Тайны психики...

Юрий Чуповский
Наверняка не ошибусь, если скажу, что нет ни одного человека, который бы не испытал в своей жизни удара, стресса, как всегда неожиданного, от судьбы – злодейки. Никто не может знать, какие сюрпризы приготовлены судьбой – каждому человеку. Но особенно неприятно, когда осознаёшь, что такой “неожиданный сюрприз” может так повлиять на твою психику, что это, в дальнейшем, изменит всю твою судьбу. Вся жизнь человека и его жизненный путь записан в КНИГЕ СУДЕБ и никому не дано узнать эту тайну. Я не буду сейчас исследовать, кем и где создаётся и хранится эта таинственная КНИГА СУДЕБ. Пусть этим занимаются учёные и богословы (хотя я уверен, что в этом вопросе, истины достичь невозможно).

А сейчас я просто вспоминаю свои молодые годы – в то время мы не задумывались о предначертанности нашего жизненного пути. В наших молодых, амбициозных головах выстраивались грандиозные планы по достижению больших высот в карьере и всё казалось достижимо. И серьёзно не задумывался, о зигзагах судьбы, в повороты которой нужно суметь вписаться. Это сейчас я такой умный да опытный и могу вспоминать пройденный путь, давать советы молодым, а тогда и сердце обрывалось и руки опускались. Главное помнить, что выбор всегда есть, даже тогда когда, кажется, что его нет. Спасибо тем людям, которые окружали меня – их бескорыстная помощь часто служила мне спасательным кругом! Вот и сегодня, всплыл в памяти тот давний случай, невольным свидетелем которого, оказался я. Этот случай зацепил, весьма трагически, сломав при этом судьбу моего товарища, друга – Виктора. С момента поступления в лётное училище, мы сдружились, рядом сидели на занятиях, койки наши, в казарме, стояли рядом. После отбоя мы часто рассказывали друг другу о своих планах на будущее. После успешного завершения теоретической подготовки на первом году учёбы в лётном училище, нас вывезли на полевой аэродром Градижск – для лётной практики, осваивать лётное мастерство на самолётах ЯК-18 У. Жизнь для нас открылась с другой – увлекательной стороны. Нам предстояло воплотить в реальность наши мечты детства о небе, о полётах.

Мы жили в одноэтажных казармах и по сложившейся традиции, наши койки были рядом. Все в нашей эскадрильи, даже командиры, знали о нашей дружбе и старались даже в караул и наряд ставить нас вместе. Чем мне нравился Витя? Меня привлекала в нём спокойная серьёзность, начитанность. Он превосходно знал зарубежную литературу, увлекался поэзией, мог часами цитировать на память поэзию знаменитых классиков. Витя и сам писал стихи – довольно неплохие (мне они очень нравились). А как здорово он мог, за пару минут, набросать карандашом портрет собеседника. Он не курил, не употреблял алкоголя (что скрывать, мы – курсанты, часто в увольнении баловались и пивком, и винцом, при этом Витя никогда не участвовал в наших пьянках). Симпатичный, высокий парень. Особенно я завидовал его физической подготовке, и он с первых дней нашего знакомства взял надо мной шефство. Любую свободную минуту он заставлял меня заниматься спортом совместно с ним, крутиться на лопинге, чтобы тренировать вестибулярный аппарат. Признаюсь, до училища я не мог похвастаться силой и выносливостью, только благодаря настойчивости своего друга Виктора – я понял, насколько в авиации нужна мужская сила и выносливость вестибулярного аппарата человека. Сколько упорства он вложил, чтобы заставить меня, утром, до подъёма, выскочить на мороз и обливаться холодной водой. И ведь ни разу я не заболел, не простыл! Удивительно! Он восхищал меня своим упорством в достижении цели, своим спокойствием. Вот поэтому для меня оказалось шокирующим событием всё то, что случилось в те дни с моим другом Виктором.

Как часто, особенно в молодые годы, мы не задумываемся, что у каждого свой жизненный путь, своя, строго индивидуальная судьба. И этот, предопределённый только тебе жизненный путь, может кардинально измениться от неожиданного удара судьбы. Никто не застрахован от такого страшного удара, который может повлечь за собой даже изменения в психике человека. Что такое – психика человека? Это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Это – ощущение и восприятие, а также память и воображение, процесс мышления. Эти психические свойства человека, имеют, в основном, индивидуальную меру выраженности, но могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения, то есть человек при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает своё внимание на какой-либо идее, воспоминании. И пока человек обладает необходимой силой воли, для преодоления негатива, возникающего в памяти, вследствие перенесённых когда-то психических травм, всё в его жизни, поведении не отличается от образа жизни окружающих. Но при неожиданных стрессах, психика, имея психологические травмы в прошлом, может дать сбой. Признаюсь честно, для нас – молодых парней, никогда не летавших (не считая одного ознакомительного полёта над родным городом, который и длился-то десять минут) – это начавшееся освоение лётной профессии стало стрессом. Инструктора, командиры звеньев, командиры эскадрилий были очень опытными пилотами. Некоторые из них имели даже опыт боевых вылетов в Великую Отечественную. Инструктор нашей группы, Алим Степанович Пошивайло – был опытным военным лётчиком – истребителем (долгое время летал на Дальнем Востоке), но после печально-известного указа Н. С. Хрущева о сокращении и расформировании ВВС СССР вынужден был пойти инструктором в лётном училище ГА. Он, в первом же полёте, испытывал нас на выносливость, показывая весь комплекс высшего пилотажа (да, некоторые курсанты не выдерживали такой нагрузки и остаток дня у них уходил на тщательную мойку самолёта). В нашей группе, к счастью, только один товарищ не выдержал проверки. Но это не помешало ему стать отличным пилотом, а в дальнейшем летать на серьёзной технике, на международных линиях.

