Жизнь без морали Фантастика Часть 7

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь без морали
Фантастика

Часть 7

Как солнца ждём в любое время года,
Так и любовь в любом возрасте ждём.
Не спрашивая, какая сейчас погода,
Когда влюблённым хорошо вдвоём...

    Все вместе возвратились в свои пещерные покои, там опять был накрыт стол – женщинами, которые занимались только едой.
   На столе стоял большой чан с борщом – как я потом поняла, это был зелёный летний борщ из различных трав: крапивы, свекольной и морковной ботвы, листьев одуванчика и разного всего, чего я ещё не знала. Наливали обыкновенной железной кружкой брандахлыст* каждому в железные миски, мне почему-то показалось, что они серебряные или же... На столе стояла большая банка с широким отверстием, наполненная сливками из козьего молока для заправки, а в банке – резной деревянный половник.
   Каждый подходил и набирал себе, сколько он хотел, в миску, затем ложку сливок, брал два кусочка хлеба, ложку и садился туда, где ещё можно присесть. Потом донесли и оладий-творожников, положили на стол и вышли. Сегодня уже поняла: здесь едят только два раза в день – утром и вечером, но я считала, что это нормально, я не ощущала голода. Борщ весенний – мне он не очень понравился! Некоторые подходили и наливали добавку – это не воспрещалось.
   Пока ела, всё время посматривала на шторку: я так хотела снова увидеть Владимира! Неужто я скучала?.. Любовь подростка! И здесь ничего не сделаешь. Именно в этом возрасте можно ошибиться и наломать дров или же выйти замуж и прожить с любимым всю жизнь, а как будет у меня? Так думала я, когда послышался голос Владимира:
– Клавдия Константиновна, можно с Любаней погулять?
   Опять, как и вчера, она мне махнула рукой, и я пулей выскочила за шторку, а он, держа меня крепко за руку, повёл вглубь пещеры, водил по лабиринтам, путь освещали лучины, подвешенные на каменных стенах.
   Прошли достаточно много и оказались в просторном зале. Удивлению моему не было конца: мы находились в сланцевой пещере; пол как будто бы мраморный, стены такие же, и в стенах картины из сланцев-камней, изображающие сцены из жизни святых и богов.
– Здесь будем свадьбу гулять! – с холодноватым блеском в глазах от счастья сказал Владимир, когда увидел моё изумление. – Не удивляйся, это сделано не нами, всё оставлено здесь после войны. Правда, говорят, сам Гитлер здесь заседал, вершил свои дела, но я не верю сплетням.
   Так как я была художественная натура, мне хотелось посмотреть каждую картину в отдельности, и я остановилась у одной из них, онемев от восхищения.
– Это Жития 12 Апостолов. Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга», то есть апостолы были посланниками, слугами Христа, – тихо сказал Володя, но, так как зал был большим, голос его отдался эхом, я аж захлопала своими ресницами.
   А он продолжал:
– Копия картины Леонардо да Винчи «Та;йная ве;черя» – знаменитая фреска итальянского художника Леонардо да Винчи. Фреска создана в период 1495–1497 гг. в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане. В истории живописи открывает эпоху Высокого Возрождения. На фреске изображён Иисус Христос и апостолы. Автопортрет в середине – в виде Иисуса Христа. Ты хочешь пройти дальше или же остановимся здесь?
– Сколько ты знаешь! Извини, Володя, можно остановимся здесь? Я когда-то была в Ленинграде в Третьяковской галерее, и вместе с родителями мы за два дня прошли словно ветер по всем залам, я ничего не запомнила, но здесь всё настолько доступно!..
   Я стояла долго, рассматривая детали картины, мне уже было безразлично, что вся эта красота расположена в пещере, и я уже без колебаний хотела сказать, что буду жить с ним здесь, даже кричать об этом! – но ещё стеснялась его. Он был старше годами, серьёзным, сильным, со своим своеобразным характером... Он стоял позади, никуда не двинулся, позволяя мне полностью насладиться увиденным, а после этого я сказала ему тихо:
– Спасибо!
– Ты хочешь остаться дальше смотреть или же?..
– Нет, не хочу, пускай по одной картине в день, но насыщенно, как сегодня. Лучше пойдём обратно, выйдем из ущелья на воздух, так мне понравилось вчера смотреть на звёзды, на луну! Они как будто бы разговаривали со мной!
– Пойдём, но сегодня дождь, ты не боишься намокнуть?
– Нет, не боюсь, я очень люблю весенний, летний дождь.
