Магия на поле боя

Михаил Моро
Наверное, во всей истории человечества не найдется и года, когда бы на Земле не бушевали войны. Слезы, кровь и разрушения — таковы результаты любого вооруженного конфликта, независимо от его причин и масштабов. Однако во все времена люди верили, что каждым сражением управляют неведомые силы, а воин, разгадавший их тайны, станет неуязвимым для оружия противника и выйдет живым из самой жаркой битвы.

Божье воинство

Так уж вышло, что древняя история человечества — это цепочка бесконечных войн. Целые царства и огромные территории плодородных земель переходили из рук в руки благодаря силе оружия. Удача в бою обогащала победителей, а побежденных ждала незавидная участь. Именно тогда родились многочисленные поверья, что за сражениями наблюдают особые боги войны, от чьей милости зависит победа в бою.

Так, в Древнем Египте особо почитался небожитель Монту. Согласно мифам, именно благодаря покровительству этого бога войска Рамсеса II были непобедимы в битвах, а сам фараон стал величайшим правителем.

Могучие викинги с раннего детства оттачивали военные навыки, так как верили, что только искусным бойцам оказывает в битве помощь Один, внимательно наблюдающий за каждым сражением на земле.

А вот греческий бог Арес обладал переменчивым нравом — в начале битвы он мог покровительствовать одному войску, а затем встать на сторону противника, поэтому добиться его расположения помогали лишь богатые жертвы.

Однако бывали и такие сражения, в которых участвовали не только боги войны, но и небожители, «заведующие» мирными сторонами человеческой жизни. Так, во время осады Трои активное участие в боях принимали не только Арес и Афина-воительница, но и Аполлон, Артемида, Афродита и даже сам повелитель богов Зевс.

Оружие — это важно

Однако даже самый ловкий и опытный воин, заручившийся помощью богов, не смог бы реализовать и половины своих способностей без хорошего вооружения. Потому-то во все времена и во всех странах мастера-оружейники пользовались большим уважением, а легкий и острый меч или крепкий панцирь стоили очень дорого.

В Японии и по сей день живы легенды о знаменитом мастере Масамунэ, мечи которого обладали исключительной прочностью. Каждый клинок этого оружейника был выкован из 128 слоев стали и обладал… капризным характером. Считалось, что мечи Масамунэ сами выбирают себе хозяина, а оказавшись в руках не понравившегося им человека, могут нанести тому серьезную рану.

Надо сказать, что оружие, изготовленное европейскими мастерами, также отличалось исключительными свойствами, правда, большинство их секретов сейчас безвозвратно утеряно. Так, в III веке до нашей эры инженер Филон Византийский описал клинки, присланные в подарок императору мастерами из области, где располагается современная Испания. Эти мечи обладали удивительной гибкостью: если положить один из них на голову человека, то можно было без труда притянуть его концы к плечам, а затем клинок распрямлялся как ни в чем не бывало.

Король остготов Теодорих Великий в VI веке рассказывал о мечах, изготовленных германскими оружейниками, которые «разрубают даже брони и более дорогие качеством железа, а полированная поверхность блестит так, что ясно отражает черты смотрящего, а лезвия выточены так равномерно остро, что можно подумать, будто они вышли из мастерской Вулкана».

Кроме того, долгое время европейские мастера старались выгравировать на дорогих изделиях старинные заклинания в виде искусного переплетения рун. Считалось, что эти узоры являются надежным талисманом и сохранят в бою жизнь владельцу такого оружия.

Об удивительных свойствах клинков христианских и восточных воинов рассказывает сохранившийся в анналах истории спор двух известных средневековых правителей Ричарда Львиное Сердце и Саладина. Для того чтобы продемонстрировать превосходство дамасской стали, султан одним ударом сабли разрубил пополам подушку, набитую конским волосом. В ответ же король отсек своим мечом железную рукоять палицы. Эта «боевая ничья» заставила легендарных воителей проникнуться уважением друг к другу и на некоторое время примирила противников.

