Воспоминания плюшевого пса Рекса

Ирина Ионова
Весна в этом году капризная: то солнышком поманит, то морозцем ударит и снежком еще присыплет. Вот и сегодня утро обрадовало ярким солнцем да звонким чириканьем воробьёв. Но позже внезапно подул сильный порывистый ветер, и картина резко изменилась. Налетели темные тучи и густыми белыми хлопьями пошёл снег.
Такая непогода в последние дни зимы всегда действовала на меня удручающе.  Обычно мне хотелось забраться в кресло, уютно устроившись там, читать какую-нибудь интересную книжку или рисовать цветы и мечтать о скорой весне и солнце.
Но не в этот раз.
 
Лишь только я подошла к креслу, внезапно раздался глухой звук падающего предмета. Я замерла, посмотрела по сторонам: – Чтобы это могло быть? Но всё лежало на своих местах, и только большой старый плюшевый пёс валялся на полу.

– Э... Да ты, приятель, совсем не держишься на лапах! – осторожно поднимая его с пола, воскликнула я. Его огромная голова с трудом удерживалась на тонкой шее. Большие длинные уши и короткие передние лапы давно потеряли короткий мех ткани. А нос из ярко коричневого превратился в ободранный не пойми какой цвет. Когда-то на его мордочке был небольшой красный кусочек фетра, заменяющий  ему рот, но и он давно потерялся, и только круглые пуговичные глаза по-прежнему смотрели очень  выразительно и порой не верилось, что это простая игрушка.
Я ласково провела рукой по его старым, когда-то заштопанными мною  клетчатым штанишкам и тут  мои пальцы ощутили маленькие выемки на его нижних лапах: — Не уж то тебя покусала моль? — пробормотала я, почувствовав в этих местах некоторую шероховатость в виде очень мелкого песка: — Вот и твой век прошёл, – и подумала, что придётся с псом расставаться. Но в эту самую секунду его голова неожиданно вздрогнула и его старческие глаза взглянули на меня с явным укором…  Они смотрели так, словно были живыми. В это трудно было поверить, но всё происходило, как я вам рассказываю.
– Этого не может быть! – не веря своим глазам прошептала я и уловила его внимательный пытливый взгляд, будто он хотел мне что-то сообщить, но не решался. И в эту минуту я и вдруг поняла, что не смогу так просто расстаться со старым верным другом моих детей…


2.
– Как быстро всё пролетает, – внезапно раздался незнакомый мне голос в пустой комнате. Я посмотрела по сторонам: никого!  Потом взглянула на плюшевого пса. Он одарил меня благодарным взглядом и заговорил вновь:
– Из своих первых лет жизни я запомнил лишь то, как меня и еще многих других игрушек привезли в огромный четырехэтажный магазин и, распаковав коробку, поместили среди нарядных кукол на центральную среднюю полку магазина.
– Да, по всей видимости, так и было, – кивая в ответ головой, согласилась я, припоминая рассказ его первой хозяйки – Нелли Георгиевны: – Этот плюшевый пёс резко отличался от всех других таких же как он игрушек, — рассказывала она. — Он был так хорош собой!  Его клетчатые штанишки были в тон его бежевому тельцу. Галстук — «бабочка» придавал его наряду особенный шик.
Но прежде всего меня поразили в тот момент его глаза. Они с таким интересом и вниманием смотрели на меня, словно передо мной была не игрушка, а живая собака.
Завидев его, мой младший сын Юра, тут же стал меня просить: – Мам, давай его купим!
В другой бы раз я непременно ответила, что не время покупать игрушку. Но в тот момент я не смогла отказать сынишке лишь по одной причине. Я вдруг почувствовала, что этот плюшевый пёс поможет мне обрести покой и перестать жалеть потерю игрушки моего далекого детства.
Так в нашей квартире появился Рекс, — сказала она и задумчиво улыбнулась.


 Помню, что меня очень сильно заинтересовала история моей коллеги, и как-то я попросила рассказать её продолжение. Нелли Георгиевна улыбнулась мне одними уголками рта и неожиданно произнесла: – Да, что там рассказывать-то? Моя история очень короткая, её можно пересказать в двух словах, – но заметив в моих глазах ещё искренний интерес, грустно пробормотала: – но я до сих пор не могу её забыть, – и взглянула куда-то поверх меня.
 
