Поэты, поглощённые войной - Леонид Шершер

Варакушка 5
            





            Ветер от винта

     Как давно нам уже довелось фронтовые петлицы
     Неумелой рукой к гимнастёрке своей пришивать.
     Золотые, привыкшие к синему птицы
     По защитному небу легко научились летать.
     Хоть клянусь не забыть - может, всё позабуду на свете,
     Когда час вспомнить мне о прожитых днях подойдёт,
     Не смогу лишь забыть и крутой и взволнованный ветер
     От винта самолёта, готового в дальний полёт.

     Не сумею забыть этот ветер тревожной дороги,
     Как летит он, взрываясь над самой моей головой,
     Как в испуге ложится трава молодая под ноги
     И деревья со злостью качают зелёной листвой.
     Фронтовая судьба! Что есть чище и выше на свете?
     Ты живёшь, ощущая всегда, как тебя обдаёт
     Бескорыстный, прямой, удивительной ясности ветер
     От винта самолёта, готового в дальний полёт.

     Тот, кто раз ощутил его сердцем своим и душою,
     Тот бескрылым не сможет ходить никогда по земле,   
     Тот свой век называет своею, счастливой звездою
     Пятикрылые звёзды на синем , как небо, крыле.
     И куда б не пошёл ты  - он всюду проникнет и встретит,
     Он могучей рукою тебя до конца поведёт,
     Беспощадный, упрямый в своём наступлении ветер
     От винта самолёта, готового в дальний полёт.

     Ты поверь мне, что это не просто красивая фраза,
     Ты поверь, что я жить бы, пожалуй, на свете не мог,
     Если б знал, что сумею забыть до последнего часа
     Ветер юности нашей, тревожных и дальних дорог.
     А когда я умру и меня повезут на лафете,
     Как при жизни, мне волосы грубой рукой шевельнёт
     Ненавидящий слёзы и смерть презирающий ветер
     От винта самолёта, идущего в дальний полёт.

     1942


            В ДЕНЬ ПОБЕДЫ

     Да будет весёлым день нашей Победы!
     Мы снова сойдёмся в круг -
     Друг налево и друг направо,
     И прямо напротив друг.

     Когда этот час неизбежный настанет,
     Я встану, подняв стакан:
     "Не все здесь с нами. Одни убиты,
     Лечат других от ран.

     Но я от имени всех живущих
     И тех, кто погиб в бою,
     В слове простом и взволнованном слове
     Прославлю страну мою.

     Что я скажу, как сумею найти я
     Лучшие в мире слова!
     Я даже не крикну, а тихо скажу вам:
     Да здравствует наша Москва!"

     Мы в окна посмотрим - увидим: снова
     Звёзды горят на Кремле,
     Весна начинается, пахнет весной
     По всей молодой земле.

     Вот они школы, где мы учились
     Сквер, куда шли гулять.
     Вокзалы, с которых мы провожали,
     Зовут нас теперь встречать!

     А если мне суждено в сраженьи
     Погибнуть до этого дня -
     Ты тогда поднимись со стаканом
     И это скажи за меня.

     Сделайте всё, что я не успею
     Сделать в моей стране.
     А любимую пусть никто не целует,
     Пусть помнит она обо мне!

     1941



            ДЕВУШКА ПЛАЧЕТ

     Девушка плачет, плачет сухими слезами,
     Непрошеный ветер играет её волосами.
     И ветка не к часу шутливо касается шеи
     Мохнатой, недоброй, колючею лапой своею.

     Девушка плачет и держит конверт голубой,
     Написанный чьей-то чужой, незнакомой рукой...
     И ветер всё шутит, играет её волосами,
     И девушка плачет, плачет сухими глазами.

     1940


               *******

     Мне кажется сейчас, что знаю я
     Всех, кто живёт в моей большой стране.
     Я знаю их в лицо, я знаю голос их.
     Я подойду к окну - и слышу далеко,
     Я выйду в поле - вижу далеко,-
     И всюду близкие мои живут.
     Как выросла сейчас моя семья,
     Как возмужала. Как окреп народ.
     Сироты есть уже. Но сколько рук,
     Готовых взять их, вынянчить, согреть.
     Есть старики, чьих сыновей уже
     Сразила пуля злая наповал.
     Но твёрдою и верною рукой
     Благословляют младших сыновей.
     Девчонка, столько раз сводившая с ума
     Мальчишек, столько раз
     Казавшаяся нам пустой,
     Ведёт в атаку взвод
     И падает в крови. И полк стоит
     Стоит над ней, склонив знамён высокий шёлк.
     И плачут мальчики, которых столько раз
     Сводила эта девочка с ума.
     И мы, пожалуй, только лишь сейчас
     Вдруг узнаём, кто с нами рядом жил,
     Кого встречали мы, спросив: "Ну,как дела?" -
     И уходили прочь. Как мы могли
     Не чувствовать, не замечать, не знать!
     Нельзя жалеть любви нам для друзей,
     Нельзя, нельзя судить по мелочам.
     Как ошибался я! И только лишь сейчас
     Мне кажется, друзья, что знаю я
     Всех, кто живёт в моей большой стране.

     1941


В Одессе в 1916 году родился Леонид Рафаилович Шершер. Стихи писал с детства.
Учился на филфаке в Москве.

В армию был призван в 1940 году в артиллерийский полк, из которого попал в театр
Красной Армии. Сотрудничал в газете, посылая стихи и репортажи с мест событий.

Стрелком-радистом летал, чаще всего, в боевом экипаже дважды Героя Советского Союза
А. Молодчего, который одним из первых прокладывал дальние рейды в тыл врага.
Бомбил военные объекты.

Экипаж погиб в полёте, выполняя боевое задание, 30 августа 1942 года.

До гибели Леонид Рафаилович успел написать и мирные стихи.



           *****

     Видишь брызги на окне,-
     Это очи светятся.
     Гулко бродят в тишине
     Звёздные Медведицы.

     Я не знаю, сколько их
     В этой звёздной бездне.
     Лишь мечтаю про твои
     Тёплые созвездия.

     И возможно, как-нибудь
     Синелунным вечером путь,
     Я по ним узнаю путь
     Чтоб дойти до встречи нам.

     7 ноября 1935
     Москва





 
            ТЫ

     Широколистные клёны с ветвей осыпают лето,
     Первой хрупкостью льдинок утро встречает пруд,
     Над миром, маем умытым, над миром, июнем согретым,
     Августовские созвездья, в ручьях, не дрожа, встают.

     Осень. В такое время хочется выйти к двери
     И первому встречному ветру вылиться через край.
     Но он, не поняв, уходит, а может быть, не поверив
     И не сказав, расставаясь, ласково "прощай".

     За эту весну и лето мы старше и выше стали,
     Но мы пронесли под солнцем солнечную мечту.
     В глазах твоих серых вёсны ни разу не отцветали,
     И лето в твоих улыбках, и в первом ещё цвету.

     Мы снова с тобою вместе, мы снова с тобою рядом.
     Долго или недолго не виделись мы с тобой,
     Ведь, кроме тебя, дорогая, мне очень немного надо:
     Работы, стихов и неба, не вянущего зимой.