Интеллигентнейший человек

Лауреаты Клуба Слава Фонда
ОЛЬГА СКВИРСКАЯ ДУДУКИНА - http://www.proza.ru/avtor/olgaskvirskaya - ПЯТОЕ МЕСТО В 17-М НОМЕРНОМ КОНКУРСЕ КЛУБА СЛАВА ФОНДА

 Имена изменены, образы собирательные

- К нам едет дедушка Жора, – объявляю я дочери. – Интеллигентнейший человек.

В ответ не слышу никаких возгласов радости.
Мой папаша не несет людям радость – это не его стиль.

«Дедушка» - это тоже не его стиль.
Дедушка – это милое семейное слово, от него веет вековыми традициями и устоями. Можно ли Остапа Бендера представить дедушкой хоть на минуту? Вряд ли.

А мой папа – это и есть Остап Бендер, деятельный и неувядающий, как вечнозеленый авантюризм библейского народа.

Короче, нам с Инной скучно не будет.

* * *

- Интеллигентнейший человек! – иронично величал отца Саша, мой муж.
А пошло это вот откуда.

На дне рождения у папиной сестры некий дядя Рува с огромным носом все пытался прийти с папой к общему знаменателю:

- Жора, давайте с вами выпьем: я тоже из Томска.
- Из Томска? – недоверчиво переспрашивал отец в образе Вора в законе.
- Да я же заистокский хулиган! – радостно братался маленький дядя Рува.
Отец опустил его одним взглядом:
- Что время делает с людьми…

Но после того, как  дядя Рува ушел, спешно распрощавшись, отец вдруг уважительно отпустил ему вослед:
- Интеллигентнейший человек!

 А чего же тогда куражился?

* * *

Есть два вида людей: те, кто умеет рассказывать анекдоты, и те, кто не умеет.
Папа - из тех, кто умеет.

Во-первых, в нужном месте и в нужное время. Во-вторых, все будут смеяться, а он – нет. А не наоборот.
У него есть для этого артистизм, вербальный интеллект и даже харизма, если хотите.
И все это бьет ключом и требует выхода. И так всю жизнь.

- Просто Жорке надо было стать артистом, еврейским шоумэном, - говорила мама. – Тогда бы он за это хоть деньги получал.

Отец артист по жизни. Он без конца играет, да как! Станиславский бы поверил.

* * *

Роли бывают разные.

«Фюрер».
Впав в эту роль, он всегда мог убедить кого угодно в чем угодно и повести за собой. За ним шли толпами. Но никуда не приходили. Потому что одержав главную победу – убедить и повести, дальше ему было неинтересно. Этим объяснялся быстрый успех его начинаний и полный провал в конце – обещанного светлого будущего под его руководством никогда не наступало.

«Вор в законе».
В этом образе он смотрит волком, нехорошо скалится, «ботает по фене», и у зрителей создается полное впечатление, что перед ними как минимум «вор в законе».

«Избалованный ребенок».
Эту роль он позволяет себе в кругу многочисленных еврейских родственников, которые прощают ему небезопасные шутки, граничащие с хулиганством.

Но есть еще одна сверхроль – это «Высоцкий». Папа играет Высоцкого, который играет все остальные роли. Папин голос с утра до вечера звучит так, будто он вот-вот закричит «Кони привередливые».

- Дедушка Жора стра-ашный, серди-итый, как Высоцкий, – говорила маленькая Инночка в детстве.
Высоцкий был кумиром поколения. Все пытались подражать ему. Отец – удачней других.

Вот только в роли Доброго отца мне не приходилось его видеть.

* * *

Мне не понравилось детство, которое он мне устроил.
Вообще-то специально он ничего для меня не устраивал – в его бурной жизни никогда не было места для меня. Вот этим-то мне и не понравилось мое детство.

Папа калымил, пьянствовал, гулял и играл в карты на деньги. А мама писала диссертацию или ездила в командировки.

Когда мама уезжала, мы с отцом регулярно просыпали, потому что оба не слышали будильник. В детском саду я появлялась с большим опозданием. Меня ругали, я была самой плохой.
Один раз даже поставили в угол за то, что на музыкальное занятие я пришла без белых гольфиков. Но какие с моего папаши белые гольфы?

Его наказания не были адекватны проступкам. Он мог меня наказать даже за свои собственные оплошности.
Вот я делаю уроки на кухне. Папа, войдя и и обнаружив, что горит мясо, которое он жарит, дает мне затрещину.
- За что?!
- За то, что тебя не интересует то, что происходит вокруг!

...Рассказывая я родителям анекдот, я сама же громко хохочу.
- Ты не талантливая, – презрительно говорит отец. – Тебя попросишь назвать фрукт – ты скажешь: яблоко.

Я стала ужасно бояться прослыть «не талантливой». Будто бы любви достойны только талантливые.