Но возвращаясь к трагической судьбе моего друга Виктора, теперь понимаю, что та психологическая нагрузка, которая в тот период влияла на нашу психику – сильно задела страшные, трагические воспоминания моего друга. Он ведь никогда не рассказывал мне о своих детских годах, говорил только о последних годах учёбы в школе, занятиях в авиамодельном кружке (мы и в училище делали модели самолётов, дарили в музей, преподавателям). Сейчас вспоминаю ту весну, это произошло ровно 55 лет тому назад – может и вспомнилась эта трагедия в связи с этим. В то утро я вынужден был, ещё до подъёма, пойти в санчасть к дежурной медсестре. У меня, на бицепсе правой руки, образовался огромный фурункул, из-за которого поднялась температура и ей пришлось вскрыть его и обработать эту рану, а меня уложить на кушетку и кормить таблетками. А наша эскадрилья, после подъёма и физзарядки, строем, отправилась в столовую, на завтрак, мне же было не до еды – я отдыхал в санчасти. Это было воскресенье, полётов не было. На аэродроме, из начальства, дежурил только командир эскадрильи Виктор Иванович (к сожалению, за давностью лет, не помню его фамилии). Он обязан был сопровождать курсантов в столовую, где вместе с ними ел, проверяя качество приготовленных блюд и наблюдая, с каким аппетитом курсанты едят, чтобы вовремя заметить отклонения в здоровье курсанта, следить за порядком в авиагородке, проверять караулы. Надо признать, он пользовался большим авторитетом у курсантов, часто подсаживался к нам в курилке, рассказывал интересные случаи из своей лётной, боевой жизни (он летал ещё на истребителях во время ВОВ). Умел выспросить у молодёжи все сокровенные мысли, даже о любимых девушках. Это был настоящий воспитатель – мы никогда ничего от него не скрывали. Но не все были такими ЛЮДЬМИ, были и такие, которые заставляли курсантов целыми днями, без обеда, подстригать ножничками аэродром. Ну, да Бог им судья.

Но сейчас не об этом. В то время, как я лежал с градусником, в санчасть зашёл Виктор Иванович. Он вёл за руку моего друга, Витю. Увидев меня, он повернулся спиной к Вите, заслонив его, и приложил палец к губам. Я, конечно, удивился, но кивнул головой, дав понять, что буду молчать. Затем он отвёл Витю в другую комнату, попросил у медсестры градусник и вручил его моему другу, закрыл плотно дверь и наклонился к уху медсестры. Хотя он и говорил шёпотом, я услышал:
- Срочно позвоните в психбольницу Кременчуга, пусть немедленно прибудет врач – психиатр с санитарами. Курсант пока ведёт себя спокойно, но всё возможно. Нужна проверка.
То, что я услышал – меня потрясло, я не мог в это поверить. Всё, что угодно, но такооое. Когда Виктор Иванович оглянулся и увидел мои глаза, он сразу же подсел ко мне, он ведь знал, что мы были с ним друзьями, как братья, закрыл своей рукой мой рот и тихо, на ухо прошептал:
- Пожалуйста, ни слова, просто молча, наблюдай, сейчас приедет врач – специалист. Он осмотрит твоего друга, побеседует с ним, а затем, если нужно, заберёт его на обследование. Ты всё понял?
Я, молча, кивнул. Когда Витю подвели к столу медсестры я был потрясён – это был совершенно иной человек. Абсолютно без эмоций, взгляд выше голов, в пустоту – совершенно пустой взгляд. Такой пустоты во взгляде я больше не видел за всю свою долгую жизнь. Как это было страшно, внутри, душа рвалась на части, из глаз слёзы, но я понимал, что нужно взять себя в руки и выдержать это всё. Когда через сорок минут прибыл врач и осмотрел Витю – вердикт был ожидаемый, срочно в больницу. За всё время, пока ждали “скорую”, Витя не проронил ни слова и только, когда его повели за руку в машину, он вдруг сказал:
- Я знал, что это должно было случиться.

Как только Витю увезли, командир эскадрильи рассказал, что вызвало его подозрение. Когда он строем привёл эскадрилью к столовой, все курсанты разместились за столами. Только Витя стоял у входа и на его приглашение – ответил, что уже поел и сыт. Это его удивило, потому что это была явная ложь. Больше от него ничего не добившись, он за руку привёл Витю в санчасть. А дальше я сам видел его состояние. Мы с командиром пришли в казарму и собрали его вещи. И здесь я нашёл дневник, который Витя вёл с первых дней пребывания в училище. После чтения этого дневника, мы поняли, что он знал о чём-то таком, что может повлиять на его психическое состояние здоровья. Во многих местах его записей встречались высказывания, как заклинание:
- Витя, держись. Ты должен победить, только укрепляя здоровье, обливаясь холодной водой и укрепляя силу воли – ты победишь и достигнешь своей цели. Витя, я верю в тебя.
И для нас это было удивительно, как же тяжело ему было преодолеть ЧТО-ТО.
Когда на следующий день приехала его мама и рассказала о тайне, которую они хранили столько лет, всё стало на свои места. Вите было восемь лет, когда он вёл свою трёхлетнюю сестричку из садика и она, выдернув свою ручку, бросилась перебегать трамвайную линию и получила смертельный удар. Он взял её на руки и нёс два квартала домой, пока её тельце, силой не отобрали у него. Психотерапевты очень долго боролись за его здоровье и казалось, что всё минуло, но вот оказалось – не всё проходит. Вот и я, через столько лет, не могу сдержать слёз, вспоминая своего друга и его трагическую судьбу.