Самаркандские махинаторы

Анастасия Павленко
ЗЕБИННИСО, 58: НЕТ «ТЕЛА» - НЕТ ДЕЛА?

Самаркандские асы махинаций продолжают вызывать "восхищение"! Это же надо - вместо частного дома сначала построить многоквартирный и получить одобрительный документ от горхокимията на безобразие, которому возмущается и «ТошкентбошпланЛИТИ», и Верховный суд. Затем сделать из одного индивидуального дома 26 квартир и за каждую получить компенсацию в 30-40 тысяч долларов якобы за снос пока только разрабатываемого «Самарканд сити». А в конце без всяких решений быстренько снести место махинации. Как говорится, нет тела - нет дела. Но, благодаря бдительным жителям махалли «Саид», где, собственно, и происходит нарушение ряда законов и кодексов в связи с застройкой, ситуация получила огласку.

В набат жители по улице Зебиннисо Ш. Фахритдинова, Л. Султанова, Н. Ахтамова и другие начали бить с появления первых экскаваторов на месте дома № 58 летом 2017 года. Откуда? На каком основании? Да, подписывали разрешение на строительство частного дома, думали, что как у всех, одно- или двухэтажный, для собственных нужд, с фонтанчиком, уютным двориком. Но рыть внушительный котлован, чтобы сотрясались стены их жилья, а потом по ним пошли трещины, - нет, на это никто не подписывался.

На возмущения соседей новый владелец участка Акмал Аброров показал им решение хокима города Вохида Рахимова (ныне хоким Пахтачийского района – прим. автора) №1100-К от 30 июня 2017 года, сказав, что здесь будет частный трехэтажный дом. Но, как оказалось впоследствии, не просто трехэтажный, а многоквартирный, состоящий из двух корпусов.

Подобный поворот дел возмущал жителей, которые посчитали себя обманутыми. Кроме морального ущерба, они терпели материальный. Например, у Ш. Фахритдиновой и у Л. Султановой (жительниц домов № 56, 60) по стенам их жилищ пошли глубокие трещины. Все потому, что новое многоэтажное строение было буквально втиснуто между их домами в нарушение всяких градостроительных норм и здравому смыслу.

Читаем заключение по этому горе-объекту из «ТошкентбошпланЛИТИ» от 29 ноября 2017 года: «Ставим в известность, что размещение среди одноэтажной жилой застройки трехэтажных секционных жилых домов противоречит градостроительным, санитарным, сейсмическим и противопожарным нормам. Для размещения недостаточно территории, отсутствует придомовое пространство, территория для автостоянки, детской игровой площадки и мусоросборника. Согласно градостроительным нормам площадь придомовых участков должна быть не менее 840 кв. м».

- Строительство велось очень быстро - и днем, и ночью, - рассказывает Ш. Фахритдинова. - Мы видели, какую узкую канализационную трубу они устанавливали на несколько десятков квартир. Более того заделали общий арык, по которому сливалась дождевая вода. Немудрено, что когда начинались дожди, вся вода оказывалась в нашем подвале, где у нас размещен спортивный зал. А ведь до их строительства у нас такого никогда не было.

Вот и в этот раз после мартовских ливней подвал Ш. Фахритдиновой затопило. Ситуация усугубилась неожиданным сносом злополучного дома, право на существование которого доказал и городской суд по гражданским делам, и областной. Да, к сожалению, именно суды отстаивали это незаконное строение через оставление в силе решения хокима от 30 июня 2017 года, несмотря на уведомление того же «ТошкентбошпланЛИТИ», что размещение объекта в буферной зоне, охраняемой государством и ЮНЕСКО, никто с ними не согласовывал. Судьи и возмущения жителей не посчитали основанием для проведения экспертизы строения и самого строительства, зато «поверили» гражданину Абророву, который письменно заверил их, что он строит индивидуальный жилой дом для собственных нужд.