- ...Я вычеркиваю тебя из жизни! – любил повторять отец.
В первый раз я расстроилась, а там привыкла.

Я уже была взрослой, когда священник в Церкви сказал, что Бог любит нас, как отец. Я сразу представила Бога, орущего на меня голосом Высоцкого, страшного и сердитого, который без конца «вычеркивает меня из жизни», и мне это совсем не понравилось.

«Нет уж, не надо, чтобы – как отец», - подумала я.

* * *

Черноглазый кудрявый юный пионер на пожелтевшей фотографии с улыбкой играет на виолончели. Не могу поверить, что это мой отец.

У него было счастливое детство в Москве, в доме для высокопоставленных работников на Красносельской. Сосед справа – Утесов, сосед этажом выше – Дунаевский.

Дедушка погиб, когда папе было девять лет, и его детство на этом кончилось. Бабушка с тремя детьми переехала в шахтерский город Прокопьевск.

В первый же день Жора в матроске и коротких штанишках вышел во двор и вежливо поприветствовал пацанов в кирзовых сапогах и штанах из чертовой кожи:
- Здравствуйте, мальчики!

Понятное дело, его избили. А он не смог даже дать сдачи, потому что бабушка учила его, что драться нехорошо.

Понадобилось время, чтобы он преодолел целый ряд иллюзий и выработал свежие убеждения.
Во-первых, слушаться маму – это плохо, а драться – это хорошо.
Во-вторых, короткие штанишки – это плохо, а материться – это хорошо.
В-третьих, быть честным – это плохо, а воровать – это хорошо.

И он мигом научился виртуозно ругаться во всю мощь своего вербального интеллекта, а давать сдачи теперь лез первым.
Он пытался полностью слиться с пролетариатом и мучительно преодолевал свое культурное происхождение и виолончельное прошлое.

Преодолел, но не до конца. Такое не пропьешь. Даже матерился он красивее, чем  окружающие.

У него была куча талантов.
Он шикарно фаршировал щуку и варил украинский борщ.
У него был абсолютный слух, и он очень художественно насвистывал.
Вслепую играл в шахматы. На деньги.
Даже в «дурака» он запоминал все карты, которые вышли.

Но был еще один талант:
- Этот человек умеет сделать миллион буквально из воздуха, - сказал мой Саша. – И может за день просрать этот миллион.
То есть - два таланта.
 
* * *

Папа богател и разорялся с такой плотной частотой, что я никогда не знала, в каком статусе застану его во время очередного посещения.

Он жил в двухэтажном особняке в самом центре города на диване в спортивном костюме. Не вставая с дивана, он затевал дела на миллион, громко звонил по телефону, принимал посетителей всех мастей – от бандитов до чиновников, все до одного из которых оказывались чистыми прохиндеями.


Однажды во дворе перед домом я увидела подъемный кран.
- Это чей там кран? – спросила я у папы, войдя в дом.
- Как это чей – мой, – последовал ответ с дивана.
- Где ты его взял? – удивилась я.
- Купил, – сказал отец.
- А зачем он тебе?
- Не задавай глупых вопросов.

Через несколько месяцев кран бесследно исчез из-под окна.
«То ли пропил, то ли потерял», - подумала я.


В другой раз, открыв калитку, я застала во дворе штук двадцать «газиков» сплоченными рядами.
- Это чьи машины? – поинтересовалась я у отца.
- Как это чьи – мои.
- А зачем тебе столько?
- Не задавай глупых вопросов.

В следующий мой визит машин уже не было.


Потом отец купил дом в деревне Черная речка.
Хозяин уговорил забрать двух коров в придачу.

- А зачем тебе две коровы? – спросила я.
- Не задавай глупых вопросов.

...А в один прекрасный момент рядом с воротами папиного откуда ни возьмись вырос киоск с летней обувью.
Подхожу ближе - в окошко выглядывает жена Маня-продавец.

Обувь была дорогой, и ее никто не брал.
Зато отцу тут же позвонили какие-то темные личности:
- Разбогател, что ли? Давай плати!
Отец их виртуозно послал матом и бросил трубку. фс

Однако темные личности совсем не испугались. Отец получил соответствующие угрозы насчет своих детей.
Он предпринял ответные действия: выдал мне газовый пистолет.
- Если что, скажи, что отец, мол, за меня платить не будет, – предупредил он.
- Конечно, если что, так и скажу: они пожмут плечами и выгонят меня восвояси, – сказала я.

Отец позвонил своему старинному знакомому, до перестройки службисту, а после перестройки бандиту, и тот развел ситуацию. К отцу больше не приставали.

Торговлю все равно пришлось свернуть по причинам отсутствия рентабельности.
Прихожу я как-то: никакого киоска нет, как не было.

