Партия 2017 г. КМИ. Чел-к из верхнего палеолита

Александр Корень
Партия 2017 г. 1.3. Конспекты по мировой истории.. Человек из верхнего палеолита.

Выборки из текста Энциклопедии :

... Неандертальского человека повсюду, где найдены его останки, в верхнем палеолите сменяет человек современного типа. По строению тела и внешнему облику люди верхнего палеолита принципиально уже ничем не отличались от людей нашего времени. Особенно важно, что их руки уже были способны выполнять самые различные, в том числе весьма сложные, трудовые действия.

Их мозг, судя по строению черепа и слепкам его внутренней полости, тоже не отличался от мозга современного человека. На этом основании людей верхнего палеолита, в отличие от более древних людей, обозначают общим наименованием «разумного», т. е. мыслящего, человека (Homo sapiens).

.. произошли существенные перемены в высшей нервной деятельности человека. Люди верхнего палеолита, несомненно, мыслили неизмеримо лучше, чем неандертальцы.
 
Передовой наукой с полной ясностью установлено, что непосредственными предшественниками и предками людей современного типа были неандертальцы

... Доказательствами этого положения служат следующие факты.
Во-первых, не существует ни одного местонахождения, где бы останки кроманьонцев  залегали в более древних, чем неандертальские, геологических слоях или в слоях, одновременных с теми, где были найдены неандертальцы.
 Во-вторых, неизвестно ни одного случая, чтобы кости неандертальца были обнаружены вместе с каменными орудиями, характерными для верхнего палеолита.
 В-третьих, по своему физическому облику неандертальцы были более развиты, чем синантропы, но значительно более архаичны, чем кроманьонцы.
 В-четвёртых, люди, сходные по многим основным признакам с неандертальцами Западной Европы, были обнаружены на огромном пространстве Восточного полушария, везде, где в силу географических условий было возможным существование и распространение палеолитического человека — в Европе, в Северной, Восточной и Южной Африке, в Передней и Средней Азии, в Юго-Восточной Азии; таким образом, неандертальцы не были какой-то местной формой, но повсеместно предшествовали кроманьонцам.
В-пятых, известны и детально изучены настоящие переходные формы от неандертальца к современному человеку.

Таким образом, можно считать установленным, что человечество в целом прошло в своём развитии неандертальскую фазу.

Замечательным по яркости доказательством перехода от неандертальца к человеку современного типа явились костяки мустьерского времени, обнаруженные в палестинской пещере ЭсСхул, на горе Кармел. В них наглядно сочетаются как древние неандертальские черты, так и признаки, характерные уже для современного человека. 

Не меньшее значение, чем отмеченные особенности черепа палестинских неандертальцев, имеют с точки зрения эволюции человека и такие признаки строения его тела, как устройство позвоночника и стопы. Признаки эти сближают древних палестинцев с современным человеком и

В целом область, где в основном протекало становление современного человека, охватывала, по-видимому, достаточно обширную территорию в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, а также в Крыму и на Кавказе.

В то же самое время, по-видимому, группы древнейших людей неандертальского типа, обитавшие в менее благоприятных для взаимного контакта условиях вымерли бесследно.
 

О закономерности неандертальской фазы в эволюции человека свидетельствует не только повсеместное сочетание мустьерских находок с останками неандертальцев, но и наличие таких переходных памятников, как верхний слой ТешикТаша в Узбекистане, стоянки АбриОди во Франции, пещеры на горе Кармел и на Кавказе, в мустьерских слоях которых есть уже орудия, имеющие черты близости с верхнепалеолитическими. Памятники эти показывают, как из мустьерской культуры вырастает более совершенная—верхнепалеолитическая.

Причину возникновения человека современного типа следует искать в ходе развития трудовой деятельности коллективов мустьерского времени. Это превращение было закономерным развитием существа с меньшей способностью к членораздельной речи, с менее совершенным мозгом в новое существо, организм которого был лучше приспособлен для более развитого коллективного производства и для более сложной общественной жизни. Слепки внутренней полости черепа кроманьонцев свидетельствуют о более мощном разрастании у них по сравнению с неандертальцами передних отделов лобной доли, нижнетеменной области, височной доли.