– Я родилась за пять лет до  начала войны, – как бы издалека раздался её голос: – Мои родители работали в «Большом доме», – сказала она, а я в ответ кивнула головой, мол знаю, можешь не объяснять.
– Когда началась война, я уже ходила в детский сад. Но как только стало известно, что немцы приближаются к нашему городу, то детский сад вместе с детьми и всем персоналом быстро эвакуировали из Ленинграда. Помню, что нас долго перевозили с места на место.  А ещё мне вспоминается, что продуктов всегда не хватало и, жалея нас – малышей, местные жители из деревень подкармливали, чем могли.

Моя мать всю блокаду проработала в Ленинграде, а отец, несмотря на бронь, пошел воевать и вернулся  в город с фронта  после тяжелого ранения.
Когда Ленинград был освобожден от врагов, которые держали в блокаде город, мы возвратились домой к родителям.  И в это время я стала сильно болеть. Представляешь? Все военные годы эвакуации не болела, а дома у родителей стала болеть довольно часто.
В один из таких болезненных дней папа вернулся с работы раньше обычного и принёс мне в подарок небольшого плюшевого щенка. Он был таким забавным!  Хвост крючком, одно ушко торчком, другое – висело. Глазки темные, умненькие, а от ушей до рта, через всю мордочку шла белая полоса. Эту полосу, когда она становилась грязной, мама обычно чистила зубной пастой.  Сам щенок был весь тёмно-коричневым, а на шее у щенка был красный, узкий поводок из фетра.
Кроме него, у меня были и другие игрушки, но этот щенок
 стал для меня самым любимым. Я без него не могла и дня прожить. Когда я выросла, то Рекса никому не отдала, мечтала передать её своим детям.
– Пусть мой щенок станет для моих детей таким же замечательным другом, как когда-то стал для меня, – мечтала я. – Первым, как ты знаешь, родился у меня Димон и, естественно, плюшевый щенок Рекс достался ему. Кто больше радовался из них, я не знаю. Но то, что Димон почти никогда не расставался со щенком, это я подтверждаю.  Собачку можно было увидеть часто в кроватке у сына.
Когда Димон подрос, и я отдала его в детский сад, то сразу же попросила сына не брать в сад игрушку и объяснила, что может случиться там с щенком.
Мне казалось, что сын понял меня, и потому я не стала больше беспокоиться о своей бывшей игрушке.
 
Димка быстро привык к детскому саду и бывало бежал туда, обгоняя меня.  Я тоже была довольна этим детским учреждением. Он был богатым по меркам того времени и в группе было много разнообразных и интересных игрушек.
Так бы всё и шло спокойно, если бы не его новый детсадовский дружок – хвастунишка. Он каждый день появлялся в группе с новой дорогой игрушкой. Мой сынишка терпел – терпел и однажды, когда в садик провожал его отец, взял с собой нашего плюшевого щенка. До тихого часа он играл с ним, а в тихий час воспитательница попросила убрать игрушку в шкаф с одеждой. Димка послушно убрал Рекса в шкаф.  После тихого часа он не сразу вспомнил о щенке. Заигрался с друзьями в детсадовской группе и вспомнил о собачьем друге только поздно вечером перед сном и конечно же, сильно расстроился. Не хотел ложиться спать без щенка.  В тот вечер отец с большим трудом уложил его спать. Он убедил Димона сказав ему, что Рекс встретит сына, едва тот придет в группу.

Я в тот день вернулась с работы поздно вечером и потому ничего не знала об этой истории. Одно припоминаю, что на следующее утро, сын буквально бежал в детский сад. Но какого же было наше разочарование, когда мы обнаружили, что игрушка пропала из шкафчика.
Завидев слёзы сына, я не сразу поняла их причину, а когда он рассказал о пропаже собачки, то мы оба расстроились, но щенка так и не нашли. На мой вопрос: – Куда могла деться игрушка? – никто ничего путного не мог сказать. Ни персонал сада, ни родители – никто не смог дать информацию о воровстве игрушки. В тот день Димон не захотел оставаться в детском саду, и мы с ним весь день просидели дома, горюя об утраченном друге, — проговорила Нелли Георгиевна и тяжело вздохнула, вспоминая ту печальную историю. Немного помолчав, она сказала: – И потому, увидев в магазине очень симпатичного плюшевого пса, я, не мешкая пошла к кассе для оплаты покупки.

