НБИ. Печать евнуха

Галина Айзенштадт
  Израильские археологи получили очередной привет из древности. На раскопках в "граде Давидовом" периода Иудейского царства найдены две печати, возраст которых определен примерно в 2600 лет.
  Поражает, насколько они крошечные, - всего около сантиметра длиной, и тем не менее на них были нанесены и сохранены имена тех, кому они принадлежали.
  Одна печать - булла - оттиск каменной резной печати на глине, ставшей твердой благодаря отжигу. Надпись на ней означает, что она принадлежала Натан-Мелеху -слуге царя.
  Вторая печать вырезана из агата -ювелирно-поделочного камня. Её владельцем был "Акар, сын Матаньягу".
  Археологи обратили внимание на то, что имя Натан-Мелеха(в "Ветхом завете - Нефан) встречается в 4-й Книге царств, хотя, естественно, не могут утверждать, что найденная печать принадлежала именно ему.
  Однако находка дает возможность заглянуть в те далекие времена, чтобы поразмышлять о гораздо более важных вещах. Читаем(4-я Ц., глава 23:11):"И отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме;колесницы же солнца сжег огнем".
  Произошло это событие при иудейском царе Иосии, после того, как священник Хелкия нашел в доме Господнем "книгу закона" и передал её царю.
  Писец Шафан прочел ее царю, и тот, "когда услышал слова книги закона, то разодрал одежды свои".
  Этот драматический эпизод показывает, насколько далеко удалились иудеи от "закона Моисеева", что даже царь не имел представления о нем.
  Книгу же нашли практически случайно, начав подсчитывать, сколько и какой утвари находится в храме в преддверии планирующегося ремонта части здания.
  Любой, кто читал "Ветхий завет", не мог не обратить внимание на постоянные жалобы пророков, обвиняющих народ в уклонении от истинного пути, заповеданного ему Богом, на постоянную борьбу с их поклонению чужим богам Астарте и Ваалу.
  Именно последним обстоятельством еврейские пророки и законодатели объясняют все беды, случившиеся с еврейским народом после разрушения второго царства - Иудейского, просуществовавшего примерно на двести лет дольше Северного.
  В сущности, это убеждение существует и поныне.
  Но если посмотреть на эту историю с современной, светской точки зрения, то приходишь к совершенно иным выводам. Иудеи не существовали сами по себе, они были частью огромного жизненного пространства, жители которых  постоянно взаимодействоми о мире и богах, а то и навязывали силой.
  Откуда, к примеру, при иудейском царе появился евнух, что в переводе с греческого означает "хранитель ложа"? Скорее всего, из Ассирии:именно там в 19 веке до новой эры стали назначать наместниками завоеванных земель, хотя прежде они были заняты исключительно во дворце и царской страже.
  Евнухи как "институт" были в Египте, а влияние Египта на оба царства, как  прежде, на Ханаан, практически было всегда, то ослабляясь, то усиливаясь.
  Во дни царя Иосии египетский фараон Нехао пошел против царя Ассирийского, на реку Ефрат. Иосия решил воспользоваться этим и выступил против Нехао, но был убит им в Мегиддоне.
  И что потом сделал фараон?  Сына Иосии, который взошел на престол и успел поцарствовать всего три месяца, арестовал и увез в Египет, где тот и умер, а вместо него поставил другого сына Иосии от другой жены, угодного ему, и даже имя ему переменил:Елиаким стал Иокимом.
  Стоит ли удивляться тому, что при царском дворе в Иерусалиме  царили "египетские" нравы и порядки, египетские верования и праздники, особенно наиболее значимый для египтян - поклонение Солнцу?
  Царь Иосия поэтому и "отменил" коней, а "колесницы солнца" евнух Нефан-Мелех сжег огнем.
  На этом "чистка" не закончилась, она приняла тотальный характер:изломали все статуи и высоты всюду, где они были в округе, уничтожили жертвенники, дубравы, в которых приносились жертвы чужим богам, даже на землях бывшего Израильского царства,  закололи всех жрецов высот...
  Разрушили "дома блудилищные, которые были при храме Господнем в Иерусалиме, где женщины ткали одежды для Астарты".
  Иосия был внуком Езекии, который проводил уже подобную чистку. Однако уже его сын, Манассия, согласно Библии, царствовал "нечестиво", вернув всех прежних идолов, свергнутых  отцом.
  Иоаким, сын Иосии, тоже царствовал "нечестиво".
  Проще говоря, вся история царства Иудейского полна таких вот "зигзагов".
  Можно ли было их избежать? Вряд ли. Каждый народ, так или иначе, вписан во всеобщую историю, каким бы самобытным он не был. А у истории есть периоды, как общего развития, так и самостоятельного.
  Но до самостоятельного предстоит пройти огромный период времени, со всеми своими ошибками и заблуждениями, бедами и трагедиями.
  Религия смотрит на эти вещи по-другому. Она все рассматривает только в контексте "человек и бог". И это тоже вряд ли случайно, если вспомнить, с чего все началось. Ну, конечно же,  с  Адама и Евы, нарушивших запрет Бога.
  Держать человека в повиновении страхом,и чувством вины с тех пор стало обычным делом, как в религии, так и в светской жизни. С помощью Бога, евнухов, да кого угодно, лишь бы удержать  власть  в своих руках.
  Так закрепляются и исторические догмы, однажды кем-то введенные и закрепленные  в последующих поколениях.
  Археологические находки мало что могут здесь изменить. Они только могут придать давно ушедшим эпохам некий дополнительный колорит, но разбираться в хитросплетениях времени - не их задача.