Зато во мне отныне прочно поселилась мания преследования. А еще поселилось горячее желание поселиться как можно дальше от папаши.

* * *

Но самый большой облом произошел у отца с делом всей его жизни – с фирмой «Профиль».
Это была красивая идея.

Папа одним из первых в стране понял выгоду строительства из металлического профиля, продумал до мелочей, разработал технологию, нашел людей. В основном ими были многочисленные родственники Мани, которых он из глубинки перетащил в Томск и помог расселиться. Кстати, она и сама устроилась к нему секретаршей.

- Гаражи, киоски, офисы, коровники, даже жилые дома – все можно строить из профиля! Я даже придумал специальный утеплитель для Сибири, – отец готов был часами говорить о профиле - в стихах.
Он нашел достойное место для своего предприятия – закрытый город, "почтовый ящик".
Ровно месяц он ездил и руководил размещением.

А там ему забили пропуск. Выяснилось, что он больше не работает на фирме «Профиль».
Зато работают Манины родственники, и возглавляет фирму его зять и сосед по особняку Ленька.
Отец долго пил и кричал, но поезд ушел. Почему-то его любили предавать все, кому не лень.

Не только "почтовый", но и Томск быстро наводнили киоски и гаражи из профиля. Отец был не при чем.
Предатель и родственник Ленька через стенку пробовал мириться.
- Что делать – такова жизнь, – оправдывался он.

Но отец был неумолим. В ответ он говорил что-то типа «у нас длинные руки», и Ленька трясся в страхе на левом крыле особняка много лет, пока папа не покинул Россию.


* * *

Было у него и темное тюремное прошлое.

Может, не такое героическое, как он пытался представить.
Он был не диссидентом, а простым советским прорабом, как все.

И срок мотал он - не каких-нибудь десять лет, а два года. И провел их не на зоне, а в следственном изоляторе, - пять следователей один за другим все никак не могли придумать, за что его посадить. «Хищение в особо крупных размерах» ему так и не смогли пришить, как собирались вначале.

Потому что он был «сам себе адвокат» - таким, как он, юридическое образование достается по умолчанию вместе с национальностью.

В тюрьме он не терял даром время: он вызубрил весь Гражданский и заодно Уголовный кодекс.
 
Папаша стал уважаемым человеком, потому что бесплатно консультировал бандитов и воров. Все наперебой рвались посидеть с ним в одной камере и даже вместе с ним объявить голодовку.
Короче, ему срочно присудили жалких два года «химии», в которую зачли два года следствия, выгнав из изолятора домой.

Нам с мамой домой он принес тюремный фольклор и свой новый образ.
После его торжественного возвращения «оттуда» в доме не смолкали страшилки из его «боевого прошлого».
День ото дня крепчал его личный тюремный статус. Вор в законе, не меньше.

Отныне вфс нашей полуторной хрущобе регулярно заселялись какие-то темные личности. Они пели блатные песни под гитару, под хорошую закуску и норовили переночевать.
Не вынеся такого, мама, к тому моменту уже кандидат технических наук, развелась с отцом.

* * *

Свято место пусто не бывает, и у отца вскоре появилась женщина. По имени Маня, а по сути – ведьма. Не в эмоциональном, а в экстрасенсорном смысле. Таких раньше сжигали на кострах. И правильно делали.

Она многое умела. Во-первых, притягивать мужчин. Во-вторых, насылать порчу. В-третьих, ссорить людей.
Но многого не могла. Например, рассказывать анекдоты. Дружить. Радоваться жизни.

Расписавшись с Манькой ради какой-то очередной квартирной махинации, папа нечаянно прожил с ней до старости.

- Разведусь я с тобой! Ты не изменишься, – время от времени говорила она отцу.
Тот вздыхал с облегчением.
Но она всегда возвращалась.

Не жизнь, а именины сердца.


* * *

На каждого Остапа - свой Рио-де-Жанейро.
Наступила полнота времен, и отец засобирался в Израиль.

Он увлеченно подготовился к перемене Родины: внезапно возгордившись своим происхождением, проникся идеей «возвращения в Эрец-Эсраэль».

Его энтузиазма хватило до приземления в аэропорту Бен-Гурион под аплодисменты пассажиров с печальными глазами.
После этого отец стал звать местных жителей исключительно «сруильтяне». А они поголовно считали его бандитом.

Из его квартиры был выход на крышу. Там отец принимал по ночам своих русских друзей, которые в России раньше считались евреями.
От тоски по Родине они напивались, закусывали кошерной индейкой, а потом дружно крыли «сруильтян» и орали матом так, что мирные жители Тель-Авива даже боялись вызвать полицию.
Еврейские бабушки при встрече вслух сочувствовали Мане, что ей приходится жить с настоящим уголовником.