3.
… Так я приобрёл своего первого друга, — внезапно раздался медленный старческий голос плюшевого пса. Он внимательно взглянул на меня и, заметив моё удивление, пояснил: — разница в годах между старшим и младшим братом была достаточно велика и потому со мной всегда играл Юра. Он так же, как когда-то его брат, носил меня везде с собой и только в детский сад никогда не брал. Где я только не был? –  восторженно воскликнул пёс и стал перечислять: – в поликлинике, в магазине, на рынке, в лесу, на даче и даже в зоопарке – там мне показывали льва и слона. Правда, теперь, говорят, в зоопарке нет слона, а вот раньше…

– Раньше слон жил в Ленинградском зоопарке, – улыбнувшись, произнесла я: – у меня даже есть фотография, на которой папа запечатлел меня возле клетки со слоном.
 
Мы с Рексом немного помолчали, охваченные воспоминаниями давно минувших дней, а потом он продолжил свой рассказ: – К сожалению, наша дружба длилась не так долго, как мне бы хотелось... – огорченно произнёс Рекс: – Юра вырос и стал забывать обо мне. 
Произнёс он с такой сильной грустью, что мне стлало его очень жаль.

4.
…. Ириша, посмотри какого я тебе прекрасного красавца принесла для твоих малышей, – внезапно над моим ухом раздался ласковый голос Нелли Георгиевны. Плюшевый пёс действительно понравился мне, о чем я тут же сообщила своей коллеге, но зная, что Рекс был любимой игрушкой младшего сына Нелли Георгиевны, я тут же поинтересовалась: – А не рано ли вы мне его отдаёте?

– Нет! В самый раз, – огорчённо  вздохнув, произнесла она и отвернулась. Немного погодя, Нелли Георгиевна рассказала: –Этого пса он любил все дошкольные годы. В первом классе он ещё с ним не расставался, хотя отец с Димоном посмеивались над Юркой. А в этом году Юра забросил плюшевого друга на шкаф, а затем и вовсе отправил его с глаз долой, – в эту минуту её глаза потемнели, и она с обидой в голосе проговорила: – Две недели назад, возвращаясь домой с работы и проходя мимо баков с мусором, я вдруг заметила знакомые ушки и галстук– «бабочкой». И какого же было моё удивление, когда из бака я вытащила нашего семейного плюшевого пса.
А я – наивная душа, пропустив слово «нашего», тут же переспросила: –Ты нашла точно такого же плюшевого пса?

Она горько рассмеялась, замотала головой и сказала: – Нет, что ты! Это был пёс моего сына.
– Ну вот… – недовольно пробурчала я и, помолчав, осторожно поинтересовалась у неё: – А что сказал тебе по этому поводу сын?
– На мои слова, что друзей не предают, он рассмеялся и сказал: – Каких друзей? Вот этого? Я уже вырос, мама, чтобы играть в такие игрушки.
Нелли Георгиевна еще раз расстроенно вздохнула и переспросила: – Он тебе действительно нравится?
– Конечно! – подтвердила я и подумала: – У нас с ней большая разница в годах, но игрушки мы любим одинаково и относимся к ним также одинаково: с любовью. И наверное, если спросить Нелли Георгиевну, почему она так сильно их любит, то ответ будет такой же, как и мой: «Они наша память о детстве».

– Так бери же его, – протянула она мне игрушечного пса и  уже гораздо веселее поспешила сказать: – Я на всякий случай его постирала и даже попыталась отпарить его штанишки.
… Так я оказался в вашей семье, — закончил этот рассказ плюшевый пёс по прозвищу Рекс.


5.
– Стоило только вам открыть дверь в квартиру, как я услышал звонкие детские голоса перекликающиеся с какой-то неизвестной мне птицей. Я с удивлением взглянул на вас, не понимая, куда я попал? И что здесь происходит? – продолжил свой рассказ Рекс.

 Из глубины квартиры доносились птичьи крики и детская возня. Но вы тут же поспешили мне объяснить: – Не бойся! Это не детский сад, это наша квартира, в которой живут еще попугай Кеша и кошечка Кити.

