Хватит тащить за уши в цивилизацию тех, кому комфо

Гульмира Жамантикова
"Хватит тащить за уши в цивилизацию тех, кому вполне комфортно и без нее"

Это цитата из статьи «МЫ И ОНИ: русскоязычные покидают Казахстан» (https://cont.ws/@alex-haldey/1287460).

Что касается самой статьи, то лично мне не верится, что прямо всё вот так: «Исход россиян из Казахстана стал массовым через две недели после отставки первого президента страны Нурсултана Назарбаева». Просто за 2 недели собрались и рванули! Причем, именно в Россию, как утверждает автор. И откуда такие данные? Кто успел за 2 недели собрать и обработать такую статистику? Ясно, что статья направлена на то, чтобы вызвать панические настроения в обществе и усилить национальную напряженность.

Ну, а теперь, собственно о теме «цивилизованности» общества.

«Носители казахской идентичности оказались носителями отсталости, варварства и цивилизационного регресса. Возврат в юрты и степной феодализм - вот чем кончился поход Назарбаева за тюркской идентичностью. С исходом русской цивилизации в Казахстан вернётся цивилизация степи времён Чингисхана. Выясняется, что цивилизованный казах - это русскоязычный казах, а казахоязычный казах - это варвар… Желаю казахоязычным казахам полной самореализации в юртах и успехов в выпасе овец... Хватит тащить за уши в цивилизацию тех, кому вполне комфортно без неё. Пусть возвращаются туда, откуда русские их вытащили. Урок не только им, но и нам», - резюмирует автор статьи Александр Халдей.

Очень многие понимают цивилизацию и цивилизованность именно так, как этот Александр Халдей, т.е. оценивают её по каким-то внешним признакам и атрибутам. Ездит на лошади – значит нецивилизованный варвар, носит европейский костюм – значит цивилизованный человек.

Но понятие цивилизованности гораздо глубже. Как сказал Альбе Камю: «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в СОЗНАНИИ, ОБЩЕМ ДЛЯ ЦЕЛОГО НАРОДА. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здравое. Представлять цивилизацию творением элиты — значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно разные вещи».

И в таком ключе, цивилизованность присуща любому народу, обладающему национальным самосознанием. Причем, не столь важно, каков уровень его технического и экономического развития. Развитое самосознание – это некое внутреннее свойство, не поддающееся измерению извне. Но оно прекрасно осознаётся изнутри при наличии целостного мировоззрения.

С точки зрения современного эволюционного подхода, нет видов более или менее совершенных. Нельзя сказать, что человек совершеннее комара или летучей мыши. Каждый вид занимает свою нишу в системе и идеально приспособлен именно для своей роли. Это раньше было принято представлять эволюцию в виде лестницы или пирамиды, на вершине которой находится человек. Сейчас это просто признак невежества.

И если мы говорим об эволюции общества, то точно таким же невежеством выглядит разделение народов на цивилизованные и нецивилизованные. И поэтому я абсолютно согласна с фразой Александра Халдея, вынесенной мной в заголовок: «Хватит тащить за уши в цивилизацию тех, кому вполне комфортно без неё». Тем более что занимаются этим неблагодарным делом, как правило, те, кто совершенно ничего не смыслят в цивилизации. А потом очень удивляются, что им за это спасибо никто не говорит.

Но надо отдать должное русскому языку, а также многим другим ЯЗЫКАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ, потому что без них невозможно было бы развитие человеческого сознания.

Таких международных языков единицы. В отличие от национальных языков они очень пластичны и быстро развиваются, вбирая в себя все смыслы и ценности из национальных языков. Именно они делают возможным международное общение и информационный обмен. И это очень важно. Как сказал бы Ленин, архиважно.

Не зная русского языка, вряд ли я смогла бы не только написать эту статью, но даже прийти к мысли о её написании. Поэтому знать языки международного общения необходимо. Но без национальных языков они теряют всякий смысл и внутреннее наполнение, как сама по себе среда – пустая без тех элементов, которые она объединяет.

И мне хотелось бы донести до Александра Халдея, что жить в юрте или мазанке, носить вышиванку, любить родной язык – это совсем не плохо. Суть варварства не в этом. Варварство – это неспособность понимать других и осознавать единство с ними, ценить и приумножать многообразие культур, не знать своих корней. Вот это – варварство.