Проспавшись, отец создавал собственную партию российских евреев, от которой хотел баллотироваться в Кнессет, дабы оттуда произвести необходимую реконструкцию государства Израиль.
Вечером мыл рюмки в отеле «Хилтон» и выносил черную икру в целлофановом пакете вокруг пояса.
Судился с хозяином за то, что тот не доплатил ему после того, как отец побил его. Разводил сиамских котят.

Меняя работу примерно раз в месяц, после каждой месяца два культурно отдыхал, то есть пил.
На его счастье, признав у него болезнь спины, врачи дали ему инвалидность. Она принесла ему много денег. На это пособие отец безбедно пил.

- Ты еще не всю посуду перемыл в Израиле? – дразнила его по телефону моя мама.
- Между прочим, меня ценят на работе, – парировал отец. – Хозяйка пожаловалась хозяину на меня, дескать, он кричит, а тот ей говорит: ну и пусть кричит. Он посуду не бьет. С тех пор, как он у нас работает, в два раза сократился расход горячей воды.

- О, у тебя папа живет на Святой Земле! – восхищались знакомые священники.
- Да, он там пьет, – гордо подтверждала я. Дескать, не абы где.


* * *

Недавно папа возвратился из Израиля в Сибирь. На постоянное место жительства.
- Восемь лет там оттрубил – хуже, чем в тюряге.
Теперь пьет здесь.
Там он пил от тоски по Родине. А теперь пьет то радости, что вернулся.

Он счастлив, несмотря на то, что в первый же день какие-то темные личности перед собственным домом стукнули его по голове и отняли кейс с российским, израильским и международным паспортом, а также со всеми деньгами – шекелями, долларами и рублями.

Проспавшись, вычислив ближайшую помойку, папа нашел на ней кейс, из которого были изъяты только рубли с долларами. Шекели, очевидно, приняли за конфетные обертки.

Это был еще один радостный повод выпить.

* * *

- Отец оформляет пенсию, - позвонила мне в Новосибирск мама. – Если он не предъявит доказательства того, что где-то работал, то ему дадут по минимуму – три тысячи.
- Да он же сроду нигде не работал, только калымил, – удивляюсь я.
- Нет, какое-то время он работал в Новосибирске, - говорит мама.

...Я еду встречать отца на автовокзал. Выхожу из троллейбуса, кручу головой. Какой-то невысокий пожилой дядька в песцовой шапке набрасывается на меня, целуя в щеку. Папа!
«Боже! Родного отца не узнала», - мне становится не по себе.

- Мне надо поставить печать на предприятии, что я там работал - для оформления пенсии, – объясняет он по дороге домой.
(Завтра он обнаружит, что это предприятие давно снесли...)

А сегодня у нас тихий семейный вечер у очага. Отец самолично растапливает печку.

В доме я да Инна, да пара кошек, да попугай с собакй.
- Так и зимуем – Саша работает в другой стране, - объясняю я.
- Как хорошо, когда животные в доме, – одобряет он кошек у печки.

Угощаем его печеной курицей с картошкой и капустным салатиком. Он подливает себе водочки, гладит кота и говорит, говорит.
При этом обращается исключительно ко мне. Мою дочку, умницу и красавицу, он не признает: она, видите ли, не в его породу.

Тем не менее Инна очень внимательно слушает тюремные рассказы «дедушки Жоры», по большей части ей знакомые.
 
- ... Когда мне в карцер принесли баланду, я ногой отшвырнул миску так, что она ударилась об стенку, и закричал: «Голодуха!!!»

- ...Я дольше всех просидел в кар-рцере! Во время голодовки часами ор-рал песни Высоцкого! А вер-ртухай ходил под дверью и слушал!..

- ...В тюр-ряге говорили так: где Чер-рный Инженер-р, там в хате пор-рядок!

- А раньше был просто Инженер, - спокойно отмечает Инна.


Оказывается, помимо выбивания пенсии отец параллельно развивает еще одну грандиозную идею - на миллион.
Теперь он слагает стихи о нанатехнологиях.

- Я организую в Сибири завод по производству фуллеренов. Еще чуть-чуть – и у меня все срастется. Это идея планетарного масштаба! Технологии третьего тысячелетия!
- Ты одновременно занимаешься увеличением пенсии с трех тысяч рублей до трех с половиной – и технологиями третьего тысячелетия планетарного масштаба?! – удивляюсь я.
- А что делать? Мне же надо пока на что-то выпить! Но скоро все наладится  – и плевать я хотел на ту пенсию!
- Ты, поди, уже вовлек в это дело половину ученых, чиновников и бандитов Академгородка и дальнего зарубежья, – шучу я.

Инна, зевая, уходит спать. На дворе глубокая ночь.

А я все слушаю и слушаю про эти фуллерены. Мне-то все равно, а ему приятно. Когда еще посижу вдвоем с родным отцом...