В итоге всего этого процесса возник новый вид человека, создавшего такое общество, в условиях которого оказался полностью снятым закон биологического отбора как видообразующей силы. Тип Homo sapiens остаётся в основных чертах неизменным со времени рисского оледенения до наших дней.

 При этом постоянстве физического типа нового человека производительные силы человеческих коллективов росли с возрастающей скоростью, изменялись и производственные отношения. Вместе с Homo sapiens мы вступаем в тот период человеческой истории, когда прогрессивное развитие человека полностью освобождается от пережитков тех законов, которые господствуют в стаде животных; это развитие начинает уже целиком осуществляться по социальным закономерностям, неизвестным в животном мире, присущим только человеческому обществу.

В период становления человека современного типа начинают формироваться и современные расы.

На возникновение рас оказали влияние естественные условия жизни людей в первобытные времена, а также характерная для того периода разобщённость человеческих групп. Единству человечества как биологического вида, конечно, ни в коей мере не противоречит факт, что уже на этой ранней ступени развития человечества сложились локальные (местные) типы. Они отличались друг от друга по ряду второстепенных и несущественных признаков — выступание носа, высота переносья, размеры и форма нёба, цвет кожи, характер волосяного покрова и др. Эти же различия лежат и в основе деления ныне живущего человечества на расы.


Различают три большие расы человечества, начало сложения которых относят к верхнему палеолиту:
1) негроидно-австралоидную, или экваториальную, расу, к которой относятся, например, африканские негры, коренные жители Австралии;
2) европеоидную, или европейско-азиатскую, расу, к которой относится население Европы, Северной Африки, Передней Азии, Северной Индии, и
 3) монголоидную, или азиатско-американскую, расу, к которой принадлежит население Китая, Центральной и Северной Азии, Юго-Восточной Азии, коренное население Америки— индейцы.

Все эти расы связаны между собой переходными, промежуточными типами. Кроме того, каждая из них подразделяется на более дробные группы, отличающиеся между собой менее заметно. Следует подчеркнуть, что в ходе исторического развития расы постоянно смешивались и что в чистом виде расы не существуют.
 
Общая характеристика верхнепалеолитических орудий труда.
Отделка орудий стала более совершенной.
 
Впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов.

В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами.

 Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков — копьеметалки (метательной доски), представляющей собою стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка намного увеличивала тем самым силу удара и дальность

Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных, для изготовления деревянных и костяных изделий.

Оформление матриархальной родовой общины.

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

((( Интересное это дело: половые, брачные и семейные отношения. Интересное потому, что именно здесь и находится природа сохранения и развития жизни, и как отдельного человека, как семьи, рода - племени. Именно они в первооснове и формируют социум, который будучи создаными организуется и управляется через формирование институтов власти с функцией надсоциального превалирования. Но первое, что надо отметить в природе  развития этих отношений -это то, что уже по своей физической природе они носят социально-биологический характер. У организации современной жизни сформировалось три уровня: биологический, социальный и властный. Если биологический и властный взаимосвязаны естественным образом, то такой преемственности с ними  нет у властного уровня, который представляет форму дезорганизации социальной биологической и социальной жизни в целом, использования её в интересах и в пользу отдельных особей. Здесь вся совокупность биологической и социальной жизни сворачивается в пользу отдельных властных лиц, при этом общие условия жизни для населения или сворачиваются или уничтожаются, как в случаи репрессий, так и в результате войны. Как это ни парадоксально звучит, но современная власть вообще стала институтом поражения всей социально-биологической жизни. Не трудно заметить, что там, где происходит, казалось бы, самое заметное развитие власти, происходит и   поражение социума - идёт его вымирание. Это заметно даже в рамках отдельных десятилетий, в  столетних периодах подобное воздействие может привести к исчезновению целых народов. Есть подозрение, что к такому результату могут вести и планирование войн, распространение ряда заболеваний и эпидемий.  Если нация - это властное упорядочивание всего населения  институтом государства, то и процессы соответствующего создания и ликвидации наций прямо пропорциональны деятельности и поведению власти на территории и в социальной среде. Они могут расширяться  на примере прежней России и Советского Союза и легко ликвидироваться, что продемонстрировано разрушением Советского Союза. Россия   и  запад   Советского Союза оказались территорий  наибольшего поражения социальной среды.  Период такого воздействия охватил три десятилетия.  И как же биологические процессы должны реагировать  на соответствующее разрушение социума и  в целом биологического вида, как они в конечном счёте могут изменить и отменить  существующий властный порядок и восстановить природные и социальные условия?   Для сохранения жизни человека, вообще, природа уже закладывает новые пропорции в рождении. Несомненно, что новые поколения станут значительно пассионарнее - большой части мужчин придётся включиться в борьбу за независимость от существующей власти, за смену порядка во взаимоотношениях социума и власти, за формирование и становление нового общественного порядка и проведение общественной институционализации, в которой институт власти примет обеспечительное силовое качество.  Данное изменение структуры рождаемости можно рассматривать как и бессознательное отторжение природой человека  существующих властных порядков .  Сегодня отторжение  властных порядков не может проявиться без угрозы самой жизни ,непосредственно, и оно ушло на физиологический ровень развития человека и всё его биологическое преобразование. Сама семья в своём абсолютном большинстве уже или перестроилась на формирование новых представлений в отношениях с властью или готовиться к данной перестройке. На очереди и формирование радикальных позиций, которые вполне способны вернуть всем жизненным процессам социальную направленность, вывести их из состояния порабощения социума и дать ему новое ускорение социального развития. Мир должен перейти к истории нового социального развития. Можно сказать, что конкретность нового социального развития уже понятна и предопределена.)))

