(Театр «ТеНер» в Театральном Подвале на Шкулева, 15/18)
«Театр – лекарство от хандры и злобы,
Спасенье от невежества и зла!»
(А. Неронова. «Шут в сутане, или Приход актёра»)
Знаете ли вы, как стать настоящим театралом? Заранее предвкушаю дифирамбы любящим родителям, с детства приучавшим свое чадо посещать многочисленные храмы искусств, разбросанные по столице.
Согласна, такая версия вполне логична. А теперь давайте подумаем, как люди становятся артистами? И опять в мозгу возникает та же цепочка из походов с родителями по театрам, а потом детским театральным студиям, и - вперёд на сцену, с песнями, танцами и любимыми классическими монологами.
Ну а если все происходит совсем по-другому? И родственники-то берегут тебя от театра аки черта от ладана; и ниша в обществе, тобою занятая, ничуть не способствует благостному погружению в океан искусства? Тогда, получается - высокое недоступно сему индивиду, и иссякает светомузыкальный фонтан творчества при первой же попытке омыть в нем руки?
А вот и ничего подобного! Театр - организм столь могучий, что уже самим своим существованием способен покорить сердца заядлых гордецов, ханжей и циников. А артисты, верные друзья и служители Театра готовы на любые жертвы ради того, чтобы искусство их процветало. Даже каменщиками и малярами стать могут - не верите?
Сегодня мне посчастливилось посмотреть в «Его Величестве Подвале» спектакль театра «ТеНер» «Шут в сутане, или Приход актёра», повествующий о нелегкой судьбе бродячих артистов, наконец нашедших временное пристанище в одном городке. А ещё о Волшебной Силе Искусства, способной убедить в прелести оного даже тех, кто готов отстаивать свою точку (подо)зрения со священным оружием в руках. Во всяком случае, начинающему инквизитору Себастьяну, посланному в Театр для того, чтобы обвинять и карать, жечь (даже дрова для этого в портфеле его имеются) очень скоро становится все ясно:
«Ведь здесь ни богохульства нет, ни блуда,
Ни лжи, ни лицемерия ни в ком –
Мои коллеги убивают чудо,
Да только я не стану мясником!»
Не отстаёт от инквизитора и юная Надин (Ирина Потапова), дочь бургомистра:
«Но вот что я скажу тебе, папаша!
Еще такое сделаешь –- смотри.
Политика, конечно, дело ваше...
Но от театра руки убери!!!»
Написанный руководителем театра «ТеНер» Александрой Нероновой в честь пятилетнего юбилея театра «Своё Время», этот стихотворный фарс был с успехом сыгран на сцене. Получился веселый музыкальный спектакль, в котором многие персонажи и их поступки легко узнаваемы. Очень тяжело не догадаться, кто из реальных людей скрывается под именами режиссера Мишеля (его просто блестяще играет Владимир Каменский), трактирщицы Фаншетты (Светлана Кузина) - искусной поварихи и мудрой матери, нисколько не препятствующей дочери Камилле (Яна Мартынова) помогать артистам.
А уж «Его Величество Подвал» предстал в спектакле во всей своей красе! Нет, это сейчас здесь стало уютно, но сколько в это вложено труда - и режиссеров, и тех самых молодых артистов, которые, по мнению зрителей, только и должны, что репетировать и потом являть народу своё искусство.
Вот и в спектакле «Шут в сутане...» молодому актеру Рене (Егор Боборыкин), только пришедшему в театр, пришлось для начала переквалифицироваться в разнорабочего. Впрочем, как и всем остальным артистам и сочувствующим им городским детям: иначе в здании, «пожалованном» им бургомистром, просто невозможно было бы играть:
«И дали... Помесь хлева и амбара,
Прогнили балки, полон крыс подвал...
Роза:
– Ну ничего! И пострашней бывало,
Франсуа:
– Я и похуже времена знавал!»
Этот спектакль порадовал меня не только веселыми песнями и остроумными шутками, но и «узнаваниями». Так, узрела я уже знакомых мне «близнецов» из «Двенадцатой ночи» (отлично играющие и поющие артисты Георгий Мохов и Надежда Рыжкова) и Белого Рыцаря, мастерски жонглирующего тяжеленным мечом (Вениамин Латерман).
А вот и отзвуки моего любимого спектакля «Волшебный эликсир»! Да-да, сему чудесному напитку, созданному Всемогущим Магом (Иван Щеголев) суждено будет сыграть не последнюю роль в жизни персонажей, только на сей раз зелье носит гордое название «Театрал». И все, хлебнувшие его или чуть пригубившие - от осторожного бургомистра (Алексей Колчин) до «горячей» аббатисы (Анастасия Романовская) и коварного епископа (Алексей Прокопов) - теперь готовы не только рукоплескать артистам во время представлений, но и шить, красить, строгать, пилить, благоустраивать то недостойное Храма Искусств жилище, кое ему было «даровано». Ну, или предоставить сию «почетную» обязанность монахам.
А престарелую Ливию Друзиллу (тоже Владимир Каменский и, мама рОдная - как же он классно играет, поёт и вышагивает по сцене в туфельках на каблучках нехилого размера!!!) и «Театралом» поить не приходится. Она, покинувшая давным-давно своего сына Мишеля, в самом конце спектакля испытывает нежданное просветление и посылает режиссёру (и, сама того не подозревая, внукам-близнецам, успевшим уже влиться в актерский коллектив) своё благословение:
«Дерзай, мой сын, твори – в тебя я верю!
Играй, Мишель – пускай тебе везет!»
Сегодня артисты играли, как мне показалось, с особым «огоньком», да и спектакль сей давно уже стал одним из самых любимых и зрителями, и его исполнителями. Особо хочется отметить юных актёров
(Константина Ардова, Дениса Бенимана, Ольгу Дрождину и Полину Бенимана) - ребята просто прекрасно справились со своей задачей.
Думаю, что со временем, познакомившись с остальными спектаклями театров «Своё Время» и «ТеНер» я обязательно посмотрю «Шута в сутане...» ещё раз. А может - ещё и не раз. И спектакль сей, я уверена, откроет мне новые нюансы и секреты. Например,я буду легко узнавать песни, звучавшие в той или иной постановке... С полпинка разгадывать фотозагадки, любовно помещаемые трудолюбивой Фаншеттой в соцсетях. Ну и, как прежде, с удовольствием рисовать картинки в книге для отзывов, терпеливо ждущей зрителей на тумбочке.
Этот спектакль хорош ещё и тем, что он - не только об артистах, но и о нас с вами. Сидишь ты себе в зале, хохочешь весело, а закончится театральное действо - так и задумаешься, О том, как тяжело поймать птицу-мечту, и заниматься в жизни тем, что тебе действительно по душе. О том, как часто нас не понимают те, кто, по идее, должен во всем поддерживать - наши ближайшие родственники. И не удивлюсь, если кто-то узнАет свою любимую маму не в доброй и все понимающей Фаншетте, а в подозрительной и желающей во всем видеть только плохое Марго (Анна Трушкова-Васильева, но в жизни она - совсем другая, милая).
Надо бы для таких , как Марго, наладить массовое производство зелья «Театрал»... Как вы думаете, поможет?
Но уж в одном-то я уверена твёрдо: нам, периодически посещающим «Его Величество Подвал», не придётся хлебать никакого зелья, чтобы стать Настоящими Театралами. Потому что мы - уже они самые, настоящие. А значит...
... В Москве, надеюсь, что ещё при жизни -
Нам установят... (все зрители хором): ПЛАТИНОВЫЙ БЮСТ!!!