Увы, многочисленные обращения в различные инстанции – народным депутатам Олий Мажлиса, прокуратуру, виртуальную приемную Президента – тоже не возымели должного эффекта. Один ответ походил на другой, а людей успокаивали странными заверениями. Так, 10 марта 2018 году состоялось собрание под председательством хокима города Фурката Рахимова, на котором было решено, что на месте строящегося дома будет детский сад. Понятно, что протокол собрания, пусть даже с печатью и подписью, не имеет особой юридической силы, но жителям внушили, что здесь будет дошкольное учреждение, не надо так волноваться.

А здание тем временем становилось всё выше и никак не походило на детсад. Поэтому жители не успокаивались. Дошли-таки до Верховного суда, который отменил определение областного суда по гражданским делам от 23 января 2018 года и направил на новое апелляционное рассмотрение. Казалось бы, справедливость уж точно восторжествует. Ан нет. О новом судебном заседании коллегии Верховного суда, которое состоялось в здании областного экономического суда 3 июля 2018 года, хокимият города уведомили 21 июня того же года, но никого из представителей хокимията на заседании не было. Зато уже 5 июля исполняющий обязанности хокима города Т. Эсиргапов (уволен по собственному желанию – прим. автора) узаконивает право на собственность 26-квартирной убогой новостройки.

18 июля по адресу Зебиннисо, 58, появляются первые шесть новоселов, а до середины октября 2018 года будут распроданы все 26 квартир. И люди туда въедут с вещами, но почему-то не захотят открывать двери журналисту, а тем более отвечать на вопросы. Единственно, из прошлогодней моей встречи с жильцами было выяснено, что они переехали сюда из сносимых домов за Крытым рынком (Мармар бозори), а данное жилье – это компенсация. Компенсация, кстати, будет и позже, но уже, судя по всему, от государства…

Итак, квартиры были заселены, люди жили три-четыре месяца, но к началу января неожиданно начали исчезать один за одним, а потом вдруг - снос. В самый ливень. Чем объяснить? На каком основании?

- Снос данного объекта производится в связи с планируемым в этом месте размещением «Самарканд сити», - отвечал главный архитектор города Самарканда Ф. Мардонкулов на вопросы журналистов рабочей группы. – Данный проект реализуется в рамках Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристского потенциала города Самарканда и Самаркандской области на 2017 — 2019 годы». Здесь будут гостиницы, торгово-развлекательные комплексы, культурно-оздоровительные центры. Жителям махалли «Саид» об этом говорили, а жильцов домов по улице Зебиннисо предупреждали неоднократно…

Да, один раз на собрании действительно сказали о «Самарканд сити», подтверждает это председатель махалли «Саид», но вот письменные предупреждения никто не видел. Не видел никто до сих пор и утвержденный проект «Самарканд сити». Есть утвержденные границы, но не более того. Оно и логично, ведь до сих пор не утвержден генеральный план города Самарканда с его историческими и буферными зонами. Торопят, конечно, власти с этим делом, но стратегический документ развития города на ближайшие 25-30 лет так быстро не делается, спор идет по этажности, направлению жилой застройки, дорожной инфраструктуре. Кроме того, нужно уладить все вопросы по компенсациям с собственниками жилья и земельных участков в случае предстоящего сноса для новых объектов «Самарканд сити».

Напомню, что согласно Указу Президента от 01.08.2018 г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» с 1 сентября 2018 года принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек. А снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием.

Так что «Самарканд сити» здесь, мягко говоря, не совсем та причина, по которой происходит неожиданный снос без соответствующего решения того же хокима города. Зато заостряет внимание факт, что решение В. Рахимова №1100-К принято аккурат 30 июня 2017 года, когда подписано упомянутое архитектором города постановление Кабинета Министров «О мерах по ускоренному развитию туристского потенциала города Самарканда и Самаркандской области на 2017-2019 годы». Случайно ли такое совпадение и почему прокуратура не обратила на это внимание? Почему это решение, по сути противоречащее законодательству и указам правительства, не отменили сразу? Почему столько времени не слышали жителей по улице Зебиннисо, которые тратили столько моральных сил и финансовых средств, отстаивая в судах справедливость и право на благоприятную среду проживания? Кто, в конце концов, будет нести ответственность за безответственное отношение к своим обязанностям по соблюдению законодательства республики и позволять прохиндеям наживаться за счет налогоплательщиков?