(((Возвращаюсь   в верхний палеолит, который распространяет своё действие в некотором плане и  на социальные отношения сегодняшнего дня. В этом развитии надо увидеть, прежде всего, принципы, а с ним и жить и работать - продолжать развивать социальную жизнь уже в форме нового общественного устройства социального взаимодействия))).

Экзогамия — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной
 (например, рода, фратрии, клана, линиджа).

Толкование з Википедии:

 Род (этнология) — в традиционных и некоторых современных обществах группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по одной линии.

Фратрия (братство)(Термин «фратрия» введён Льюисом Морганом)

В доклассической Греции фратрия — форма социальной организации (промежуточная между родом и филой) . Члены фратрии, как правило, имели общие органы самоуправления и религиозный культ. 

В этнографии фратрия — экзогамная группа родов (тотемов), члены которой могут вступать в брак только с членами другой фратрии племени[2].
  Дуальная организация из двух фратрий или родов составляла племя. Фратрия была развитием и продолжением строгой родовой экзогамии, обусловливапла снижение внутри этих братств конфликтности, связанной с половыми отношениями.

Главной функцией дуально-фратриальной организации было регулирование брачных отношений во избежание близкородственных связей.   Существовали трёхфратриальные племена. Поздняя фратрия могла быть не экзогамной, но сохраняла важные функции в военной и других сферах социальной организации племени.

Следы фратриальной организации сохранились в чётности родоплеменной или сменившей её политической структуры многих племён и народов (правое и левое крыло в военной организации кочевников Азии), а также в дуалистической мифологии. Существует гипотеза, что русские кулачные бои, одного конца деревни против другого и левого берега против правого, также являются пережитком дуального деления.
- - -
Клан — род, который ведёт своё происхождение от мифического или легендарного предка, точную генеалогическую цепочку к которому члены клана не прослеживают. Родовая группа, члены которой ведут своё происхождение от реального предка, с которым все члены группы прослеживают точное генеалогическое родство, обозначается как «линидж»
- - -
Линидж (англ. lineage — происхождение; род) — наиболее распространённая в сложных негосударственных (а также архаических государственных) обществах форма устройства родственных объединений, имеющих либо отцовскую, либо материнскую филиацию, основанная на генеалогическом принципе. Все члены линиджа могут проследить свои генеалогические связи друг с другом, ведущие к одному реальному предку.
-
Различаются линиджи матри- и патрилинейные, малые и большие, максимальные и минимальные. Они часто экзогамны, но не обязательно.
- - -
 Термины «эндогамия» и «экзогамия» введены шотландским исследователем брачносемейных отношений первобытного общества Джоном Фергусоном Мак Леннаном.