– Всё так и было, – улыбнулась я старому псу.
 Пёс меж тем продолжил рассказывать: – Услышав наш с вами разговор в прихожей, к нам тут же подбежал мальчуган примерно трёх – четырех лет.  Он поздоровался с вами, а потом, заглянув в вашу сумку, поинтересовался: – Кто там?
– Это вам подарок от тёти Нелли, – улыбнувшись произнесли вы и вынули  меня из сумки.
– О, «Пёса!» – почему-то произнёс малыш с каким-то особенным восторгом, который можно услышать только от детей его возраста, и, осторожно взяв меня на руки, побежал в комнату с радостным криком: — Смотрите, у меня есть «пёса!»
— Почему пёса, а не пёс? — хотелось переспросить мне малыша, но я передумал: – Не всё ли равно как они будут меня называть? Главное, чтобы мы как можно дольше были вместе.
– Пёса, пёса! – подхватили две девчушки слова брата и осторожно погладили мои длинные уши, а потом прикоснулись к моим лохматым лапам: – Хороший пёса, хороший! – услышал я негромкий ласковый голосок младшей девочки.
– Как назовёте пса? – поинтересовались вы у детей. Они весело переглянулись между собой и Сандре важно произнёс: – Рекс! Как в том мультфильме, который мы смотрели вчера.
– Он очень похож на собаку из передачи Спокойной ночи, малыши! – возразила ему младшая сестрёнка по имени Айка.
– Тогда. может быть, назовём его Филя? – предложили вы.
– Нет! – замотали русыми головками Ёлочка и Сандре.
 – Пусть будет он Рексом,— не выговаривая до конца букву «Р» и усиленно нажимая на неё,  произнесла Ёлочка – ваша старшая дочь.– Так я еще раз стал Рексом, – улыбнувшись, задумчиво произнёс старый пёс.


6.
Дети меня полюбили. Я не помню случая, чтобы они из-за меня когда-нибудь ссорились.  Они посадили меня рядом с большим желтым медведем, который в дальнейшем стал моим близким другом.
– Мишка был из нашего плюшевого рода! – с восхищением произнёс пёс, продолжая рассказывать свою историю: – Чуть позже я узнал, что мишку вам подарили вам на День рождения, когда вам исполнилось четырнадцать лет. Неужели это правда?
  Удивлённо произнёс Рекс и выразительно посмотрел на меня.

– Да, так оно и было, – кивнула я и попыталась объяснить Рексу, почему этот подарок я получила так поздно. – Если ты помнишь, в те далекие годы моего детства почти каждый из детей мечтал иметь плюшевого мишку. Но советские фабрики выпускали недостаточно много игрушек и потому приобрести плюшевого медведя в магазине было нелегко. Папа подарил мне его уже в школьные годы.

– Мишка тот был особенным, – проговорил пёс, – он был значительно выше меня, но выполнен был не так тщательно, как я. Рот ему почему-то пришили где-то сбоку, а глаза для его большой головы были слишком мелкими. Но в целом он оказался неплохим парнем! – заключил Рекс.

– Когда папа принес мишку домой, — в задумчивости произнесла я: – мама была удивлена этой необычной покупке мужа. Она строго со всех сторон оглядела медведя и, рассмеявшись, поинтересовалась: – Где тебе удалось найти этого «недоделку»?
Папа в ответ молча и обиженно хмыкнул, а мама, не замечая его настроения, продолжала посмеиваться то над ним, то над мишкой. В конце – концов, мои родители чуть не поссорились из-за этого неудачного варианта игрушки.

— Да, так бывает среди людей, – тяжело вздыхая, огорченно проговорил Рекс и сказал: – Одному что-то нравится, а другой это терпеть не может. 
 Но переменившись во взгляде, пёс радостно сообщил мне: – А мы с Мишкой подружились и были бы неразлучными друзьями на всю оставшуюся жизнь…
 Проговорив все это, настроение Рекса внезапно изменилось, будто он вспомнил что-то особенное для себя, его глаза потускнели, и он угрюмо произнёс: — Если бы не одно происшествие,  —  и замолчал, украдкой посматривая в мою сторону.

