Информация и Обыватель

Виктор Гранин
    Замечаю за собой - всё меньше  сознание  моё возбуждают сигналы, идущие  непосредственно от матери нашей - природы, всё более замещаясь информацией о ней, препарированной передатчиком корыстным откровенно, корыстным невольно, и корыстным ангажировано. Да только что за беда? - когда природа дикая ещё жива, и от этой о ней информации ей большой беды нет.

     Другое дело - природа человеческих отношений. Оставив за рамками этой публикации текущий момент, испытываю, как явный обыватель, потребность выразить своё отношение к информации об функционировании потоков информации о жизнедеятельности общественного организма в историческом процессе. Мне близко определение о времени бытия, как доминирующем прошлом. В самом деле: настоящее  -есть мгновение  перехода от прошлого к будущему. Если будущее сколь угодно предсказуемо, да бывает угадано в редчайших случаях, то уж о прошлом что гадать? Оно было уже. И оставило мириады артефактов - бери, группируй, анализируй, в надежде что приобретённый опыт даёт шанс корректировать будущее в тренде благополучия.

Но.

    Но эта-то информация и есть бездонный источник каких угодно спекуляций. Собственно душа человека и питается её миазмами. Почему? Не потому ли, что искажение реальности - лучшая пилюля для воспаленной совести (оказывается до конца не изжитой  собственным стремлением к душевному комфорту).
    Информация, да - не дубина; и, да - не нож; и даже не револьвер. Ничем убийственным тебе не угрожает, если ты немножко да напряжёшь свою способность анализировать прошлое, выкладывая её на матрицу элементарного своего опыта жизни среди людей.

    Много ли в твоём окружении есть людей легендарно геройского свойства, и много ли людей чудовищной низости и злодейства?
    Вот человек, который только, что - за бутылкой водки - ударом ножа вскрыл кишечник своему визави. Воспринимается ли он, с которым ты  близко знаком годы, как монстр смерти?
    Или вот человек, только что пришедший с работы, где,  в узости тонкого крутопадающего угольного пласта, ползая там как червяк на километровой глубине земной толщи, выставляя  на выработку крепь и монтируя бар проходческого комбайна. Этот человек, вернувшийся только что из ада -он воспринимается ли тобой как герой?
    И одновременно ты исполнен негодования, когда некто отзывается о человеке, облетевшем за час вокруг земли, как об элементарном дрессированном существе, вроде собачки.
     Конечно, тот космонавт не совсем собачка. Но вот герой ли он - покруче шахтёра, или скотника, или рыбака  на сейнере, или шофёра на зимней трассе, который через пару часов запросто замерзнет, просто потому, что двигатель заглох?

    Читатель, если у тебя есть отдельный ответ по этим персоналиям, то дальнейший наш разговор не будет продуктивен.
 
    И уж тогда мне остаётся убедиться, что да, апология героического, основанная на навязчивой информации есть неприятное во всех отношениях элементарное предательство сущности человека, пусть бы это был даже заурядный обыватель.

09.04.2019  21:40:44