ответил внук.
Кажется, он явно не собирался искать этот фильм в Интернет-кино. В наше время он нам нравился. Решил рассказать ему про оперу Глинки «Жизнь за Царя». Мол, был такой русский герой, увел врагов в леса. Артём оживился.
- А, это тот, что с самолёта в лес попал и долго к нашим полз?
- Нет, что ты, это ты про Отечественную войну говоришь, а я про 17 век, 400 лет с лишним разница. Но молодец, - вполне искренне похвалил я внука, - что про героя лётчика с перебитыми ногами помнишь. Про него есть книга «Повесть о настоящем человеке» и даже написана опера композитором Прокофьевым, но вряд ли вы проходили её на уроках музыки. Я тебе про Ивана Сусанина говорил…
- О, помню! К нему поляки пришли и начали про русскую базу спрашивать, а он их в лес завёл, а назад не вывёл. Они его расстреляли, а сами сгинули.
- Точно, молодец.
В итоге мы договорились, что русских композиторов ещё поизучаем, так как это полезно для культурного кругозора. Я с умным видом заметил, что знание великих русских композиторов даже важнее, чем пестики и тычинки в биологии, и внук со мной охотно согласился.

А потом я пришёл домой и посмотрел ВПР за пятый класс, всего четыре предмета: История - 16 апреля, Биология - 18 апреля, Математика - 23 апреля, Русский язык - 25 апреля. И никакой музыки.

Но всё равно полезная беседа была, и для меня и для внука.

Иллюстрация из Интернета