– Какое происшествие? – удивлённо спросила я. Пёс взглянул на меня  с  некоторым укором. Ему было невдомёк, что я не знаю, о каком происшествии идёт речь. Он немного помедлил, видимо обдумывал, стоит ли ему рассказывать о том, что произошло с его другом. Но вскоре, по всей видимости, здравый смысл его победил, и Рекс неспеша начал вести свой рассказ: – В тот день ваши малыши пошли гулять на детскую площадку и взяли нас с Мишку с собой. Сначала они играли с нами, а потом увлеклись игрой в мяч с соседскими ребятами. Наступил вечер, все дети стали расходиться по домам. Ёлочка, Сандре и Айка тоже заспешили в дом, позабыв о нас с Мишкой. Мы остались сидеть на скамье, терпеливо ожидая возвращения детей, но в тот день они не вернулись.
Поздно вечером на площадке стали собираться подростки. Потому как они разговаривали, крича и бранясь между собой, я понял, что нам желательно где-нибудь схорониться до следующего дня и там ожидать возвращения детей.  Я сказал о своем решении Мишке. Он внимательно выслушал меня и вроде бы даже согласился с моими доводами и пошёл за мною, но шёл он тогда слишком медленно, постоянно останавливался, оглядываясь на тех шумных ребят.  По взгляду его сверкающих глаз было заметно, что они заинтересовали его.  Но чем дольше Мишка за ними наблюдал, тем сильнее волновался я, предчувствуя какой-то подвох со стороны мальчишек.
Честно говоря, меня всегда пугала такая молодежь, а потому я торопливо подгонял своего друга к кустам боярышника, в которых можно было бы укрыться и незаметно наблюдать за подростками. Но Мишка, он всегда был таким доверчивым и упрямым, верил каждому встречному. Подтрунивая надо мной, он пытался обвинить меня в некоторой трусости: – Эти ребята возомнили себя взрослыми и потому так себя ведут. Они не понимают, что со стороны их поведение выглядит не слишком пристойно, – пытался он убедить меня.
Помню, что я тогда лишь усмехнулся ему в ответ, но спорить с ним не стал.
А между тем обстановка накалялась. Голоса ребят звучали всё громче и агрессивнее.
– Так и до драки недалеко, – подумал я и посмотрел на своего друга. Его яркое желтое тело в сумерках двора было заметно издалека, и это обстоятельство меня особенно сильно беспокоило. Я уже залез в самую середину куста боярышника и надеялся увидеть рядом с собой моего дорогого друга Мишку, но, когда я обернулся, то с огорчением заметил его отсутствие.

– Где же он? – в страхе прошептал я, оглядываясь по сторонам и пытаясь разглядеть Мишку в соседних кустах. Но его нигде не было видно. – Где же он? – то и дело испуганно шептал я, ища глазами своего пропавшего друга. И вдруг над детской площадкой взметнулось пламя костра, который соорудили подростки, обломав тонкие ветки у недавно посаженного деревца.

– Мишка, Мишка! — взвыл я, как от боли …
Чем дольше я пытался разглядеть Мишку на фоне сильного огня костра, тем страшнее становилось мне.
 
  Что произошло потом, я помню очень смутно. Приехали пожарные и милиция, потушили костёр и разогнали подростков…  На площадке стало тихо. Я в изнеможении задремал, но ненадолго. Мне показалось, что меня будто бы кто-то позвал. Я вскочил на лапы и стал принюхиваться к каждой мелочи, пытаясь отыскать следы Мишки, но нашёл лишь кусочек его медвежьей шкуры желтого цвета…

Это всё, что осталось от моего славного друга, — чуть не плача, простонал Плюшевый Пёс: – Если бы вы знали, как я горевал! Я буквально взвыл от неутешного горя. Я не понимал, как можно было так жестоко поступить с моим другом? Как можно было так поступить с чужой игрушкой?
В волнении выкрикнул старый плюшевый пёс Рекс и посмотрел в мою сторону.
– Что я могла ему сказать? К сожалению, мир с каждым годом становится всё жестче, но почему так происходит? Разве всё это объяснишь плюшевому псу?
 

