Йога и подсознание

Дмитрий Юрьевич Медведев
Часто люди приходят на йогу потому, что «йога это не только физические упражнения, йога это духовная практика». Вообще, за двадцать лет тренировок по йоге я так и не понял до конца, что значит «духовная практика» (как правило, не понимают этот термин и те, кто им пользуется), но с психикой йога действительно работает. Однако, прежде чем работать с чем-то, надо понять с чем мы, собственно, имеем дело, и из чего состоит наша психика. Рассматривать ее можно очень по-разному, но в первую очередь психика человека делится на сознание и подсознание. Именно на противопоставлении сознания – подсознания построен знаменитый психоанализ Зигмунда Фрейда. На самом деле, конечно, никакого «под» или «над» в психике нет, а в более поздних работах Фрейда термин «подсознательное» заменен на термин «бессознательное».

Как это ни называй, но есть часть психики, которую мы осознаем (наши мысли, чувства, эмоции, воспоминания, воображение и так далее) и есть часть психики, которую мы не осознаем, но которая влияет на наше поведение и восприятие окружающего мира. В подсознание уходят все, что мы забываем, все нереализованные желания и эмоции, выливаясь со временем в комплексы, фобии и мании. В дневное время сознание прочно блокирует эту бездну. Ночью, когда контроль сознания ослабевает, подсознательные мотивы проявляются в снах (которые и стали предметом психоанализа). Иногда нашу психику сравнивают с чайником, где роль крышки выполняет сознание, а роль кипящей под крышкой воды – подсознание.

А причем тут йога? Минуточку терпения. Чтобы получить доступ к подсознанию или хотя бы приподнять крышку над чайником и выпустить скопившийся пар, надо затормозить работу нашего сознания. В обычной жизни это сделать практически невозможно, так как мы постоянно напряжены, как психологически, так и физически. Но на тренировках по йоге мы постепенно учимся осознанию тела (начиная от пальцев рук и ног и кончая мышцами лица). Каждая напряженная мышца это очаг возбуждения в коре головного мозга. Осознание тела позволяет перестать напрягать мышцы и, как следствие, расслабить психику. Выполняя в конце тренировки шавасану, наши ученики входят в состояние глубокого расслабления, когда сознание зависает в точке между сном и борствованием. В этот момент расслабления становится возможна работа с уровнями психики, недоступными в обычном состоянии сознания (если, конечно, ученик при этом не заснет).