Льюис Генри Морган объяснял появление экзогамии необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками, Эдуард Тайлор и Клод ЛевиСтрос – стремлением расширить социальные контакты и установить отношения с другими социальными общностями. Большинство отечественных этнографов и историков первобытного общества полагали, что экзогамия была необходима для установления социального мира в коллективе, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге считал экзогамию одним из следствий эпигамии.
- - -
Эпига;мия (греч. «равный брак»; лат. «брачный закон») — заключение брака между членами определённых социальных общностей; направленность брака (коннубиум). Обязательность взаимных (эпигамных) браков в первобытных и традиционных обществах имела своим следствием как экзогамию, так и эндогамию. Пережитками эпигамии считаются обязательные и предпочтительные брачные нормы (кузенный брак, кольцевые коннубиумы, австралийские системы брачных классов, секций и подсекций, левират, сорорат и др.)[1].

В культурах
Эпигамия допускала заключение браков только между полноправными афинскими гражданами: иностранцы и метэки были лишены этого права, но за выдающиеся услуги государству народное собрание могло присудить эпигамию также и им.

Кроме того, эпигамия существовала между отдельными государствами, служа показателем дружественных отношений между ними; так Афины даровали эпигамию эвбейцам, платейцам, фиванцам. Наоборот, ясно выраженное отклонение эпигамии свидетельствовало о враждебности между двумя государствами (например, между островами Паросом и Андросом). Браки, заключённые на основании эпигамии, давали известные права в области наследственной, сакральной и отчасти политической.
- - -

 Дуальная экзогамия
Дуальная экзогамия:
 - результат развития экзогамного группового брака,
-  предопределяла развитие родовой структуры первобытного общества,
- разделяла людей на взаимобрачующиеся половины,
- супруги для брака берутся только из противоположной половины племени,
- каждый мужчина одного рода заранее считался состоящим в супружеских отношениях с женщинами другого рода,
- В общественноважных делах, свадьбах, похоронах участвуют представители обеих половин племени. При этом между двумя половинами племени существует ритуальное противостояние, подтрунивание, которое особенно ясно проявляется во время праздничных состязаний.

Распад родовой организации неминуемо ведёт к упразднению дуальной экзогамии, ибо она определяет родовую организацию, является одним из её основных признаков. 
- - -
Смотрим и родственные понятия:
- - -
Эндогамия
Эндога;мия  — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (например, сословия, касты, конфессиональной общности). Противопоставляется экзогамии.
- - -
Моногамия
 Монога;мия   — единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнёра во время своей жизни или в любой момент времени (последовательная моногамия), по сравнению с многожёнством, многомужеством и полиаморией[1]. Термин также применяется к социальному поведению некоторых животных.
- - - -
Полигамия
Полига;мия - многобрачие — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Различают два вида полигамии: многожёнство (другое название — полигиния) и многомужество (полиандрия). Полигамия противопоставляется моногамии. Не следует путать множественную моногамию с полигамией. Многократный брак и связанный с этим многократный развод — это не то же самое, что официально состоять в браке с несколькими жёнами (мужьями), то есть лицами противоположного пола.

Нарушение единократной моногамии или полигамии (зависимо от общественных, религиозных и других законов и обычаев) — обычно осуждается, и может трактоваться как измена, блуд и т. д, то есть нарушение целомудрия (как в браке, так и вне его)

- - -
Полиандрия
Многомужество, или полиа;ндрия  — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Противоположность моноандрии. Отличается от полигинии — брака одного мужчины с несколькими женщинами одновременно, а также от полиамории и группового брака, в которых участвуют несколько женщин и несколько мужчин[1][2]. В английской разговорной речи словом polyandry могут обозначаться любые сексуальные отношения женщины с несколькими мужчинами, происходящие как в браке, так и вне брака.
- - -

Полигиния
«полигиния»
Полигини;я - многожёнство  применительно к людям.
- - -

Полиамория — система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования любовных отношений у одного человека с несколькими людьми одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.
- - -