Казаки-«спасовцы»

Прекрасным дополнением к милости богов и верному оружию были и специальные магические знания, использовавшиеся древними воинами. Самым известным из таких учений является «Казачий Спас» — загадочная боевая магия казаков. Владеющий «Спасом» воин без труда одолеет любого противника, пройдет незамеченным через вражеский лагерь, сделается неуязвимым для любого вида оружия и даже сможет перемещать свое сознание в зверя или птицу.

Сегодня некоторые исследователи считают, что с практиками «Казачьего Спаса» были знакомы Суворов, барон фон Унгерн-Штернберг и Василий Чапаев, не раз поражавшие современников своей отвагой и военным везением.

По преданию, основы «Спаса» были разработаны еще до начала нашей эпохи обитавшими в устьях Кубани и Дона племенами джанийцев, чьи малочисленные отряды наводили ужас на могучие войска царя Дария.

Спустя несколько веков двадцатитысячный отряд Чингисхана встретил в степи странных людей, которые ловили летящие в них стрелы голыми руками и с легкостью сражались сразу двумя мечами. Однако силы были неравны, и монголы принялись теснить удивительных воителей, но тут на захватчиков вдруг нашло странное наваждение, и они стали сражаться друг с другом. Морок развеялся, и оказалось, что неизвестные воины без следа «растворились» на просторах степей, а грозный хан недосчитался половины тумена (часть войска в 10 тысяч всадников).

Но что говорить о давно минувших столетиях, когда в годы Гражданской войны удивительные события происходили в отряде, которым командовал казачий полковник Васящев. Этому лихому офицеру вместе с 54 солдатами легко удалось пленить целый корпус красноармейцев. Не зная страха, он налетал с одной только шашкой на вооруженного до зубов противника, а в это время ружья паливших в него «защитников трудового народа» почему-то давали осечку. Позднее, возвращаясь на место стоянки отряда, полковник снимал с себя верхнюю одежду и, словно пыль, вытряхивал из нее пули красноармейцев.

«Чтобы не было войны!»

В войнах ушедшего XX века жизни простых бойцов, не владевших магическими практиками и волшебным оружием, часто спасали старинные приметы, переходившие из поколения в поколение. Самым распространенным солдатским обычаем было всегда носить с собой оберег, каковым чаще всего являлся патрон из первой выданной обоймы. В годы Великой Отечественной войны бойцы переписывали от руки и хранили у сердца стихотворение Симонова «Жди меня», так как верили, что эти строки обязательно помогут им вернуться к родным и близким. Во время боев в Афганистане нашим ребятам подобным талисманом служили ключи от квартиры, с которыми они не расставались в самых жестоких сражениях.

До сих пор во многих подразделениях существует негласный запрет на мытье и бритье перед боем, так как считается, что наводящий чистоту солдат бессознательно готовит себя к смерти.

В годы Второй мировой войны считалось особой удачей иметь счастливую одежду. Так, летчик, Герой Советского Союза Николай Пургин, совершивший 232 боевых вылета, каждый раз садился в самолет в одной и той же порядком потрепанной гимнастерке и ни за что не соглашался заменить ее на более цивильное обмундирование.

Также опытные солдаты перед боем никогда не матерились и не ели, а нарушавших это табу новобранцев ждало суровое взыскание. Считалось плохой приметой дарить что-либо перед грядущим сражением, так как была большая вероятность того, что даритель никогда больше не увидится со своими сослуживцами.

Дошло до наших дней и поверье, не позволяющее брать на память что-то из вещей убитого друга, а каждую третью рюмку во время любого застолья военные всегда пьют стоя, не чокаясь, отдавая таким образам дань погибшим товарищам.

Мало кто знает, что популярный в советское время тост «Чтобы не было войны!», так часто произносимый в самых разных домах во время праздников и семейных торжеств, был для наших дедов и прадедов своеобразным заклинанием, с помощью которого они нас, своих потомков, пытались уберечь от ужасов военных сражений.