…Утром прибежали Ёлочка, Сандре и Айка, – после долгого молчания вновь заговорил старый пёс Рекс: –  Они долго разыскивали нас, а я всё не  мог решиться выйти из своего укрытия.
Малыши облазили всю площадку и уже собирались уходить, когда я в конце-концов всё-таки вылез из кустов и устало поплёлся им навстречу.
На вопрос о Мишке я грустно мотнул головой в сторону места, где был костёр…

7.
Дети недолго горевали из-за потери медведя. Дети просто не умеют долго грустить и этим, пожалуй, отличаются от взрослых.
С этих пор Сандре стал относиться ко мне более внимательно. Прежде всего, он попросил сестёр без его ведома не брать меня на улицу. Дома я всегда находился рядом с мальчиком. Ночью я спал в изголовье его кровати, а днем, когда Сандре не было дома, я терпеливо ожидал его возвращения из детского сада, сидя в углу дивана.
Сандре любил меня, и я старался отдавать ему всю теплоту своего плюшевого сердца. Ведь никто так хорошо не знал его, как я! Он мне поверял все свои детские тайны, рассказывал о своих пока еще маленьких успехах в музыке, которой он стал заниматься с пятилетнего возраста.
 
Позже, когда он пошёл в школу, он делился со мною  рассказами о новых друзьях…
Я радовался вместе с ним его успехам в учебе и огорчался, когда у него что-то не получалось.


… Обычно Сандре таскал меня в своём небольшом рюкзачке так, что только моя голова оставалась снаружи. Сандре всегда хотел, чтобы я видел то, что он замечал в дороге.

 Так и в это лето получилось, когда вы всей семьей возвращались с дачи, я как обычно находился в его рюкзаке. Вещей было много и поэтому кто-то из вас – взрослых предложил взять такси. Семья разделилась: вы с девочками поехали на метро домой, а Сандре с папой остались стоять в очереди. Вскоре за нами оказался мужчина с настоящей живой собакой – овчаркой. Овчарка заинтересовалась мною. Она долго внимательно смотрела на меня, потом тихонечко коротко тявкнула, немного подождала и лизнула меня в нос. Ваш папа и хозяин овчарки рассмеялись, и он сказал: – Похоже, она приняла вашего плюшевого пса за настоящего щенка.
Мне понравились слова незнакомца. Я стал чувствовать себя настоящим сторожевым псом.

Пролетели годы, и ваши дети выросли. Ёлочка и Айка расцвели и превратились в красивых барышней, а Сандре стал прекрасным добрым и отзывчивым юношей.
Жизнь их не баловала, но они по-прежнему сохраняют свою дружбу. И это славно!
 
Встречи с Сандре стали для меня более редкими. Теперь он только в самом глубоком волнении брал меня на руки и, долго о чем-то размышляя, вышагивал по комнате, а я пытался помочь ему найти правильное решение. Если бы вы знали, каким счастливцем я чувствовал себя в тот миг!
 Я чувствовал, что он по-прежнему меня любит, и когда-нибудь я вновь понадоблюсь его детям и вашим внукам.
И вот это время настало. Я уже не раз наблюдал направленные на меня робкие взгляды маленького Елисея – сына Сандре и огромные голубые глаза шустрой Василины…

  Современные дети имеют много разных игрушек, которые резко отличаются от нас – игрушек шестидесятых годов прошлого века. Их игрушки умеют двигаться, говорить, петь песни и отвечать на вопросы…  Но они равнодушны к своему маленькому другу. Они не умеют дарить свое тепло и не умеют любить так, как это умеем мы – совсем старые, несовременные игрушки.
Так закончил свой рассказ плюшевый пёс Рекс.

Я взглянула на Рекса. на его сгорбленную фигуру, склонённую на бок голову. Его потухшие от усталости глаза были полузакрыты.
– Устал, бедный, – подумала я и ласково взяла пса на руки. Неожиданно я почувствовала тепло его плюшевого тельца.
  – А ведь ты ненамного младше меня, – негромко пробормотала я и ласково улыбнулась ему.
Глаза Рекса приоткрылись, и он пристально посмотрел на меня.
– Поживем ещё?! –  весело воскликнула я, и плюшевый пёс по прозвищу Рекс тут же откликнулся: – Поживём!

Прошло еще несколько дней.
Костюм плюшевого пса Рекса я обновила. Теперь он сидит в новых вязаных штанишках, а на шеи у него завязан галстук – «бабочка» точь-в-точь такой, какой когда-то был у него. И по – моему, он чувствует себя счастливым.