Открытый брак — брак, при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости открытых отношений — половых связей с другими людьми. Целью открытого брака заявляется увеличение открытости и повышения терпимости партнёров по отношению друг к другу. Предполагается, что в таком браке супруги меньше стремятся к манипулированию поведением друг друга и к проявлению своей власти над партнёром; а в рамках такого союза каждый из супругов может сохранять свою самостоятельность, индивидуальность

- - -
Групповой (коммунальный) брак — немоногамный вид совместной жизни, при котором в союз вступают одновременно более двух взрослых, одна из форм поливерности. Участники таких отношений считают друг друга равноправными партнёрами, ведут общее хозяйство, разделяют заботу о детях и т.п.

Групповой брак представлял собой древнейшую форму брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы (рода, фратрии и т. п.) могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы.


= = =
Энциклопедия Всемирной истории.

Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.
При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины - матери.
Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений— материнской родовой общины.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой — широко распространённые изображенин женщин, в которых можно видеть образы женщин родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.
На основе дальнейшего усложнения общественной жизни людей верхнего палеолита происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.

((( Конечно, могли возникать и некоторое время существовать  материнские общины, но вряд ли  такие организации могли быть характерной особенностью какого-либо исторического периода.  Не было ещё такого биологического образования, которое бы не определяло свою иерархию на основе фактора силы, владения им. Да, женщина могла распространять своё влияние на детей и некоторое время на их семьи, но это могло быть духовное влияние, тогда как регулирование отношений в социуме могло практически  происходить лишь на факторе силового преобладания. на нём же формировался и институт власти. Одна сторона. Другая сторона в том, что в эпоху палеолита шло расселение людей по всей территории Земли, что представляло постоянную смену места жительства, невзгоды пути и жизненного   для чего требовалась определённая пассионарность, которую в большей степени в соответствующих условиях могли проявить именно мужчины. Военное противостояние - это постоянный спутник таких расселений. При гибели мужчине - инициаторов новых походов власть на некоторое время могла переходить к женщинам. Подрастали дети или по причине захвата власти другими мужчинами порядок мог измениться вновь.  Другое дело, что в роду многие отношения могут решаться и без использования фактора силы непосредственно, т.е. на использовании фактора авторитета и родственного главенства.

Рассмотрение отношений периода верхнего палеолита вывело на убеждение, что вся изменяющаяся системность брачных и родственных отношений ориентировалась на социальный аспект жизни. Эти отношения исходили из социальности и развивали социальность и это направление как практика из биологической организации жизни и её развития. они вырабатывали принципы по которым можно было сохранять жизнь именно так взаимодействуя, а не иначе. Таким образом рассмотрев отношения людей верхнего палеолита можно увидеть прямую связь между биологическим и социальным, а также негативное влияние властного управления на социальное развитие.)))

Из Энциклопедии Всемирной истории:

Основные области расселения человечества.
Дальнейшее прогрессивное развитие человечества выражается и в том, что теперь обнаруживаются некоторые своеобразные черты культуры , характерные для населения отдельных больших областей.

Первая такая большая область охватывала Западную и Восточную Европу, в том числе Русскую равнину, замечательную своими палеолитическими поселениями под открытым небом. В период усиления деятельности ледников на севере Европы в последнюю, вюрмскую, или валдайскую, стадию оледенения эта область была доледниковой.

Вторая область охватывала внеледниковую зону на юге Европы, в Африке, в Передней и Средней Азии, на Кавказе и отчасти в Индии.

Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку.

Четвёртая область находилась в Восточной и Северо-Восточной Азии, в Сибири и Северном Китае.

Пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии. Внутри каждой из этих больших областей, охватывавших в совокупности почти всю территорию расселения тогдашнего человечества, имелись, кроме того, отдельные районы, отличавшиеся теми или иными особенностями культуры, которые, однако, в настоящее время ещё не могут быть точно установлены
- - -

Такой вот получился человек из  Верхнего палеолита, который продолжает жить и здравствовать, да, как умеет, как научился  жить еще тогда. Как пригодилось. Увы подходит новая эпоха - придется многое и поменять  из того что пошло не так и в ущерб развитию жизни и социума.