   Он вновь крепко берёт меня за руку и ведёт к выходу из пещеры. Как будто бы знакомая дорога, но не видно ни луны, ни звёзд. Лил дождь стеной, закрывал выход, так что и не выйти. Молния блестела, разрезала небо, освещала наши радостные лица, как будто бы стремясь прошить воздух, плетясь ажурною нитью. И вдруг утихло всё – ливень перешёл в слегка накрапывающий дождик. Мы вышли – и он совсем перестал.
– Свежо!
– Тебе холодно, Любаня?
– Нет, мне хорошо. Это то, чего мне не хватает... – потом я как бы опомнилась: ведь я же могу обидеть его такими словами. Хотела добавить что-то, но он опередил:
– Я тебе обещаю, будет у нас семья и заживём мы вместе на земле, как и все люди. Правда, наши старейшины ищут, куда нам податься, но здесь нам было неплохо.
– Мне тоже нравится, живёте вы коммуною, всё бесплатно, живи и работай, всё сообща, для тебя всё делают. Мне только непонятно: откуда столько золота и серебра, драгоценных камней?..
– Я думал, что Наталья тебе рассказала... Эти места были во время войны оккупированы немцами, и, видно, когда они бежали, то не успели забрать всё с собой, оставили здесь в пещере целый склад награбленного, так оно и досталось нам.
– Я думаю, что вы должны были сдать это государству, а лишь 25 % вам...
– Ты права, от всего, что здесь было, это всего 25 %, а остальное отдали государству, но попросили 25 % не деньгами, а товаром. Долго торговались, но всё же нашу долю оставили товаром. Деньги – это просто бумага, и в этом я убедился.
– Не знаю, может быть, ты осудишь, что я скажу, но это неверный путь. Зачем искать новое поселение? – тем более что вы привыкли здесь жить.
– А как поступить?
– Я думаю, продать многие украшения, которые вы сделали, и построить в долине каждой семье дом, все одинаковые, как у вас было на хуторе, согласовать постройку с администрацией района, а пещеру оставить за собой, но использовать как музей. Помню, я была с родителями в Польше и видела музей под землёй, а у вас он вообще в пещере! – значит, и туристов будет много со всего мира, вы же создадите вдобавок столовую и будете их кормить – это большие заработки. Ваши люди заживут нормальной жизнью! Дети будут ходить в школы.
– Я согласен с тобой, но как же другие? Об этом нужно говорить на собрании, давай не спешить. Пока ты здесь никто, как только сыграем свадьбу, то будем поднимать этот вопрос. Ты мудрая, окончила школу, – но сможешь ли ты одна переубедить людей, ведущих привычный образ жизни сколько себя помнят?!
– Я смогу, если ты мне поможешь, один в поле не воин. И ещё вдобавок мы не знаем, каковы окажутся последствия взрыва и коснутся ли они этой стороны горы... Воздух везде одинаков, и, на сколько поднялись и осыпались радиоактивные вещества здесь, мы пока не знаем.
– Ты права... Пора возвращаться, опять утром работа!
– Я люблю работать. Мои родители умерли, и я осталась одна с бабулей, вот и работала, и училась, и за бабушкой смотрела.
– А помощь?
– К сожалению, у нас помощи нет, каждый живёт как может.
– И ты хочешь, чтобы у нас создалось общество, где будет так же?
– Нет, не хочу. Я хочу смешать ваши отличные благородные качества и наши – умение приспосабливаться к жизни.
– Ты умница! Мне уже давно советовали женился, но я выжидал именно такую, как ты, Любаня. Однако же среди нас тоже достаточно шепотников**, так что делись всем только со мной, никому не рассказывай пока! – и он опять подошёл ко мне и поцеловал, как вчера. Я поняла: мы должны прощаться до завтра, так и произошло. Крепко держа меня за руку, Володя довёл меня до шторки в нашу опочивальню, и я забралась на свою постель. Наташа меня не ждала, было тихо, только изредка слышались свист и нежное женское похрапывание.
   Постель, к моему удивлению, была прежней – из соломы. Я догадалась, что новую шили сегодня к свадьбе. Не успела положить голову на подушку – сразу же заснула...

   Проснулась утром, когда народ уже бил ложками о миски. Наталья помахала мне рукой, я поняла и быстро спустилась. На её плече были два полотенца, и, как я поняла, часть девушек шла к водопаду купаться. Наталья опять сильной хваткой взяла меня за руку, и мы скоро оказались у водопада, где женщины, уже успевшие обмыться, возвращались обратно – складывали тазики один в один.

_______
* Брандахлыст – жидкий плохой суп, а также вообще плохая жидкая пища, питьё, бурда.
** Шепотник – клеветник, ябедник, наушник.